Налоговый кодекс штраф это

Оглавление:

Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2017

Актуально на: 30 мая 2017 г.

Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Поэтому неуплата налогов в установленные сроки – это нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом, если это деяние совершено виновно (т. е. умышленно или по неосторожности), оно рассматривается как налоговое правонарушение, за которое предусмотрена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 110 НК РФ). О юридической ответственности за нарушение налогового законодательства в части уплаты налогов расскажем в нашей консультации.

Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц

Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.
  • В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Указанный размер штрафа применяется, если налог доначислен за налоговый период, начиная с 2017 года (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ ).

    А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ ).

    Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

    УК РФ за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность. Эта ответственность ужесточается, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (п.п.1,2 ст. 199 УК РФ). Подробнее о условиях наступления ответственности и виде наказания по УК РФ мы рассказывали в нашей консультации.

    При этом УК РФ предусматривает также ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ).

    glavkniga.ru

    Налоговый кодекс штраф это

    За нарушение налогового законодательства, налоговая служба привлекает налогоплательщика к ответственности. Чаще всего ответственность вытекает в налоговые штрафы. Налоговые штрафы – форма налоговой ответственности, при которой налоговый орган выписывает предписание на оплату налогового штрафа в адрес компании, которая совершила налоговое правонарушение.

    В соответствии со ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговые штрафы – это единственный вид налоговых санкций. Другими словами, налоговая ответственность налогоплательщика возможна только через налоговые штрафы.

    Виды налоговых правонарушений

    В соответствии с НК РФ предусмотрены следующие виды правонарушений, за которые уплачиваются налоговые штрафы:
    — нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
    — нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
    — непредставление налоговой декларации;
    — нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);
    — грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
    — неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
    — невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
    — несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога;
    — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
    — неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;
    — отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
    — неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
    нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

    Это все виды налоговых правонарушений, которые предусмотрены в НК РФ.

    В налоговом кодексе установлены общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения. Там же содержатся также и положения защищающие права налогоплательщика. В случае привлечения налоговой службой налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, важно знать, что можно не платить штраф или существенно уменьшить его размер. В случае неудачи в досудебном урегулировании вопроса, остаётся один путь — отстаивать своё право в арбитражном суде.

    Согласно последним изменениям в налоговом кодексе, с 2011 года ужесточены штрафные санкции за налоговые правонарушения и введены дополнительные штрафы.

    Так за нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе теперь наказывается штрафом в 10 000 рублей. (ст.116 НК РФ).

    За деятельность юридических или физических лиц без постановки на учёт в налоговом органе карается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение такой деятельности, но не менее 40 000 рублей.

    Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (ст. 118 НК РФ), грозит штрафом 5000 рублей.

    Теперь за непредставление налоговой декларации будут платить штраф в размере 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % от величины налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации, но не менее 1 000 рублей, независимо, ни от величины налога, ни от срока опоздания представления декларации.

    Добавились новые санкции. Так за нарушение установленного способа представления налоговой декларации в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, налагается штраф в размере 200 руб. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде.

    Несколько подробно рассмотрим штрафы за грубое нарушение правил учета – ст. 120 НК, п.3 Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.

    Так что теперь налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов существенно увеличен:
    — за грубые нарушения в течение одного налогового периода — 10 000 рублей.
    — за грубые нарушения в течение нескольких налоговых периодов — 30 000 рублей.
    — за грубые нарушения правил учёта, приведшие к занижению налоговой базы — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

    Отметим, что к грубым нарушениям правил учёта относятся:
    1) Отсутствие первичных документов;
    2) Отсутствие счетов-фактур;
    3) Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета;
    4) Отражение хозяйственных операций в регистрах несвоевременно или неправильно.

    Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Раньше налогового агента наказывали только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. Теперь же, в формулировку состава правонарушения добавлены слова «не удержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такие моменты исключаются.

    Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается при работе с иностранными компаниями, когда российские заказчики предпочитают платить НДС за свой счёт, чем объяснить иностранцу, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Теперь такие деяния караются штрафом в размере 20% от суммы не уплаченного налога.

    Увеличен штраф до 30 000 рублей за несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.

    За непредставление в налоговые органы затребованных документов в установленный срок теперь штрафуют на 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

    Штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, а ровно как иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо не достоверными данными, установлен штраф в размере 10 000 руб.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенные по неосторожности (п.1 ст. 122 НК РФ) – штраф 20% от недоимки. Те же деяния, совершенные умышленно (п.3 ст. 122 НК РФ) – штраф 40% от недоимки.

    Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ч. 1 ст. 128 НК РФ) – штраф 1000 рублей.

    Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 128 НК РФ) – штраф 3000 рублей.

    Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п.1 ст. 129 НК РФ) – штраф 500 рублей.

    Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п.2 ст. 129 НК РФ) – штраф 5000 рублей.

    Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (п.1 ст. 129.1 НК РФ) – штраф 5000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п.2 ст. 129.1 НК РФ) – штраф 20 000 рублей.

    Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс — трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Те же деяния, совершенные более одного раза (п.2 ст. 129.2 НК РФ) — шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

    Увеличены штрафы для банков:
    — за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — штраф 20 000 рублей;
    — за непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам — штраф 20 000 рублей.

    Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей.

    Срок давности налогов

    Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). Судебная практика показывает, что при несвоевременной сдаче деклараций, отсчет шестимесячного срока начинается со дня их представления, независимо от даты составления акта или решения налоговой инспекции.

    Малозначительность налоговых правонарушений

    Малозначительность правонарушения никак не отражается на штрафах, налагаемых согласно Налоговому кодексу. Однако этот фактор может учитываться судьями при рассмотрении дел о наложении штрафов по Кодексу об административных правонарушениях (ст. 2.9 КоАП РФ). В силу отсутствия в законодательстве определения малозначительности правонарушения, с учётом сложившейся судебной практики, её можно охарактеризовать как отсутствие угрозы причинения значительного ущерба интересам государства и общества. Довольно часто, суды, признавая вину в совершении правонарушения, ввиду их малозначительности ограничиваются замечанием.

    Налоговым кодексом установлен перечень обстоятельств, которые смягчают ответственность за налоговые правонарушения. Благодаря этому, сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

    Арбитражная практика показывает, что, кроме случаев, предусмотренных в налоговом кодексе, могут быть и другие смягчающие обстоятельства, например, несоразмерность санкций допущенному правонарушению; нет отрицательных последствий для бюджета; правонарушение совершено не умышленно или первый раз; убыточная деятельность организации и др.

    Отягчающие обстоятельства

    Величина штрафов увеличивается в два раза, если правонарушение совершается повторно. (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Это называется отягчающим обстоятельством. Но в случае, если с момента вступления в силу решения суда (налогового органа) прошло 12 месяцев (п. 3 ст. 112 НК РФ), налогоплательщик считается не привлекшим к ответственности.

    В заключение необходимо отметить, что никто не может гарантировать положительного исхода судебного разбирательства в пользу налогоплательщика в таком вопросе как уменьшение штрафа. В то же время суд остаётся единственной инстанцией в защите налогоплательщиком своих прав, и поэтому остаётся или подчинится не справедливому решению налоговых органов или бороться за свои права в арбитраже.

    Оспорить налоговые штрафы, как показывает практика возможно. Но сделать это можно только при грамотном и профессиональном подходе к делу.

    Теги: налоговые штрафы, штраф за неуплату налогов, налог штраф.

    www.madroc.ru

    Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

    Текст статьи.

    Комментарии к статье

    Применяется ли штраф за недоплату налога, если до этого налогоплательщик переплатил деньги в этот же бюджет?

    Обратимся к ст 122 НК РФ с комментариями 2016 г. Эта статья устанавливает ответственность за полную или частичную неуплату сборов и налогов в бюджет РФ. Такая ответственность может возникнуть, только если недоплата налога стала результатом неправомерного поведения. Если к тому же она была умышленной — налогоплательщик намеренно занижал налогооблагаемую базу, то штраф будет в два раза больше.

    Налоговая переплата может быть засчитана в счёт иных платежей, в том числе будущих. Если перед возникновением налоговой задолженности по этому же налогу была переплата, то она может помочь налогоплательщику избежать ответственности. Но лишь при условии, что она сохранилась в бюджете на день выявления недоплаты. Ответственность (штраф) по ст 122 НК РФ может не применяться, если занижение налоговой суммы не повлекло образования долга — такое может случиться как раз только при наличии предшествующей переплаты и в случае, когда эта переплата еще не зачтена в счёт другой задолженности.

    Может получиться, что величина излишне уплаченной суммы меньше, чем величина образовавшегося долга. Тогда, по разъяснениям ВАС РФ, штраф по ст 122 НК РФ применим в соответствующей части. Штраф составляет 20% от неуплаченной в бюджет суммы. И в этом случае будет распространяться лишь на ту часть суммы, которою не перекроет прошлая переплата.

    Итак, согласно выводам ВАС РФ и Минфина по применению норм ст 122 НК РФ с комментариями 2016 г., если по налогу имелась переплата в бюджет, не зачтенная в счёт иных платежей, то при возникновении недоимки, ситуация может развиваться двумя путями:

    • если переплата покрывает размер недоимки, то ответственность не применяется;
    • если переплата не покрывает размер недоимки, то ответственность применяется в виде штрафа размером 20% от суммы, оставшейся после учёта переплаты.

    Применяется ли штраф, если при возникновении недоимки переплаты по налогу не было, но к принятию решения о взыскании она уже возникла?

    Обратимся к ст 122 НК РФ с комментариями 2016 г., которая устанавливает штраф за неуплату налога в бюджет. Но на указанный вопрос норма этой статьи не даёт ответа. Поэтому для разъяснений нужно изучить судебную практику.

    Обязательна ли уплата штрафа, если ко дню принятия налоговым инспектором решения о взыскании налоговой недоимки образовалась переплата, которой раньше не было, то есть плательщик успел погасить свой долг?

    Официальная позиция по этому вопросу не выражалась, а мнения судей разделились.

    По одной из позиций, наличие налоговой переплаты на день вынесения инспекцией решения не даёт плательщику освобождения от штрафа, если такой переплаты не было во время образования долга. Судьи считают, что инспекция правомерно может оштрафовать налогоплательщика, если он переплатил сумму в бюджет лишь к моменту вынесения решения о привлечении к ответственности.

    Вместе с этим есть судебное решение, по которому переплата, появившаяся позднее недоимки, но ранее, чем принято решение, должна быть учтена налоговым органом при вынесении этого решения. Суд указал, что плательщик успел подать уточненную декларацию за спорный налоговый период и уплатить долг до принятия налоговой службой решения о привлечении к штрафу. И так как решение было вынесено без учёта указанной переплаты, оно было отменено судом.

    Итак, согласно выводам по судебным решениям с комментариями 2016 есть противоположные судебные мнения, поэтому при возникновении спора по зачёту переплаты в счёт долга при схожих обстоятельствах правоту придётся доказывать.

    m.ppt.ru

    Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

    Налоговая ответственность

    Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

    Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

    Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

    Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

    Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

    Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

    С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

    Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

    (по состоянию на 04.05.2017)

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

    Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
    (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

    Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

    Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

    Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

    Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

    Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

    Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.

    На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.

    Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

    Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.

    Срок давности привлечения к ответственности

    Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.

    Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2015 года — до 2 октября.

    В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.

    Уклонение от уплаты налогов

    Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:

    иного неправильного исчисления налога (сбора);

    других неправомерных действий (бездействия).

    Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).

    Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.

    Отсутствие состава правонарушения

    Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

    Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.

    Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 № 3-6-04/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.

    Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

    Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.

    Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.

    В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

    Признаками преступления являются:

    непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).

    Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;

    непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).

    Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);

    неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).

    Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;

    сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

    Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

    Крупным размером признается:

    в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 600 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей;

    в отношении юридических лиц — задолженность более 2 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 6 000 000 рублей.

    Особо крупным размером:

    в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 3 000 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей;

    в отношении юридических лиц — задолженность более 10 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 30 000 000 рублей.

    При исчислении размера уклонения от уплаты налогов надлежит сложить суммы всех неуплаченных не только налогов, но и сборов. Вместе с тем преступлением может быть признано уклонение от уплаты единственного налога (сбора). Исчисление доли неуплаченных налогов необходимо осуществлять исходя из суммы всех налогов (сборов), подлежащих уплате за период в пределах 3 финансовых лет подряд, а не по каждому налоговому периоду или финансовому году, даже если доля уклонения не превышает пороговых значений в каждом из периодов.

    Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

    Из всего этого следует, что:

    Прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в необходимой для возбуждения уголовного дела сумме.

    По факту проверки должен быть составляен акт, а на основании акта — решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности.

    После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности должно быть направлено требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 26.03.2013, 04.10.2014, 04.05.2017

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    yuridicheskaya-konsultaciya.ru

    Смотрите так же:

    • Какие статьи относятся к тяжким преступлениям Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица […]
    • Приказ минтруда 528 н Считаем отпуска Автор: Голушко Евгения Общие положения Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. На основании ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в […]
    • Стаж совсем не велик как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения пенсии по старости и минимальное […]
    • Штрафы ифнс для ип Санкции за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию Организации и ИП должны сдавать отчетность в налоговые органы РФ. Состав отчетности и сроки ее сдачи зависят, в частности, […]
    • Базовый тариф осаго с 12 апреля В РФ начали действовать новые тарифы ОСАГО С 12 апреля минимальный базовый тариф по ОСАГО повышается на 40 процентов с расширением "тарифного коридора" до 20 п.п, то есть до 60 процентов. […]
    • Образец взыскании госпошлины Взыскание госпошлины с ответчика в арбитражном процессе Актуально на: 20 июня 2017 г. О госпошлине, уплачиваемой при подаче искового заявления в арбитражный суд, мы рассказывали в нашей […]