О налоге на имущество организаций крым

Крым. СЭЗ. Налог на имущество

Республика Крым и город федерального значения Севастополь находятся в свободной экономической зоне (СЭЗ), где в соответствии с Законом № 377‑ФЗ действует льготный порядок налогообложения (подробнее об этом читайте в статье В. В. Алексеева «Крым и Севастополь: налоговые льготы для участников СЭЗ», № 4, 2016). В рамках данной статьи рассмотрим порядок применения льготы по налогу на имущество.

Налоговая норма.

В соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации – участники свободной экономической зоны в отношении имущества, учитываемого на их балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного в данной зоне, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

На практике у организаций (ИП) – участников СЭЗ (в настоящее время – более 1 500 хозяйствующих субъектов) возникает множество вопросов по поводу применения приведенной нормы.

Организация планирует заключить инвестиционный договор с правительством Севастополя для вступления в СЭЗ с проектом, направленным:

  • на строительство новых объектов туриндустрии;
  • на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся на балансе основных фондов, входящих в курортно-развлекательный комплекс:
    • гостиница;
    • аквапарк;
    • СПА-центр;
    • рестораны.
    • В частности, в рамках проекта предусмотрены работы по капитальному ремонту кровли всех секций комплекса, создание квест-комнат, зон переговоров и отдыха, ремонт бассейнов с полной заменой покрытия и укреплением чаш, изменение интерьера и ремонт помещений номерного фонда. В аквапарке планируется провести работы по укреплению бетонных конструкций, реновирование горок и пр.

      Можно ли в отношении названных объектов ОС применять льготу по налогу на имущество с учетом того, что на момент присо­единения к СЭЗ многие объекты уже использовались организацией (были введены в эксплуатацию в период с 2011 по 2016 годы)? Если да, то в какой части – в общей стоимости объектов или только в сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию)? Если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу попадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, или только те, по которым проводилась модернизация? С какой даты можно пользоваться льготой – с даты начала модернизации или с даты вступления в СЭЗ?

      Закон о СЭЗ.

      Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Закону № 377‑ФЗ. В соответствии с его ст. 1 под свободной экономической зоной понимаются территории Республики Крым и города Севастополя и примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море. Цели создания СЭЗ таковы:

    • обеспечение устойчивого социально-экономического развития;
    • привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств;
    • развитие транспортной и иных инфраструктур;
    • развитие туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортной сферы;
    • повышение уровня и качества жизни граждан.
    • Чтобы стать участником СЭЗ, организация должна представить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым (Севастополя) заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением установленных документов. Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно (п. 1 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ):

    • быть зарегистрировано на территории Республики Крым (Севастополя);
    • состоять на налоговом учете в налоговом органе;
    • иметь инвестиционную декларацию.
    • Для справки:

      На сайте Министерства экономического развития Республики Крым (http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php%3Fid%3D608777) размещены рекомендации по заполнению инвестиционной декларации.

      В декларации, кроме прочего, указываются следующие сведения (п. 3 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ):

    • цель инвестиционного проекта;
    • виды деятельности;
    • технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;
    • объем капитальных вложений, планируемых в рамках проекта;
    • график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации проекта;
    • порядок реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым (города Севастополя).
    • Объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне должен быть таким.

      Объем капитальных вложений

      Лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства

      Не менее 3 млн руб.

      Не менее 30 млн руб.

      Напомним, что под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе расходы:

    • на осуществление проектно-изыскательских работ;
    • на новое строительство;
    • на техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий;
    • на приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря.
    • В разделе III «Технический план инвестиционного проекта» инвестиционной декларации указываются, кроме прочего, сведения об объектах недвижимости, предполагаемых к использованию в ходе деятельности в рамках реализации проекта:

    • перечень объектов недвижимости;
    • вид (название) объектов недвижимости;
    • местоположение;
    • назначение объектов;
    • кадастровый (условный) либо инвентаризационный номер земельного участка, на котором располагаются объекты;
    • правообладатель объектов;
    • сведения об обременениях объектов недвижимости;
    • техническое описание объектов;
    • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов;
    • фактическое состояние инженерно-технического обеспечения объектов (в частности, подтверждение наличия инфраструктурного обеспечения инвестиционного проекта – электроэнергии, водо-, тепло-, газоснабжения, подъездных путей и пр.);
    • необходимые мощности для реализации инвестиционного проекта;
    • описание необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности на территории свободной экономической зоны.
    • Льготируемые объекты.

      В Письме от 09.10.2017 № 03‑05‑05‑01/65594 (далее – Письмо № 03‑05‑05‑01/65594) Минфин дал следующие разъяснения по данной теме: льгота по налогу на имущество организаций применяется в отношении объектов основных средств, поименованных в разд. III инвестиционной декларации.

      Таким образом, все объекты ОС, имеющиеся на балансе предприятия на момент присоединения его к СЭЗ, которые оно планирует использовать при реализации инвестиционного проекта (соответственно, информация о которых указана в инвестиционной декларации), освобождаются от налога на имущество. Помимо этого от налогообложения будут освобождены основные средства, созданные или приобретенные для целей реализации проекта уже в период присоединения к СЭЗ.

      Даты начала и окончания применения льготы.

      В соответствии с п. 19 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в этот реестр (форма свидетельства о включении юридического лица (ИП) в реестр участников СЭЗ утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 № 857).

      Таким образом, льгота по налогу на имущество применяется со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении организации в число участников СЭЗ.

      Что это означает для налогоплательщика? В отношении вновь созданных (приобретенных) объектов ОС все понятно – льгота применяется в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. А как рассчитать десятилетний срок по объектам ОС, эксплуатирующимся давно? Чиновники в Письме № 03‑05‑05‑01/65594 разъяснили, что льгота по таким ОС применяется со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны соответствующей записи до даты истечения десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. То есть если имущество (гостиничный комплекс) было принято на учет в ноябре 2011 года, льготу можно применять с даты внесения в названный реестр (предположим, 20 февраля 2018 года) до 1 декабря 2020 года (если до этого момента организация не будет исключена из СЭЗ).

      Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что льгота применяется к общей стоимости объектов, а не только к сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию). Налоговая база в отношении таких объектов определяется в порядке, установленном ст. 375 НК РФ. При этом если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу подпадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, а не только те, по которым проводилась (либо планируется в будущем) модернизация.

      Скажем несколько слов об исключении участников из СЭЗ. В соответствии с п. 23 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ организация подлежит исключению из реестра участников свободной экономической зоны в случае:

    • расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда;
    • прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением предпринимателя из ЕГРИП;
    • окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на который он был заключен.
    • Здесь же проясним несколько моментов.

      1. Процедура расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон Законом № 377‑ФЗ не установлена. Чиновники из Минэкономразвития (Письмо от 19.05.2016 № Д08и-612) разъяснили, что расторжение договора по соглашению сторон должно происходить посредством заключения соглашения о расторжении указанного договора в письменной форме.
      2. Расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности и др.) (ст. 14 Закона № 377‑ФЗ).
      3. Если участник свободной экономической зоны не выполнил (нарушил) условия договора о деятельности в СЭЗ и при этом воспользовался преференциями, предусмотренными Законом № 377‑ФЗ, указанные преференции подлежат возмещению.
      4. До настоящего времени законодательством не урегулирован вопрос возврата полученных за время исполнения инвестиционного договора преференций (фискальных сборов) (Письмо ФНС РФ от 08.07.2016 № БС-4-11/12244@). Также не установлены бюджеты соответствующих получателей фискальных сборов, в которые указанные средства должны возвращаться, механизм и сроки их возврата.

        Кроме того, специальным (налоговым, таможенным) законодательством не регламентирована ответственность сторон договора, не определены понятия недобросовестности поведения участников СЭЗ, условия расторжения договора по инициативе участника и иные случаи, предусмотренные федеральным законодательством. До внесения в законодательство необходимых поправок споры будут решаться на местном уровне либо в суде. Примеры уже есть – Постановление АС ЦО от 11.10.2017 по делу № А83-6051/2016 и др.

        Порядок расчета.

        Как же налоговые преференции реализуются на практике, если учесть, что право на льготу возникает (прекращается) обычно в середине отчетного (налогового) периода? Поскольку специальные правила исчисления налога на имущество в описанной ситуации законодательством не установлены, полагаем, нужно применять общие правила.

        Подчеркнем, что в зависимости от вида имущества налоговая база определяется:

        • либо как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (по остаточной стоимости);
        • либо как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
        • Остановимся на каждом из этих вариантов отдельно.

          Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества.

          По мнению ФНС, целесообразно внесение в Налоговый кодекс дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен этот статус (Письмо от 23.06.2016 № СД-4-3/11243@).

          Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период (календарный год) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1‑е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Если основное средство приобрели (реализовали) в середине налогового периода, исчислять налог на имущество следует в общем порядке – исходя из расчета за весь год: просто в те месяцы, когда на балансе имущества еще (уже) не было, его среднегодовая стоимость равна нулю.

          Мы предполагаем, что с даты вступления организации в свободную экономическую зону (соответственно получения права на применение льготы по налогу на имущество) стоимость ОС, поименованных в инвестиционной декларации, следует указывать в налоговой декларации равной нулю. При прекращении членства в СЭЗ все должно вернуться «на круги своя».

          Налоговая база – кадастровая стоимость имущества.

          А вот в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, на случай, если в течение налогового периода такое имущество был приобретено (создано, реализовано), предусмотрены специальные правила. В соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

          Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества произошло…

          www.audar-press.ru

          В Крыму отменили льготы по налогу на имущество

          СИМФЕРОПОЛЬ, 29 ноя — РИА Новости. Парламент Крыма отменил льготы на уплату налога на имущество организаций, решение принято на очередной сессии в среду.

          «Законом предлагается отменить налоговую льготу, освобождающую от уплаты налога на имущество организаций. В частности, данная налоговая льгота будет отменена для организаций, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с законодательством республики Крым, а также для имущественных санаторно-курортных комплексов, которые имели права на данную льготу», — сказал Константинов на сессии крымского парламента.

          По словам Константинова, это позволит увеличить поступления налогов в бюджет.

          Подробнее о новостях Крыма — на crimea.ria.ru >>

          Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

          © 2018 МИА «Россия сегодня»

          Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

          Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

          Главный редактор: Анисимов А.С.

          Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

          Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

          Настоящий ресурс содержит материалы 18+

          Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

          Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

          Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

          Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

          На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

          Комментарий пользователя будет удален, если он:

        • не соответствует тематике страницы;
        • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
        • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
        • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
        • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
        • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
        • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
        • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
        • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
        • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
        • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
        • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
        • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
        • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
        • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
        • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
        • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
        • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
        • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

          Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

          Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

          В письме должны быть указаны:

        • Тема – восстановление доступа
        • Логин пользователя
        • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

        Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

        В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

        ria.ru

        Налог на имущество для крымских предприятий

        Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»

        Начиная с I квартала 2015 года крымские и севастопольские юридические лица начнут уплачивать новый налог. Речь идет о налоге на имущество.

        Новый потому, что такого налога они не платили, являясь украинскими юридическими лицами. Новый потому, что он был одним из тех налогов, от которого крымские и севастопольские предприятия были освобождены в переходный период, который был установлен на время их адаптации к российскому налоговому законодательству.

        В силу ст. 12 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам. Поэтому для того, чтобы он вступил в действие в регионе, субъектом РФ должен быть принят соответствующий закон, для которого есть условие: он должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по нему.

        Согласно п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Следовательно, указанное выше условие для его вступления в силу в 2014 году в Крыму и Севастополе не могло быть соблюдено (на это указал Минфин в письмах от 30.04.2014 № 03-05-04-04/20583 и от 13.11.2014 № 03-05-05-01/57528).

        Зато в обоих субъектах федерации оно своевременно выполнено в отношении 2015 года. В Крыму принят Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 1 (далее – Закон № 7-ЗРК/2014), а в Севастополе – Закон города Севастополя от 26.11.2014 № 80-ЗС 2 (далее – Закон № 80-ЗС).

        К полномочиям законодательных (представительных) органов субъектов РФ НК РФ отнес определение налоговой ставки в пределах, установленных названным кодексом, порядка и сроков уплаты налога. Эти органы могут также установить особенности обложения налогом для отдельных объектов недвижимости и льготы по налогу.

        Какую ставку применять?

        Правда, севастопольские законодатели тут же предусмотрели и постепенное повышение ставки год от года с целью доведения ее в 2018 году до максимальной, предусмотренной НК РФ. Однако в этой части п. 1 ст. 2Закона № 80-ЗС не может применяться.

        Дело в том, что уже после принятия данного севастопольского закона был принят Федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Этим законом в ст. 380 НК РФ был введен новый п. 5, согласно которому ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка. Иначе говоря, ставка в размере 1%, установленная на 2015 год в обоих субъектах федерации, должна быть неизменной в течение 2015 – 2019 годов. Только после этого она может быть повышена.

        И в Крыму, и в Севастополе вдвое снижена ставка по налогу для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, а также для сельскохозяйственных производственных кооперативов. В Республике Крым этой ставкой могут воспользоваться и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

        Напомним, что указанные кооперативы и КФХ могут заниматься не только производственной деятельностью, хотя в любом случае они работают в сфере сельского хозяйства. Так, сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

        В свою очередь, как следует из п. 1 ст. 86.1 ГК РФ, крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» уточняется, что под иной хозяйственной деятельностью понимаются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции.

        Таким образом, ставка в размере 0,5% применяется к сельскохозяйственным кооперативам и КФХ, не обязательно занимающимся производственной деятельностью.

        Но в любом случае для применения этой ставки законами Крыма и Севастополя установлено следующее условие: выручка от реализации произведенной налогоплательщиком продукции (работ, услуг) от основной деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Законодатели не уточнили сказанное, но очевидно, что условие относится к любому отчетному (налоговому) периоду.

        Еще более низкую ставку установили в Севастополе в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, а также в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных и гаражно-строительных ко­оперативов. Она равна 0,1%.

        Кроме того, согласно п. 4 ст. 2Закона № 80-ЗС в Севастополе налоговая ставка в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливается в 2015 году равной 1,0%, в 2016 году – 1,3%, в 2017 году – 1,6%, в 2018 году – 1,9%.

        Заметим, что в указанные годы в отношении этих объектов налогообложения могут быть установлены названные налоговые ставки, если в регионе не примут решение их снизить. Сказанное следует из п. 3 ст. 380 НК РФ. Перечень имущества, которое относится к таким объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

        Как видим, севастопольцы приняли решение не снижать ставки по данному имуществу по сравнению с максимальной величиной, которую предлагает федеральное законодательство. Они сочли необходимым указать это в региональном налоге. Однако аналогичные ставки в отношении поименованного имущества надо применять и в Крыму, хотя законодатели Республики Крым вообще не затронули эту тему в Законе № 7-ЗРК/2014.

        Как определить налоговую базу?

        Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Передача во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесение в совместную деятельность не исключает имущество из объекта налогообложения. В свою очередь, в число таких объектов включается имущество, полученное по концессионному соглашению (ст. 378.1 НК РФ) 3 .

        К сведению:

        Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

        К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

        Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

        К объектам налогообложения относится имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств. То есть его учет в этих целях ведется по правилам бухгалтерского учета на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 4 .

        В связи с этим хотелось бы с сожалением отметить, что нормативные документы и разъяснения по поводу того, в каком порядке в баланс перерегистрированного предприятия, составленный на дату его внесения в ЕГРЮЛ, включаются остатки по счетам бухгалтерского учета, которые образовались на ту же дату согласно нормам украинского законодательства 5 , практически отсутствуют. По нашему мнению, именно учет основных средств особенно нуждался бы в такой регламентации.

        Что касается налогового учета, безусловно, можно воспользоваться порядком, предусмотренным п. 8 – 22 разд. II Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» 6 (далее – Положение).

        Аналогичные нормы присутствуют в п. 10 – 18.7 ст. 26 Закона города Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон № 2-ЗС).

        После внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ необходимо было провести инвентаризацию активов и пассивов, в частности основных средств. Данные, указанные по итогам этой инвентаризации, следует считать начальными данными об объектах налогового учета.

        Из Закона № 2-ЗС не следует явно, но при анализе Положения становится очевидно, что речь идет об объектах налогового учета исключительно в целях исчисления налога на прибыль, но не налога на имущество. Причем, если акт инвентаризации в установленные сроки не представлен, стоимость объектов основных средств определяется на основании учетных данных (надо понимать, определенных ранее в соответствии с украинским законодательством), подтвержденных документально.

        Помимо того, как установить первоначальную (остаточную) стоимость основных средств, в данных документах определяется:

      5. что является амортизируемым имуществом (идет отсылка к нормам НК РФ);
      6. как поступить с активами, которые до перерегистрации числились в качестве основных средств, но согласно НК РФ к амортизируемому имуществу не относятся;
      7. когда начислять амортизацию;
      8. как определить срок полезного использования с учетом предыдущей эксплуатации основного средства до перерегистрации.
      9. Повторимся: в отношении бухгалтерского учета основных средств таких подробных указаний нормативного характера нет. Но, по нашему мнению, в обозначенной ситуации можно обратиться к ПБУ1/2008 «Учетная политика организации» 7 . Пункт 7 данного документа допускает, чтобы по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не оказались установленными способы ведения бухгалтерского учета. Тут же организации предлагается в обрисованной ситуации разрабатывать свой способ ведения бухгалтерского учета исходя из названного ПБУ и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету. Полагаем, поскольку они отсутствуют, организация может принять решение воспользоваться правилами, установленными в отношении основных средств в Положении и Законе №2-ЗС. Во всяком случае, мы не находим такого запрета в законодательстве.

        Эти правила следует отразить в учетной политике организации по бухгалтерскому учету 8 . Добавим, что данный подход позволит избежать применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» 9 , поскольку между налоговым и бухгалтерским учетом указанных основных средств расхождений не будет.

        Об освобождении от налога и льготах

        С 01.01.2015 не относятся к объектам налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы 13 (то есть имущество со сроком полезного использования согласно данной классификации не более трех лет).

        Льготы по налогу на имущество установлены и НК РФ, и законами субъектов РФ (ст. 6Закона № 7-ЗРК/2014 и ст. 4 Закона № 80-ЗС). Так, согласно ст. 381 НК РФ освобождается от обложения налогом, в частности, движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

      10. реорганизации или ликвидации юридических лиц;
      11. передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
      12. Возникает вопрос, распространяется ли данная льгота на случай приобретения (постановки на учет) крымским или севастопольским предприятием движимого имущества в период с 01.01.2013 до момента перерегистрации. Разъяснений по данному поводу не было, а до их выхода, по нашему мнению, распространять эту льготу на обрисованную ситуацию было бы рискованно. Ведь можно считать, что в указанной норме речь идет исключительно о постановке на учет в органах российского ГИБДД и аналогичных структур.

        Организация – участник свободной экономической зоны не облагает налогом имущество, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенное на этой территории, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст. 381 НК РФ).

        Как рассчитать налог

        Статья 378.2 НК РФ для определенных объектов недвижимого имущества предписывает определять налоговую базу в зависимости от кадастровой стоимости. Но это возможно, если в соответствующем регионе РФ повсеместно определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. В таком случае субъект РФ до начала нового налогового периода принимает специальный закон.

        Поскольку в Крыму и Севастополе подобные законы пока не приняты, мы в данной статье эту тему опустим.

        В расчет среднегодовой стоимости берется остаточная стоимость в целом по всей совокупности основных средств, являющихся объектом налогообложения. Она определяется на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, после чего определяется ее средняя величина за отчетный период.

        Остаточная стоимость объектов основных средств на 01.01.2015 составила 300 000 руб., на 01.02.2015 – 290 000 руб., на 01.03.2015 – 280 000 руб., на 01.04.2015 – 270 000 руб., на 01.05.2015 – 260 000 руб., на 01.06.2015 – 250 000 руб., на 01.07.2015 – 240 000 руб. (примем, что в течение этого периода основные средства не приобретались и не реализовывались).

        Облагаемая база за I квартал 2015 года (среднегодовая стоимость) равна 285 000 руб. ((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000) руб. / 4 мес.).

        Облагаемая база за I полугодие 2015 года равна 270 000 руб. (((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000 + 260 000 + 250 000 + 240 000) руб. /

        7 мес.) — 285 000 руб.).

        Аналогично рассчитывается среднегодовая стоимость в целом за налоговый период.

        Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации правилами бухгалтерского учета не предусматривается. Для этих объектов стоимость для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

        Уплата налога и отчетность

        Окончательная сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит разница между этой суммой и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст.382 НК РФ).

        Учтем для расчета облагаемую базу за I квартал и I полугодие из примера 1. Кроме того, добавим, что облагаемая база за 9 месяцев составила 255 000 руб., а за год – 240 000 руб.

        Авансовые платежи за I квартал будут равны 713 руб. ((285 000 руб. х

        1%) / 4), за I полугодие – 675 руб. ((270 000 руб. х 1%) / 4), за 9 месяцев – 638 руб. ((255 000 руб. х 1%) / 4). Общая сумма авансовых платежей составит 2 026 руб.

        Сумма налога по итогам налогового периода – 2 400 руб. (240 000 руб. х 1%). Следовательно, окончательная сумма налога к уплате равна 374 руб. (2 400 — 2 026).

        Из пункта 3 ст. 382 и ст. 385 НК РФ следует, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, она уплачивает налог по месту нахождения названного недвижимого имущества. Но для этого необходимо, чтобы данное имущество было поставлено на налоговый учет именно по месту его нахождения.

        Однако законодатели учли, что в Крыму и Севастополе для такой постановки на учет в отношении недвижимого имущества перерегистрирующихся юридических лиц требуется время. В связи с этим, пока подобное имущество не поставлено на отдельный налоговый учет (не получено свидетельство об этом), авансовые платежи (налог) можно уплачивать по месту нахождения организации, как и отчитываться по тому же адресу (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ).

        Надо иметь в виду, что по окончании отчетных периодов представляется налоговый расчет, а по итогам налогового периода другая форма – налоговая декларация 14 . Предельные сроки для их представления установлены следующие: налоговый расчет необходимо подать не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (например, за I квартал надо отчитаться не позднее 30 апреля), декларацию – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (ст. 386 НК РФ). Именно такие сроки определены для налогоплательщиков Крыма и Севастополя местными законодателями (ст. 5Закона № 7-ЗРК/2014 и ст. 3 Закона № 80-ЗС).

      13. Опубликован в газете «Крымские известия» 25.11.2014.
      14. Опубликован в газете «Севастопольские известия» 29.11.2014.
      15. См. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
      16. Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
      17. Подробные рекомендации на эту тему доступны по ссылке: http://audar-info.ru/article/#/article/com/?sectId=2515, путь: Материалы / Каталоги / Коммерческие организации / Основы организации бухгалтерского учета на предприятии / Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.
      18. Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 № 2263-6/14.
      19. Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
      20. Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 она должна быть утверждена не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица и считается применяемой со дня указанной регистрации.
      21. Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
      22. См. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
      23. Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
      24. См. пункт 7 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ.
      25. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
      26. Формы и порядок заполнения налогового расчета и налоговой декларации по налогу на имущество утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.
      27. Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

        www.klerk.ru

        Смотрите так же:

        • Приказ о назначении директора на должность главного бухгалтера Приказ о назначении генерального директора (образец) Приказ о назначении директора (образец) может быть издан как в отношении человека с числа учредителей, так и специалиста, нанятого со […]
        • Закон сертификация продукции и услуг Закон “ О сертификации продукции и услуг” Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции - в 1995г. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, […]
        • Официальный сайт мирового суда советского района г красноярска Официальный сайт мирового суда советского района г красноярска Советский районный суд г.Красноярска Адрес электронной почты факс 8(391)226-83-39; 226-84-93 IP- адрес ВКС […]
        • Адвокат соломон Структура палаты Органы Совета Полезные ссылки Состав Совета молодых адвокатов БОРИСОВА Елена Анатольевна Куратор член Совета Адвокатской палаты Новосибирской области, председатель […]
        • Есть ли страховка кредита в втб 24 ОтЛичная защита // Джуниор. Страховка для детей Страхование от несчастных случаев для детей от 3 до 17 лет Вашим детям необходим активный досуг и занятия спортом, а вам – […]
        • Совесть для юриста Просроченный кредит. Как рассчитать и чем он грозит? Просроченный кредит, как пишет Википедия, – это кредит, по которому не выполняются условия первоначального кредитного соглашения. В […]