Правила 7м

Общие и специальные правила перевозки наливных грузов (7-М). Издание 2-е

В текст настоящего издания «Общих и специальных правил перевозки наливных грузов (Сборник 7-М)» вошли изменения и дополнения ранее опубликованные в сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР, в выпусках № 103 (1986 г.). № 105 (1987 г.), № 108 (1988 г.), № 114 (1991 г.), а также изменения, введенные согласно циркулярному письму Росморфлота № МФ-35/1712 от 11.09.97 г.

Настоящие Общие правила морской перевозки наливных грузов на судах Министерства морского флота (в дальнейшем Общие правила) распространяются на перевозки нефти и нефтепродуктов, химических веществ, сжиженных газов, пищевых и других наливных грузов в каботаже и в заграничном сообщении, если иное не предусмотрено международными договорами, в которых участвует СССР, либо договором морской перевозки между советским перевозчиком и иностранным фрахтователем.

Общие правила не распространяются на перевозки жидких веществ в таре, в контейнерах-цистернах, железнодорожных вагонах.

Часть I. Общие правила морской перевозки палипных грузов на судах ММФ.
РД 31.11.81.38-82
1. Общие положения
2. Предъявление судов под перевозку
3. Предъявление грузов к перевозке
4. Прием грузов к перевозке
5. Перевозка грузов
6. Выдача груза

Часть II. Специальные правила перевозки наливных грузов на судах Министерства морского флота
Раздел I. Правила морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом
на танкерах ММФ. РД 31.11.81.36-81
1. Общие положения
2. Общие требования
3. Требования к грузовому оборудованию танкера, относящиеся к предотвраще-
нию разливов
4. Классификация и свойства нефтепродуктов
5. Обмен информацией перед приходом танкера в порт
6. Подготовка танкера к погрузке
7. Погрузка у причала
8. Беспрнчальная погрузка и выгрузка
9. Перегрузка с судна на судно
10. Совмещение грузовых и балластных операций
11. Плавание груженого танкера
12. Подготовка танкера к разгрузке
13: Выгрузка
14. Перевозка нефтепродуктов повышенной токсичности
15. Перевозка нефтепродуктов в таре
16. Проведение балластных операций
17. Предотвращение образования опасных зарядов статического электричества .
18. Применение инертного газа
19. Работа в недегазированном танке
20. Меры безопасности при мойке и дегазации танков
21. Мойка танков сырой нефтью
22. Меры пожарной безопасности при ремонтных работах
23. Общие меры по предупреждению пожаров и борьба с ними
Приложение 1. Рекомендуемое. Способы контроля взрывобезопаспого н противопожарного режима на танкерах
Приложение 2. Справочное. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных
веществ, выделяемых основными видами жидких грузов, топлива
и инертными газами (по СН245-71)
Приложение 3. Справочное. Производительность перекачки в зависимости от диа-
метра трубы и скорости потока в пей
Приложение 4. Справочное. Стандартные образцы письма, Проверочного листа и
Инструкции на случай пожара
Приложение 5. Рекомендуемое. Положение о порядке допуска членов семей моря-‘ ков на недегазнрованпые танкеры
Приложение 6. Справочное. Электрические газоанализаторы горючих газов и паров
Приложение 7. Рекомендуемое. Инструкция (временная) о мерах пожарном ue.su-
пасности при бункеровке танкера с плавсредств в период прове-
дения грузовых операций
Приложение 8. Инструкция по проведению дегазации отстойных танков нефтеналивных судов со смывками нефтепродуктов у причалов нефтегаванн
Приложение 9. Инструкция (временная) по применению пены средней кратности
на судах при тушении горящих нефтепродуктов
Приложение 10. Рекомендуемое’ Типовая программа пожарной подготовки членов
экипажей судов нефтеналивного флота . . .
Приложение 11. Рекомендуемое. Программа подготовки экипажей судов ММФ для работы в противодымных изолирующих противогазах .
Приложение 12. Справочное. Требования, предъявляемые к береговому грузовому оборудованию в целях обеспечения безопасности судна . . . .
Приложение 13. Справочное. Меры противопожарной защиты на нефтеучас’тке
порта
Приложение 14. Справочное. Термины и определения, принятые в настоящих Пра-
вилах
Раздел II. Правила морской перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ.
РД 31.11.81.35-81
1. Общие положения o . . . .
2. Требования, предъявляемые к грузу
3. Требования, предъявляемые к судну
4. Подготовка судна к погрузке
5. Погрузка
6. Перевозка груза
7. Подготовка груза к выгрузке
8. Выгрузка
9. Отбор проб и контроль количества груза
10. Требования безопасности
Приложение 1. Обязательное. Классификация пищевых и других грузов раститель-ного и животного происхождения, перевозимых наливом .
Приложение-2. Справочное. Транспортные характеристики грузов группы 0.1.1 —
Спирты-ректификаты o
Приложение 3. Справочное. Транспортные характеристики грузов группы 0.1.2 —
Спирты коньячные
Приложение 4. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.2 —
Вииоматериалы
Приложение 5. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса-0.3 —
Растительные и животные жиры
Приложение 6. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.4 —
Патоки (мелассы) —
Приложение 7. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.5 —
Вода
Приложение 8. Обязательное. Порядок отбора проб груза
1. Порядок отбора проб коньячных спиртов и виноматерналов в грузовых
танках (цистернах) судов
2. Порядок отбора проб растительных масел и животных жиров в грузовых
танках (цистернах) судов
3. Порядок отбора проб патоки (мелассы) в грузовых танках (цистернах)
судов
Приложение 9. Обязательное. Порядок определения количества грузов .
1. Порядок определения количества коньячных спиртов и внноматериалов в
грузовых танках (цистернах) судов-внновозов
2. Порядок определения количества растительных масел и животных жиров,
в грузовых танках (цистернах) судов
Приложение 10. Справочное. Поправочные коэффициенты для приведения объемов
вина, измеренных при различной температуре, к объему при темпе-
ратуре 20°С
Приложение 11. Справочное. Таблица для определения массы спирта в одном
декалитре
Приложение 12. Справочное. Таблица плотности растворов мелассы (патоки) в за-
висимости от числа Брике
Приложение 13. Справочное. Зависимость между производительностью перекачки.
диаметром трубы и скоростью жидкости в ней
Приложение 14. Справочное. Приборы для определения химических веществ D воздухе

Раздел III. Правила морской перевозки химических грузов наливом.
РД 31.11.81.37-82
1. Общие положения
2. Подготовка судна к погрузке
3. Перевозка
4. Выгрузка
5. Мойка и дегазация танков, балластные операции
6. Требования безопасности
7. Меры по предотвращению загрязнения моря
8. Аварийные меры
Приложение 1. Справочное. Классификация наливных химических грузов по степени
опасности для здоровья людей в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76
Приложение 2. Справочное. Порядок проверки чистоты танков на присутствие
следов темных нефтепродуктов, масел, хлоридов и других грузов
Приложение 3. Справочное. Перечень шифров зачистных и моечных операций,
применяемых при составлении таблиц технологических процессов
мойки грузовых танков

Раздел IV. Правила перевозки сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами. РД 31.11.81.43-83
1. Общие положения
2. Подготовка судна к грузовым операциям
3. Очистка, инертизация и дегазация танков и грузовой системы
4. Грузовые операции
5. Транспортировка сжиженного газа и переход судна в балласте
6. Меры пожарной безопасности
7. Требования безопасности
Приложение 1. Обязательное. Термины и определения
Приложение 2. Справочное. Физико-химические свойства грузов
Приложение 3. Обязательное. Порядок подготовки танков и грузовых систем
к наливу сжиженных газов
Приложение 4. Справочное. Реакционная способность сжиженных газов

Часть III. Технические условия морской перевозки (ТУМП) наливных грузов
ТУМП метанола наливом. РД 31.11.81.05-77
Карта технологического режима морской перевозки акрилонитрила наливом.
РД 31.11.81.06-87
ТУМП ксилолов наливом. РД 31.11.81.08-78
ТУМП уксусной кислоты наливом. РД 31.11.81.09-78
Карта технологического режима морской перевозки стирола наливом.
РД 31.11.81.10-87
ТУМП фурфурола наливом. РД 31.11..81.11-78
Карта технологического режима морской перевозки бензола наливом.
РД 31.11.81.12-87
Карта технологического режима морской перевозки этиленгликоля наливом.
РД 31.11.81.13-87
Карта технологического режима морской перевозки дихлорэтана наливом.
РД 31.11.81.14-87
Карта технологического режима морской перевозки циклогексана наливом
РД 31.11.81.15-87
ТУМП таллового масла наливом. РД 31.11.81.16-78
Карта технологического режима морской перевозки суперфосфорной кислоты
наливом. РД 31.11.81.17-87
ТУМП додецилбензола наливом
Карта технологического режима перевозки ацетона наливом. РД 31.11.81.19-79 Карта технологического режима перевозки бутанола наливом. РД 31.11.81.20-79 Карта технологических режимов перевозки монохлорбензола наливом.
РД 31.11.81.21-79
Экспериментальная карта технологических режимов перевозки абсорбента марки
А-1 наливом. РД 31.11.81.23-79
Карта технологических режимов перевозки нормбутилацетата наливом.
РД 31.11.81.24-79
Карта технологических режимов перевозки изопропилбензола наливом.
РД 31.11.81.25-79
Карта технологических режимов перевозки метилэтилкетона наливом.
РД 31.11.81.26-79
Карта технологических режимов перевозки толуола наливом. РД 31.11.81.27-79 Карта технологических режимов перевозки абсорбента марки А-4 наливом.
РД 31.11.81.29-80
Карта технологических режимов перевозки пироконденсата негидрированного
наливом. РД 31.11.81.30-80
Карта технологических режимов перевозки тетрахларэтана наливом. РД 31.11.81.31-80
ТУМП высокоочищенного жидкого парафина на танкерах ММФ. РД 31.11.81.32-80 .
ТУМП виноматериалов наливом из Аргентины
ТУМП изобутилового спирта наливом. РД 31.11.81.39-83
ТУМП изопропилового спирта наливом. РД 31.11.81.40-83
ТУМП диэтилгексанола (изооктилового спирта) наливом. РД 31.11.81.41-83
ТУМП газового конденсата наливом. РД 31.11.81.42-83
ТУМП аммиака наливом. РД 31.11.81.44-83
Карта технологического режима морской перевозки этилированных бензинов
наливом. РД 31.11.81.45-85
Инструкция по технологии мойки танков после перевозки этилированных бензинов.
РД 31.11.81.46-84
Карта технологического режима морской перевозки глицерина наливом.
РД 31.11.81.47-85
Карта технологического режима морской перевозки сольвента нефтяного наливом.
РД 31.11.81.48-85
Карта технологического режима морской перевозки пропиленгликоля наливом.
РД 31.11.81.49-85
Карта технологического режима морской перевозки наливом растительных масел:
подсолнечного, соевого, рапсового, касторового. РД 31.11.81.50-85
Карта технологического режима морской перевозки кокосового масла и пальмового стеарина. РД 31.11.81.51-85
Карта технологического режима морской перевозки патоки (мелассы) наливом.
РД 31.11.81.52-85
Карта технологического режима морской перевозки сжиженного бутана (изобутана), пропана наливом. РД 31.11.81.53-85

Другие нормативные документы, регламентирующие работу морского наливного флота
Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология,
технические требования. РТМ 31.2006-78
Порядок и условия сдачи смывок химических грузов, перевозимых наливом
на танкерах. Требования к технологическому оборудованию. РД 31.04.16-82 . . . .
Инструкция по учету теплового расширения наливных грузов
Инструкция по замерам уровня, температуры нефтегруза, крена и дифферента на танкере
Правила морской перевозки виноматериалов наливом судами Министерства
морского флота. РД 31.11.81.03-75
Правила морской перевозки коньячных спиртов наливом судами Министерства
морского флота. РД 31.11.81.04-77
Правила перевозки грузов на судах Министерства морского флота с
опломбированием грузовых помещений пломбами грузоотправителей
Правила сброса с судов вод, загрязненных остатками растительных масел, рыбьего жира и животного (мягкого) жира, перевозимых на судах наливом
Правила по защите от статического электричества на морских судах

www.morkniga.ru

1.1. Настоящие Общие правила издаются Министерством морского флота СССР в соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и регулируют:

1.1.1. Основные условия перевозки грузов наливом;

1.1.2. Взаимоотношения морского флота с клиентурой по перевозке грузов наливом.

1.2. В развитие настоящих Общих правил Министерство морского флота разрабатывает, утверждает и публикует в Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР обязательные для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правила, технические условия морской перевозки (ТУМП), карты технологического режима (КТР), инструкции и другие руководящие документы по вопросам перевозки грузов наливом.

1.3. Обработка судов в пунктах налива и слива производится в соответствии с действующими положениями и договорами перевозки. Погрузка-выгрузка судов осуществляется согласно технологическим картам грузовых операций.

1.4. Шланговочные операции осуществляются силами, средствами, за ответственностью грузоотправителя (грузополучателя) и за его счет.

При рейдовой выгрузке на необорудованный берег или при перегрузке с судна на судно в отдельных случаях капитан судна по заявке грузоотправителя (грузополучателя) может выполнить плановые операции силами судовой команды. Расчеты за выполненную работу в этих случаях производятся в установленном порядке (чеками) по ставкам, утвержденным пароходством.

При отсутствии в пункте погрузки-выгрузки стационарного берегового трубопровода грузоотправитель (грузополучатель) должен обеспечить своими силами и средствами, за своей ответственностью и за свой счет шланговую линию с берега к борту судна и обеспечить надежную радиотелефонную связь с судном.

Во всех случаях шланги для погрузки-выгрузки судов с наливными грузами предоставляет грузоотправитель (грузополучатель).

1.5. Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен из него, определяется нормами обработки судов, устанавливаемыми:

1.5.1. В советских морских портах, портовых пунктах и базах, независимо от ведомственного подчинения — Министерством морского флота.

1.5.2. В иностранных портах-Прейскурантом № 11-03 или соглашениями между Министерством морского флота и Министерством внешней торговли, ГКЭС по грузам, не предусмотренным этим Прейскурантом;

1.5.3. В иностранных портах при перевозках грузов иностранных фрахтователей — договорами перевозок;

1.5.4. При перевозках грузов в районы рыбного и китобойного промысла, проводимого судами Министерства рыбного хозяйства, — соглашениями между Министерством морского флота и Министерством рыбного хозяйства СССР;

1.5.5. При обработке судов Министерства морского флота в речных портах — Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик по согласованию с Министерством морского флота.

1.6. Условия перевозки грузов в районы промысла, проводимого судами Министерства рыбного хозяйства СССР, помимо настоящих Правил, регулируются также соглашениями, заключаемыми между Министерством морского флота и Министерством рыбного хозяйства СССР.

1.7. Во всем, что не предусмотрено настоящими Общими правилами, надлежит руководствоваться действующим законодательством, Кодексом торгового мореплавания СССР, правилами и положениями, действующими на морском транспорте.

2. Предъявление судов под перевозку

2.1. Морское судно, предъявляемое под перевозку грузов наливом, должно иметь класс Регистра СССР или другого признанного им классификационного общества.

2.2. До начала рейса судно должно быть приведено в мореходное состояние в соответствии со ст. 129 Кодекса торгового мореплавания СССР.

2.3. Морское судно, предъявляемое под перевозку грузов наливом, должно быть подготовлено в соответствии с требованиями правил перевозки наливных грузов, технических условий перевозки и карт технологического режима перевозки конкретных грузов и договоров перевозки.

2.3.1. При предъявлении грузоотправителем дополнительных требований по подготовке судна к приему груза такие требования на производство дополнительных операций должны быть заявлены пароходству (капитану судна) заблаговременно в письменной форме. Капитан судна приступает к их выполнению после согласования этого вопроса с пароходством. Дополнительные расходы по такой подготовке судна относятся за счет фрахтователя. Время, затраченное на эти операции, оплачивается по плановой себестоимости содержания судна с установленным процентом накопления.

2.3.2. В случае, если замена груза, произведенная грузоотправителем согласно п. 8 «Положения о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965 г. № 429 и п. 10 «Положения о взаимной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок грузов в каботаже», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1982 г. № 428, вызывает дополнительные расходы перевозчика как в настоящем, так и в последующем рейсах (зачистка, мойка, дегазация, дезинфекция, дератизация, простой судна), эти расходы относятся за счет грузоотправителя.

2.4. Выкачка балластных и промывочных вод производится в приемные сооружения, принадлежащие грузоотправителю (грузителю) или используемые им на условиях договора. Грузоотправитель (грузитель) обеспечивает прием балластных и промывочных вод с судна на том же причале, на котором будут производиться грузовые операции. В случае занятости причала балластные и промывочные воды с судна принимаются на другом свободном и безопасном во всех отношениях причале.

Нормы слива балластных и промывочных вод устанавливаются приказом Министерства морского флота. Порядок и условия сдачи балластных и промывочных вод оговариваются в соглашениях между пароходствами и грузоотправителями.

2.5. До начала погрузки грузовые емкости судна должны быть предъявлены для осмотра представителю грузоотправителя (фрахтователя), который выдает акт пригодности грузовых емкостей для приема груза.

2.5.1. В случае возникновения разногласий с представителями грузоотправителя (фрахтователя) при перевозках экспортных грузов по качеству подготовки грузовых емкостей к погрузке приглашается эксперт Торгово-промышленной палаты (ТПП), заключение которого о пригодности грузовых емкостей к приему груза является окончательным. Простой судна, возникающий при указанных разногласиях, и стоимость услуг эксперта, относятся на виновную сторону.

2.5.2. В случае отказа грузоотправителя в иностранных портах от осмотра грузовых емкостей для определения их пригодности к перевозке наливных грузов капитаном судна приглашается сюрвейер, который составляет соответствующий акт. При невозможности прибытия сюрвейера на судно осмотр грузовых емкостей производится судовой комиссией самостоятельно с записью результатов осмотра и затрат времени в судовом журнале. Простой судна в ожидании осмотра и стоимость услуг сюрвейера относится за счет грузоотправителя (фрахтователя).

2.6. Все операции по подготовке судна к приему груза должны быть подробно и полно зафиксированы в судовом журнале.

3. Предъявление грузов к перевозке

3.1. Грузоотправитель (фрахтователь) обязан до начала погрузки представить администрации судна письменную информацию о свойствах и особенностях каждого вида, сорта груза, включая его температуру и плотность на момент погрузки, необходимость подогрева и порядок его проведения, температуру вспышки, вредность для здоровья людей, а также все касающиеся груза документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или иными правилами, если указанные данные не приведены в ТУМП и КТР перевозки.

Погрузку каботажных и экспортных грузов до получения письменной информации о грузе производить запрещается.

3.2. Грузоотправитель (фрахтователь) отвечает перед перевозчиком за убытки, происшедшие из-за несвоевременности передачи документов согласно п. 3.1 настоящих Правил, неточности, неполноты или недостаточности сведений, указанных в паспорте на груз и в информации о его свойствах и особенностях.

3.3. Грузоотправитель (фрахтователь) должен предусмотреть возможность размещения коносаментных партий груза по грузовым емкостям (группам емкостей), обеспечивающим безопасность судна и сохранность груза с учетом выгрузки в нескольких портах и максимальное использование грузоподъемности судна.

3.4. Разнородные партии груза, которые при размещении в танках не обеспечиваются разделением их двумя секущими клинкетами, к перевозке не принимаются, если грузоотправитель (фрахтователь) не принимает на себя риск смешения таких грузов, с указанием об этом в коносаменте.

3.5. При перевозке виноматериалов должна быть обеспечена полная загрузка грузовых емкостей. Частичное их заполнение не допускается.

4. Прием грузов к перевозке

4.1. Количество груза, погруженного на судно, определяется грузоотправителем по показаниям береговых счетчиков-расходомеров и вносится в коносамент по письменному его заявлению. В тех портах, где счетчики-расходомеры не установлены, количество груза определяется в соответствии с действующими положениями.

4.2. Перевозка наливных грузов на морских судах осуществляется по коносаменту (накладной), составляемому (составляемой) на основании выданного грузоотправителем (фрахтователем) документа в соответствии со ст. 123 и 124 КТМ СССР.

Грузоотправитель (фрахтователь) обязан предоставить администрации судна паспорт качества на груз, а также все касающиеся груза документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными и иными правилами.

4.3. В целях контроля за загрузкой судна по окончании налива представителями судна и грузоотправителя (фрахтователя) совместно производятся замеры пустот (взлива) в грузовых емкостях судна, температуры груза, определяется его объем, а также наличие подтоварной воды. Данные замеров вносятся в совместно составленный акт, в котором также указывается осадка носом, кормой и на миделе. При производстве замеров на рейде в акте указывается, кроме того, состояние моря.

При перевозке грузов иностранных фрахтователей замеры в грузовых емкостях судна и составление соответствующего акта производятся совместно с грузоотправителем (фрахтователем), а в случае его отказа — судовой администрацией в одностороннем порядке или сюрвейером.

4.4. Отбор проб принимаемого к перевозке груза осуществляется в соответствии с требованиями государственных стандартов, правил перевозки конкретных видов наливных грузов и договоров перевозки.

4.5. В процессе погрузки экспортных и каботажных грузов нефти и нефтепродуктов отбираются пробы груза из трубопровода в соответствии с требованиями п. 2.5 ГОСТ 2517-80 «Нефть и нефтепродукты. Отбор проб».

В случае отсутствия на конце берегового трубопровода автоматического пробоотборника, пробы по окончании погрузки отбираются представителями грузоотправителя (фрахтователя) и судна из грузовых емкостей в соответствии с требованиями п. 2.3 ГОСТ 2517-80 «Нефть и нефтепродукты. Отбор проб».

4.6. Отбор проб оформляется актом, в котором подробно указывается метод отбора проб, из каких емкостей отбирались пробы, какими печатями опечатаны, кому, какие и сколько проб вручается.

4.7. Приготовление отобранных проб производится грузителем на месте их отбора. Печатью судна разрешается опечатать только те пробы, которые отбирались с участием представителя судна и готовились на месте их отбора.

4.8. Капитану судна запрещается в любых видах перевозок подписывать акты отбора проб груза из береговых резервуаров.

4.9. В соответствии со ст. 133 КТМ СССР и ГОСТ 1510-76 «Нефть и нефтепродукты. Упаковка и маркировка. Хранение и транспортировка» перевозка наливных грузов в каботаже осуществляется за пломбами грузоотправителей.

4.10. При перевозке каботажных и экспортных наливных вязких грузов грузоотправитель (фрахтователь) должен погрузить груз определенной температуры, с которой он должен быть выдан в порту выгрузки.

4.11. При перевозке наливных грузов иностранных фрахтователей грузоотправитель (фрахтователь) должен погрузить груз с температурой, обусловленной договором перевозки.

4.12. Перевозчик не обязан производить подогрев груза, если иное не предусмотрено договором перевозки.

4.13. По письменному требованию грузополучателя и согласию капитана о дополнительном подогреве груза, не обусловленном договором перевозки, расходы, связанные с дополнительным подогревом (топливо, рабочая сила, простой судна и другие расходы), относятся за счет грузополучателя.

Все операции по подогреву груза, обусловленному договором перевозки, и дополнительному подогреву, должны подробно и полно фиксироваться в судовом журнале.

4.14. Погрузка наливных грузов должна производиться по грузовому плану, составленному администрацией судна и согласованному с грузоотправителем. Согласование грузового плана не должно задерживать начало и конец грузовых работ. Простой танкера и расходы по перестройке работ и подготовке грузов и грузовых емкостей относятся за счет стороны, потребовавшей изменения грузового плана.

4.15. Погрузка судна производится силами, средствами и за счет грузоотправителя (фрахтователя).

4.16. Перевозчик несет ответственность за погруженный груз в соответствии со ст. 160 КТМ СССР.

5. Перевозка грузов

5.1. В процессе перевозки должен осуществляться контроль за состоянием грузовых емкостей, грузовых систем и груза в соответствии с правилами перевозки, ТУМП и КТР перевозки конкретных грузов. Все обнаруженные отклонения от нормального состояния должны быть устранены и подробно зафиксированы в судовом журнале с указанием причин такого отклонения и выполненных мероприятий по его устранению.

5.2. В случае, когда при приеме, перевозке, выдаче груза требуется соблюдение определенного температурного режима, последний выполняется в соответствии с правилами перевозки, письменными инструкциями грузоотправителя (фрахтователя).

5.3. Все действия администрации судна, принимаемые для безопасной и сохранной перевозки груза, должны быть полно и подробно зафиксированы в судовом журнале.

6. Выдача груза

6.1. Выдача наливных грузов в иностранных портах производится против предъявления оригинала коносамента и удостоверяется распиской получателя в нем. Выдача грузов без предъявления оригинала коносамента допускается в исключительных случаях по разрешению фрахтователя против соответствующего обеспечения грузополучателя либо объединения Министерства внешней торговли СССР (гарантия банка, Ингосстраха СССР, клуба взаимного страхования). Размер и другие условия обеспечения (обязательства) предварительно согласовываются с перевозчиком.

Выдача наливных грузов в советских портах производится против расписки в получении груза доверенного представителя грузополучателя на судовых экземплярах перевозочных документов.

6.2. Для сравнения с судовыми замерами, произведенными в порту погрузки, представителями судна и грузополучателя (фрахтователя) перед сливом совместно производятся замеры пустот (взлива) в грузовых емкостях судна, температуры груза, определяется его объем, а также наличие подтоварной воды. Данные замеров вносятся в совместно составленный акт, в котором также указывается осадка носом, кормой и на миделе. При производстве замеров во время нахождения судна на рейде в акте указывается, кроме того, состояние моря. При перевозке грузов иностранных фрахтователей замеры в грузовых емкостях судна и составление соответствующего акта производятся совместно с грузополучателем (фрахтователем), а в случае отказа — судовой администрацией в одностороннем порядке или сюрвейером.

При перевозке наливных грузов в каботаже за пломбами грузоотправителя грузы, прибывшие в пункт назначения в исправных судах без следов повреждения, течи груза и с исправными пломбами, замерам не подлежат, груз выдается получателю без проверки его количества.

6.3. До начала слива представители грузополучателя и судна совместно отбирают из грузовых емкостей пробы груза в порядке, предусмотренном для советских портов государственными стандартами, правилами перевозки и ТУМП конкретных грузов, а в иностранных портах — в порядке, предусмотренном договором перевозки.

В тех случаях, когда отбор проб производится из грузовых емкостей, выгрузка из которых уже была начата либо приостановлена, в акте отбора должна быть указана пустота (взлив) в этих грузовых емкостях на момент отбора проб.

Отбор проб оформляется актом, в котором указывается метод отбора проб, из каких емкостей отбирались пробы, какими печатями опечатаны, кому, какие и сколько проб вручено.

6.4. Выдача груза, перевозимого по нескольким коносаментам без разделения коносаментных партий по грузовым емкостям, должна производиться с учетом естественных путевых потерь груза (разность между приведенными к одной температуре объемами груза в портах погрузки и выгрузки), которые должны распределяться пропорционально количеству груза коносаментных партий.

После выгрузки каждой коносаментной партии должны быть произведены замеры груза оставшихся коносаментных партий с оформлением актов за подписями представителей судна и грузополучателя (грузополучателей).

6.5. По окончании слива груза и осмотра грузовых емкостей представителями судна и грузополучателя составляется акт, подтверждающий отсутствие в них груза. При установлении остатка груза его количество, состояние (повышенная вязкость, содержание парафина, механические остатки и т.п.) и причины невыкачки должны быть отражены в указанном акте и судовом журнале.

Если грузополучатель требует выдачи неоткачиваемых остатков груза, администрация судна направляет ему письмо с предложением замыть эти остатки водой и выдать образовавшуюся эмульсию за его счет.

6.6. Выгрузка судна производится:

6.6.1. При перевозке грузов в заграничном сообщении — силами и средствами судна до соединения его грузовой магистрали с береговым шланговочным устройством и за счет перевозчика.

6.6.2. При перевозках в каботаже:

а) при наличии грузовых насосов — силами и средствами судна до соединения его грузовой магистрали с береговым шланговочным устройством за счет грузополучателя;

б) при отсутствии на судне грузовых насосов — силами, средствами грузополучателя и за его счет.

Во всех случаях выгрузки ответственность перевозчика за груз распространяется до приемных фланцев грузовой магистрали судна.

6.7. В случае необходимости приема балласта в процессе выгрузки по мере освобождения грузовых емкостей от груза администрация судна должна предварительно согласовать этот вопрос с грузополучателем. Освободившиеся от груза грузовые емкости до начала приема в них балласта должны быть предъявлены грузополучателю для подтверждения отсутствия в них груза с оформлением соответствующего акта и записи в судовом журнале.

6.8. При идентичности судовых замеров груза в грузовых емкостях в портах погрузки и выгрузки с учетом температурных поправок и естественных путевых потерь, а также при целостности наложенных грузоотправителем (фрахтователем) пломб груз считается доставленным ПОЛНОСТЬЮ.

6.9. Груз считается выгруженным полностью, если его выгрузка и зачистка произведены в пределах технических характеристик судовых систем с учетом особенностей груза.

Выдача груза удостоверяется актом совместного осмотра танков после выгрузки за подписями грузополучателей и перевозчика.

meganorm.ru

РД 31.11.81.37-82 Правила морской перевозки химических грузов наливом

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ
НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ НА СУДАХ
МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА

ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ
ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ

Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Директор филиала Л. Д. Яловой

Руководитель темы И. П. Горяинов .

Ответственные исполнители: В.А. Бобыр, Н.И. Вивденко, Н.В. Васин, М.П. Зинько, И.П. Корниенко, О.К. Кепинг, Т.В. Кузнецова, А.Ш. Кушнир, Н.И. Коваленко, В.В. Луговенко, И.Г. Потапов, Н.И. Плявин, Я.Н. Спиридонов, В.Н. Татаренко

Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота

Внесены Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота

Начальник В.С. Збаращенко

1. Общие положения . 2

2. Подготовка судна к погрузке . 4

5. Мойка и дегазация танков, балластные операции . 10

6. Требования безопасности . 12

7. Меры по предотвращению загрязнения моря . 14

8. Аварийные меры .. 15

Приложение 1. Классификация наливных химических грузов по степени опасности для здоровья людей в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 . 16

Приложение 2. Порядок проверки чистоты танков на присутствие следов темных нефтепродуктов, масел, хлоридов, и других грузов . 17

Приложение 3. Перечень шифров зачистных и моечных операций, применяемых при составлении таблиц технологических процессов мойки грузовых танков . 18

ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ

1. Общие положения

1.1. Область применения.

1.1.1. Настоящие Правила перевозки химических грузов наливом* разработаны на основе изучения и анализа нормативных и других документов по перевозке химических грузов, анализа работы наливного флота и наливных портов, изучения технологического процесса перевозки, обобщения зарубежного и отечественного опыта перевозок, а также на основе разработок и исследований по технологии перевозок наливных грузов, выполненных в Черноморском филиале ЦНИИМФ.

* В дальнейшем именуются «Правила».

1.1.2. Во всем ином, что специально не предусмотрено Правилами, перевозка наливных опасных химических грузов морем регламентируется Правилами классификации и постройки химовозов, Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (КТМ), Общими правилами перевозки наливных грузов на судах Минморфлота, Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР (РД 31.60.14-81), Правилами техники безопасности на судах морского флота, Правилами по защите от статического электричества на морских судах и Наставлением по предотвращению загрязнения с судов, техническими условиями морской перевозки (ТУМП) и картами технологических режимов (КТР), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73/78), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

1.1.3. Правила устанавливают порядок погрузки, перевозки и выгрузки наливных опасных химических грузов и распространяются на суда-химовозы и на суда, специально переоборудованные для перевозки наливом опасных химических грузов, перечень которых указан в судовом свидетельстве, а также на морские порты и портпункты, грузоотправителей и грузополучателей, связанных с морской перевозкой наливных химических грузов в пределах СССР.

1.1.4. Перевозка наливных химических грузов без соблюдения Правил запрещается.

1.2. Определения и термины, используемые в Правилах.

1.2.1. Водная мойка — мойка, при которой в качестве моющей жидкости используется пресная, морская вода или водный раствор моющего препарата.

1.2.2. Неводная мойка — мойка, при которой используются различные растворители и моющие средства без применения воды.

1.2.3. Зона грузовых танков — часть судна, в которой размещаются грузовые емкости и грузовые насосные отделения, включая примыкающие к ним или расположенные над ними коффердамы и другие помещения.

1.2.4. Конвенция — действующая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов со всеми изменениями и поправками.

1.2.5. Противотоксичный режим — режим, предусматривающий порядок выполнения работ и использования защитного снаряжения, при котором обеспечивается безопасность для здоровья людей от токсичного воздействия грузов.

1.2.6. Реакционная способность — способность груза вступать в опасную реакцию с другими веществами в любом виде, в том числе с забортной водой и материалами конструкции судна.

Пожаро- и взрывоопасность химического груза определяется температурой самовоспламенения.

1.2.7. Транспортная опасность — вероятность ущерба здоровью людей, окружающей среде или народному хозяйству, который может иметь место во время перевозки вследствие проявления при определенных условиях тех или иных опасных свойств грузов.

1.3. Классификация наливных химических грузов.

1.3.1. Грузы по степени опасности для здоровья находящихся на судне людей классифицируются на четыре класса в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76.

1.3.2. По степени образования зарядов статического электричества грузы делятся в зависимости от способности аккумулировать эти заряды на два подразряда:

аккумулирующие статическое электричество;

не аккумулирующие статическое электричество.

1.3.3. По степени опасности вступления в реакцию грузов друг с другом, с водой и материалами судовых конструкций грузы делятся на четыре группы:

К первой группе относятся грузы, смешение которых друг с другом, с водой, или контакт которых с незащищенными деталями конструкции судна может привести к катастрофическим последствиям для самого судна, его экипажа или для других судов, береговых объектов и людей, находящихся на расстоянии от судна.

Ко второй группе относятся грузы, смешение которых друг с другом вызывает повышение температуры до 50 °С и более при начальной температуре 20 °С, выделение газа, протекание экзотермических реакций при температуре от 20 °С до 70 °С.

К третьей группе относятся грузы, контакт которых с материалами конструкции судна может привести к их повреждению или к порче груза (подгруппа а); смешение которых друг с другом приводит не более как к порче обоих грузов или одного из них (подгруппа в).

К четвертой группе относятся грузы, которые теряют свое качество при длительном хранении на судне из-за полимеризации, окисления или разложения.

1.3.4. При рассмотрении вопросов предотвращения загрязнения с судов грузы делятся на следующие категории:

Категория А — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют значительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, значительно ухудшают условия отдыха или значительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение строгих мер по предотвращению загрязнения.

Категория В — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют опасность для морских ресурсов или здоровья человека, ухудшают условия отдыха или мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего оправдывается применение специальных мер по предотвращению загрязнения.

Категория С — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют незначительную опасность для морских ресурсов или здоровья человека, незначительно ухудшают условия отдыха или незначительно мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуются специальные условия эксплуатации судна.

Категория D — вредные жидкие вещества, которые при сбросе в море в процессе очистки танков или сливе балласта представляют определенную опасность для морской среды или здоровья человека, несколько ухудшают условия отдыха или несколько мешают другим видам правомерного использования моря, в силу чего требуется некоторая осторожность при эксплуатации судна.

1.3.5. Химические грузы по степени пожарной опасности, в соответствии с ГОСТ 12.1.017-80, классифицируются на группы по температуре вспышки:

Температура вспышки в тигле, °С

Опасные при повышенной температуре

Объем танка, м 3

Количество толуола, л

5.1.14. Пропарка танков растворителем производится следующим образом.

Танк заполняется водой до уровня на 15-20 см выше змеевиков подогрева груза. На поверхность воды выливается небольшое количество растворителя (толуола или ксилола). Включается система подогрева. После испарения растворителя и его конденсации на стенках танка танк следует еще раз промыть с помощью моющих средств.

5.1.15. В случаях пропаривания недегазированных танков не допускается вводить в танк моечные машинки, вентиляторы и другие токопроводящие предметы до полной конденсации паров.

5.1.16. Мойка грузом проводится в период разгрузки судна с удалением использованного для мойки груза на берег вместе со сливаемым грузом.

5.2. Мойка и дегазация танков на переходе морем.

5.2.1. Танки следует мыть с учетом выполнения требований Конвенции в части сброса за борт химических веществ и вод, их содержащих и постановления Совета Министров СССР от 14 февраля 1974 года № 118 «Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря».

5.2.2. Мойка грузовых танков забортной водой может производиться как по разомкнутому, так и по замкнутому циклу, в зависимости от категории груза в соответствии с Наставлением по предотвращению загрязнения с судов 1979 г.

При нахождении судна в прибрежных и внутренних водах, а также в особых районах, мойка должна проводиться только по замкнутому циклу без слива промывочной воды в море.

5.2.3. После окончания мойки грузовых танков отстоявшаяся промывочная вода из отстойных танков или выкачивается за борт в открытом море с соблюдением условий Наставления, или сдается на берег в очистные сооружения.

5.2.4. Все требования, касающиеся технологии мойки, изложенные в п. 5.1 для мойки танков в порту, в полной мере должны выполняться при мойке и дегазации танков в море.

5.3. Прием балласта.

5.3.1. До начала приема балласта составляется план и технологическая карта балластировки в порядке, предусмотренном п. 2.1.1 настоящих Правил.

В плане балластировки должны быть учтены требования Информации об остойчивости для капитана, инструкции завода-строителя по балластировке, а также свойства слитых и имеющихся на борту грузов.

До начала приема балласта в немытые грузовые танки следует спустить остатки груза из палубных и днищевых трубопроводов и из стояков в один из кормовых танков и затем эти собранные остатки груза откачать в отстойный танк. Все насосы, трубопроводы, фильтры, которые предполагается использовать для приема балласта, должны быть предварительно промыты забортной водой, а образовавшиеся смывки собраны в отстойном танке. Кроме этого, необходимо тщательно отсечь секущими клинкетами те участки грузового трубопровода, которые не будут участвовать в приеме балласта. Необходимо также поставить заглушки на все приемники палубных трубопроводов.

5.3.2. Ответственный за проведение балластных операций должен известить представителя порта о приблизительном времени начала и продолжительности приема балласта, если балласт принимается в порту.

5.3.3. До начала приема балласта в недегазированные танки, при стоянке судна у причала ответственный за проведение балластных опера ций должен проконсультироваться с представителем берега и проверить выполнение всех мер безопасности, как и при наливе пожароопасных грузов.

5.3.4. Чистый балласт принимается в грузовые танки в тех случаях, когда:

в порту погрузки отсутствуют береговые сооружения для приема грязного балласта и допускается слив чистого балласта в портовые воды;

намечаются балластные операции в период плавания судна в особых районах или прибрежных водах;

судно следует в ремонт или докование;

прием чистого балласта вызван условиями погоды или обусловлен производственной необходимостью при подготовке судна к очередной перевозке груза.

5.3.5. Судно должно располагать точной информацией об условиях слива чистого балласта в портах, где предстоит выполнять эту операцию, и в соответствии с этим координировать свои действия.

5.3.6. Перед приемом изолированного балласта ответственное за балластные операции лицо должно осмотреть танки изолированного балласта и убедиться, что проходящий по ним грузовой трубопровод и переборки, отделяющие эти танки от грузовых танков с грузом, целы и не имеют течи.

5.4. Слив балласта.

5.4.1. Слив грязного балласта с судна в портовые и прибрежные воды, а также в особых районах запрещается. Слив грязного балласта в открытом море разрешается только при условии выполнения всех требований Конвенции.

5.4.2. Слив чистого и изолированного балласта в портовые воды может производиться только после предварительного согласования этого вопроса с администрацией порта и ознакомления с портовыми правилами и правительственными постановлениями по поводу слива водяного балласта.

5.4.3. С приходом в порт погрузки, перед сливом изолированного балласта, помощник капитана, ответственный за балластные операции, должен отобрать пробы балласта в танках и проверить их на присутствие груза. Если в каком-либо танке с изолированным балластом будет обнаружен груз, то балласт в этом танке считается грязным.

6. Требования безопасности

6.1. При перевозке токсичных грузов трапы и сходни не должны устанавливаться в зоне грузовых танков и в непосредственной близости от грузовых шлангов.

6.2. Перед докованием или постановкой судна в ремонт не рекомендуется перевозить токсичные грузы классов 1 и 2.

6.3. При проведении грузовых операций с токсичными продуктами на видном месте у трапа помещается специальный знак либо табличка с надписью:

ВНИМАНИЕ! ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ!

6.4. При перевозке грузов 1 и 2 классов запрещается выполнять на открытых палубах судовые работы, непосредственно не связанные с грузовыми операциями.

6.5. Если на судне находятся токсичные грузы, то порядок применения работающими средств защиты органов дыхания в зоне грузовых танков и на открытых палубах следующий:

в фильтрующих противогазах как в зоне грузовых танков, так и на открытых палубах, расположенных выше грузовой палубы при перевозке грузов класса 1;

в фильтрующих противогазах в зоне грузовых танков, а на открытых палубах, расположенных выше грузовой палубы с противогазами наготове при перевозке грузов класса 2;

без противогазов, а в зоне грузовых танков с противогазами наготове при перевозке грузов 3 класса.

Примечания: 1. Если грузы обладают способностью уменьшать количество кислорода в атмосфере, то вместо фильтрующих противогазов надеваются изолирующие дыхательные аппараты.

2. Если во время работы без противогазов токсичные грузы будут обнаружены по запаху или с помощью приборов, а также в случаях аварии (разрывов шлангов, выбросов грузов, его разливов и т.д.) противогазы надеваются немедленно.

6.6. Фильтрующий противогаз не разрешается применять:

если коробка не соответствует данному грузу;

в закрытых помещениях;

при выполнении работ, требующих значительных физических усилий.

6.7. При работе в фильтрующем противогазе на грузовой палубе следует избегать мест возможного скопления паров груза, таких, как кормовая и носовая часть палубы у переборок. Особенно это опасно, если эти места находятся с подветренной стороны.

6.8. На судне, перевозящем грузы 1 и 2 классов, замеры на загазованность жилых помещений и зоны грузовых танков производятся один раз за вахту, при перевозке грузов 3 и 4 классов — один раз в сутки.

6.9. В ветреную погоду при грузовых и балластных операциях, мойке и дегазации танков с грузами 1 и 2 классов кондиционирование воздуха в жилых помещениях должно работать по замкнутому циклу с использованием фильтров. Если это невозможно, то эти операции следует остановить до прекращения ветра. При этом установки кондиционирования воздуха без фильтров останавливаются, а отверстия для сбора воздуха задраиваются.

6.10. Перед спуском людей в танк двойного дна рекомендуется сначала заполнить танк водой и осушить его с целью уменьшения в нем количества токсичных газов. Спуск людей должен осуществляться в соответствии с требованиями правил техники безопасности при посещении закрытых помещений.

6.11. На крышках расширителей танков, заполненных инертным газом, груз из которых слит, в дополнение к знакам опасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 должны быть предупреждающие надписи:

ОПАСНО! ИНЕРТНЫЙ ГАЗ!

6.12. Перед началом работ в танках система подачи в них инертного газа должна быть заглушена.

6.13. Заключение о безопасности атмосферы в помещении следует делать только на основании одновременной проверки на содержание в ней кислорода, токсичных и взрывоопасных веществ.

6.14. Рабочее давление в грузовых шлангах не должно превышать 1 /5 разрывного давления.

6.15. Грузовые шланги можно использовать только для тех грузов, которые указаны в сертификате изготовителем шлангов.

6.16. Грузовые шланги судна после грузовых операций должны быть промыты и храниться в хорошо вентилируемом месте.

При хранении шланги с обоих концов закрываются заглушками.

Хранить шланги вместе с другим судовым имуществом или запасами запрещается.

Грузовые шланги не следует хранить в помещении под полубаком.

6.17. После окончания налива пожаро- и взрывоопасных грузов запрещается продувать грузовые шланги и трубопроводы сжатым воздухом и инертными газами в сторону судна.

Груз из шлангов и трубопроводов следует спустить в грузовые танки, ослабив болты соединительного фланца берегового трубопровода (при открытых судовых клинкетах и закрытом береговом клинкете).

6.18. Запрещается применять пар для создания избыточного давления в выгружаемом танке, если груз может быть испорчен водой или является воспламеняющимся.

6.19. Избыточное давление в танках не должно превышать 15 кПа, кроме случая, если танк рассчитан на большее давление.

6.20. При создании в танке избыточного давления необходимо постоянно контролировать его величину. Для этого допускается использование манометров с ценой деления не более 5 кПа.

6.21. Ручные операции (домывка, замер остатков после мойки, перенос и опускание в танк шлангов и т.д.) при мойке танков после грузов 1 и 2 классов запрещаются.

6.22. В случае применения флотационного способа мойки танков скорость движения жидкости по трубопроводу при заполнении танка не должна превышать 1 м/с.

6.23. При подготовке к перевозке груза на судне вывешивается информационная карта, в которой должны предусматриваться конкретные режимные и профилактические меры по защите от опасных свойств груза.

7. Меры по предотвращению загрязнения моря

7.1. В пределах территориальных вод СССР слив химических грузов в море в чистом виде, в смесях с водой и другими веществами запрещается.

7.2. Сброс химических грузов, загрязненных ими вод и смесей вне территориальных вод СССР должен производиться в соответствии с Наставлением по предотвращению загрязнения с судов (в зависимости от категории груза) и действующими конвенциями.

7.3. Вещества, а также загрязненные ими воды и смеси, как правило, должны сдаваться в портах на очистные сооружения.

7.4. В случае, если разбавительная способность кильватерной струи или концентрация груза в ней и общее его количество, подлежащее сбросу, не определены, как того требует Наставление, то сброс груза или загрязненного им балласта или смеси запрещается.

7.5. Для предотвращения возможных разливов груза необходимо выбирать такой вариант технологии грузовых операций, в котором будет как можно меньше переходов с танка на танк.

7.6. Перед наливом или сливом груза все неиспользуемые клинкеты на грузовых и зачистных трубопроводах, расположенные на грузовой палубе, включая кормовую магистраль, особенно клинкеты у шланго-приемников, должны быть проверены и плотно закрыты.

7.7. Кингстоны насосного отделения, забортные сливные клапаны отливного трубопровода и клапаны, которые могут быть соединены с ним, должны быть проверены, плотно закрыты и опломбированы с записью в судовом журнале до начала грузовых операций на весь период нахождения груза на судне.

7.8. После начала и в процессе грузовых операций необходимо постоянно осматривать поверхность воды вокруг судна, в особенности в районе кингстонов грузового насосного отделения.

При обнаружении на поверхности моря следов груза грузовые операции должны быть немедленно остановлены. Их можно возобновить только после обнаружения и устранения неисправностей, повлекших за собой пропуски груза.

7.9. Для уменьшения опасности разлива груза во время грузовых операций должен быть обеспечен надежный контроль за уровнем в танках, особенно при окончании их заполнения, под местами соединений грузовых шлангов должны находиться поддоны, палубные шпигаты плотно закрыты.

7.10. Попавшие на палубу судна во время проведения грузовых операций грузы должны немедленно убираться (способ уборки и применяемые при этом средства указываются в ТУМП). Смывать их с палубы за борт запрещается.

7.11. В тех случаях, когда перекачки груза во время рейса избежать невозможно, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

кингстоны, забортные отливные клапаны и секущие клинкеты между грузовым и балластным трубопроводами, между грузовым трубопроводом и кингстонами должны быть закрыты и обжаты;

если для перекачки груза не используется палубный грузовой трубопровод, то его приемно-отливные патрубки должны быть заглушены, а клинкеты закрыты и обжаты;

вести постоянный контроль за уровнем груза в заполняемых танках;

перекачку груза начинать при пониженной производительности насоса;

производительность насоса может быть увеличена только после проверки правильности поступления груза;

дыхательные клапаны на газоотводной системе должны быть открыты;

если перекачка груза производится одним насосом одновременно в несколько грузовых танков, то необходимо учитывать неравномерность их заполнения;

перед началом перекачки груза необходимо закрыть и обжать клинкеты на приемных патрубках грузового и зачистного трубопроводов в танках, которые не участвуют в перекачке груза;

перекачка груза должна производиться под контролем второго помощника капитана; для контроля за уровнем груза в танках при перекачке груза должно быть привлечено необходимое количество членов экипажа.

7.12. При малой осадке судна необходимо сначала включить в работу грузовой насос, предназначенный для приема балласта, и только после этого открыть кингстон.

7.13. При мойке танков во избежание попадания груза за борт необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

приемники на палубных грузовых трубопроводах, которые по принятой технологии мойки танков не участвуют в работе, должны быть закрыты фланцами и обжаты;

донная и забортная арматура насосного отделения должна быть надежно закрыта;

перед началом мойки необходимо промыть моечные трубопроводы со сливом промывочной жидкости в отстойный танк;

палубные шпигаты держать закрытыми;

попавшую на грузовую палубу вследствие выбросов из танков или работы моечных машинок моющую жидкость немедленно убрать.

7.14. При работе моечных машинок необходимо принимать меры для предотвращения выброса моющих струй через горловины на палубу. С этой целью для крепления шлангов моечных машинок необходимо пользоваться специальными кронштейнами либо, при отсутствии тако вых, закрывать просвет между крышкой и комингсом горловин матом или брезентом.

8. Аварийные меры

8.1. Капитан судна, потерпевшего аварию, в результате которой часть груза вылилась за борт, без промедлений должен проанализировать создавшееся положение и выяснить:

степень повреждения судна и размер утечки груза (по замерам в танках и первоначальному уровню груза в них, по осадке и т.д.);

скорость распространения груза на акватории вокруг судна;

ожидаемое направление и скорость перемещения поля с грузом на поверхности воды (с учетом данных прогноза погоды, ветровых, постоянных, приливных и других течений).

После этого капитан судна немедленно сообщает о разливе в пароходство и администрации ближайшего порта, а также судам, находящимся в непосредственной близости от места разлива груза.

8.2. Порядок передачи сообщений о разливах веществ, вредных для здоровья людей и для живых ресурсов моря в пределах внутренних морских и территориальных вод СССР, определяется Инструкцией о порядке передачи сообщений капитанами морских судов и других плавучих средств и командирами воздушных судов о всех случаях нарушения правил предотвращения загрязнения моря (постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1974 г. № 118).

8.3. Сообщения о разливах вредных веществ должны передаваться без задержки и в возможно более полном объеме, в который должно входить:

тип, название, флаг судна, с которого произошел разлив;

гидрометеорологические условия на месте инцидента (видимость, сила и направление ветра, температура морской воды с состоянием моря);

вид загрязнителя, точное техническое наименование и по возможности наименование изготовителя этого вредного вещества;

характер загрязнения (сплошное поле, полосы, пятна);

состояние загрязнителя (твердое, жидкое, газообразное);

ориентировочная величина загрязненной площади;

ориентировочная толщина слоя загрязнителя.

8.4. Если во время рейса на поверхности моря будут обнаружены разлитые вредные вещества, то капитан судна обязан сообщить об этом в пароходство и администрации ближайшего порта.

8.5. Если произошел разлив химических взрывоопасных продуктов в море и они плавают у бортов судна, их необходимо покрыть слоем пены при помощи судового пеногенератора, чтобы уменьшить пожарную опасность, и работой винта и струями воды из пожарных шлангов постараться отогнать плавающие продукты от борта.

О произошедшем разливе необходимо немедленно оповестить местную администрацию для принятия срочных мер по ликвидации разлива.

8.6. О появившихся в процессе грузовых операций вблизи судна на поверхности воды следах груза необходимо проинформировать береговой персонал и сделать соответствующую запись в судовом журнале.

8.7. При попадании судна в зону разлива химических грузов, или при их разливах на борту, на судне объявляется общесудовая тревога и все находящиеся на борту люди должны надеть индивидуальные средства защиты.

8.8. Для организации борьбы с разливами грузов на судне должны быть разработаны оперативные планы, предусматривающие действие экипажа в аварийных ситуациях по установлению места и причин разлива, определению опасных концентраций газов и паров, ликвидации дальнейшей утечки и сбору разлитого груза, нейтрализации разлива, обеззараживанию судна, людей и рабочей одежды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛИВНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ 12.1.007-76

1.1. Нижеприведенная классификация не распространяется на вредные вещества, содержащие радиоактивные и биологические вещества (сложные биологические комплексы, бактерии, микроорганизмы и т.п.).

1.2. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности:

1 — чрезвычайно опасные;

3 — умеренно опасные;

1.3. Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей, указанных в таблице.

Отнесение вредного вещества к классу опасности производят по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.

Нормы для класса опасности

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м 3

Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг

Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг

Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м 3

Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО)

Зона острого действия

Зона хронического действия

1.4. В соответствии с ГОСТ 12.1.005-76, ГОСТ 12.1.007-76 термины и определения, используемые при классификации, имеют следующие значения:

1.4.1. Вредное вещество — вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

1.4.2. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны — концентрация, которая при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

1.4.3. Средняя смертельная доза при введении в желудок — доза вещества, вызывающая гибель 50 % животных при однократном введении в желудок.

1.4.4. Средняя смертельная доза при нанесении на кожу — доза вещества, вызывающая гибель 50 % животных при однократном нанесении на кожу.

1.4.5. Средняя смертельная концентрация в воздухе — концентрация вещества, вызывающая гибель 50 % животных при двух — четырехчасовом ингаляционном воздействии.

1.4.6. Коэффициент возможности ингаляционного отравления — отношение максимально достижимой концентрации вредного вещества в воздухе к средней смертельной концентрации вещества для мышей.

1.4.7. Зона острого действия — отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной пороговой концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций.

1.4.8. Зона хронического действия — отношение минимальной пороговой концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, к минимальной пороговой концентрации, вызывающей вредное действие в хроническом эксперименте по 4 ч, пять раз в неделю на протяжении не менее четырех месяцев.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ЧИСТОТЫ ТАНКОВ НА ПРИСУТСТВИЕ СЛЕДОВ ТЕМНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ, МАСЕЛ, ХЛОРИДОВ, И ДРУГИХ ГРУЗОВ

1. Проверка чистоты танков на присутствие следов темных нефтепродуктов производится следующим образом.

Участок поверхности танка площадью 1 м 2 , где наиболее вероятен неполный отмыв ее (труднодоступные места, днищевой набор и т.д.), протирается чистой ветошью, смоченной ароматическим углеводородом, например, толуолом. Жидкость из ветоши после этого отжимается в чистую посуду. Далее в одну пробирку наливают концентрированную (96 %) серную кислоту и оставляют ее как контрольную. В другую пробирку наливают 7 см 3 той же кислоты и доливают 21 см 3 выжатой из ветоши жидкости.

Эту пробирку встряхивают около одной минуты и дают смеси в ней отстояться. Если цвет кислоты не изменился по сравнению с контрольной пробиркой, то танк можно предъявлять для налива грузов, чувствительных к загрязнению нефтепродуктами.

В случае изменения цвета кислоты танк без повторной его мойки непригоден для налива таких грузов, как толуол, ксилолы, бензол.

2. Порядок определения присутствия следов масел на поверхности танков следующий.

Около 1 м 2 площади поверхности танка протирается ветошью, смоченной 40 см 3 метанола. После этого метанол выжимается из ветоши и собирается в пробирку, в которую добавляется 60 см 3 дистиллированной воды. Смесь хорошо встряхивается и в течение 20 мин отстаивается. Если она остается прозрачной, то танк может быть предъявлен для приема груза, чувствительного к маслам, например, метанола.

Окраска смеси в молочный цвет свидетельствует о наличии на поверхности танка следов масла. В этом случае требуется повторная мойка танков.

3. Для проверки поверхности танка на хлориды необходимо около 1 м 2 участка поверхности протереть ветошью, смоченной в дистиллированной воде. Воду из ветоши отжать, профильтровать и собрать в пробирку. В пробирку следует добавить несколько капель раствора нитрата серебра. Если хлориды есть, то вода в пробирке окрасится в молочный цвет. Это свидетельствует о том, что для налива таких чувствительных к хлоридам грузов, как метанол, этанол, гликоли, танки не готовы и их следует еще раз промыть.

4. При проверке чистоты танков следует иметь в виду, что ржавчина сама по себе может и не представлять опасности для качества груза, но в ней могут содержаться остатки грузов предыдущего рейса, которые способны испортить груз. Поэтому ржавчину, также следует проверять на наличие в ней следов грузов. Для этого следует взять из танка несколько граммов ржавчины, размешать в толуоле, метаноле или в дистиллированной воде и далее проверить приемами, описанными в пп. 1- 3.

5. Для проверки присутствия в ржавчине остатков других грузов (кроме нефти и темных нефтепродуктов, масел и хлоридов) следует взятую из танков ржавчину поместить в чистую прозрачную стеклянную бутылку, залить ее грузом, который предстоит наливать (или родственным ему), и дать отстояться в течение 5 мин. Если изменение цвета не произошло, то бутылку следует хорошо встряхнуть и дать еще отстояться в течение 15 мин. Отсутствие изменения цвета позволяет считать, что танки можно предъявлять к приему груза. В случае, когда изменение цвета произошло, то содержимое в бутылке следует профильтровать. Изменение цвета профильтрованной смеси означает, что танки требуют дополнительной подготовки.

6. Изложенные в данном Приложении методы проверки чистоты танков не являются обязательными для представителей грузоотправителя, грузополучателя и экспертов, осуществляющих осмотр танков и определяющих их пригодность для приема груза.

7. Работы по проверке чистоты танков следует выполнять в соответствии с требованиями правил техники безопасности при посещении закрытых помещений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ ШИФРОВ ЗАЧИСТНЫХ И МОЕЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТАБЛИЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МОЙКИ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ

М — машинная мойка:

1 — морской водой в течение 1 ч;

2 — морской водой в течение 2 ч;

3 — морской водой в течение 2,5 ч;

4 — морской водой в течение 3 ч;

5 — теплой (30 °С) морской водой в течение 2 ч;

6 — теплой (50 °С) морской водой в течение 1 ч;

7 — теплой (50 °С) морской водой в течение 2 ч;

8 — горячей (80 °С) морской водой в течение 0,5 ч;

9 — горячей (80 °С) морской водой в течение 1 ч;

10 — горячей (80 °С) морской водой в течение 1,5 ч;

11 — горячей (80 °С) морской водой в течение 2 ч;

12 — горячей (80 °С) морской водой в течение 3 ч;

13 — горячей (80 °С) морской водой в течение 4 ч;

14 — пресной водой в течение 0,5 ч;

15 — пресной водой в течение 1 ч;

16 — пресной водой в течение 2 ч;

17 — теплой (50 °С) пресной или дистиллированной водой в течение 1 ч;

20 — горячей (80 °С) пресной или дистиллированной водой в течение 1 ч;

22 — морской водой и 10 %-ным раствором уксусной кислоты в течение 4 ч (мойка повторяется при содержании солей свинца в танке выше, чем в материале корпуса);

23 — морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства, синтетического моющего средства и эмульгатора в течение 2 ч;

24 — теплой (50 °С) морской водой и 1 %-ным раствором дезинфицирующего моющего средства и эмульгатора в течение 2 ч;

25 — теплой (60 °С) морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства, синтетического моющего средства и эмульгатора в течение 2 ч;

26 — горячей (80 °С) морской водой и 1 %-ным раствором дезинфицирующего средства, синтетического моющего средства и эмульгатора в течение 1 ч;

29 — горячей (80 °С) морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства и эмульгатора в течение 1 ч;

33 — горячей (80 °С) морской водой и 1 %-ным раствором каустической соды в течение 4 ч;

34 — горячей (80 °С) морской водой и 1 %-ным раствором дезинфицирующего средства и эмульгатора или 3 %-ным раствором каустической соды (если позволят покрытия) в течение 2 ч;

Б — слив остатков из танков, трубопроводов и насосов;

В — выборка (осушка) остатков воды и осушка вентилированием;

Г — скатывание пресной водой;

Д — скатывание обесхлоренной водой или пропарка в течение 1 ч;

Е — пропарка с толуолом (проверить НПВ);

Ж — пропарка с толуолом (проверить НПВ) или распыление 15 %-ного раствора дезинфицирующего средства;

И — опрыскивание толуолом или ацетоном;

К — осушка и продувка воздухом;

Л — продувка воздухом и паром;

Н — продувка паром и осушка;

Р — заполнение танка морской водой;

С — заполнение танка горячей (60 °С) морской водой и подогрев в течение 12 ч.

znaytovar.ru

Смотрите так же:

  • Закон о библиотечном деле 2018 О библиотечном деле Федеральный закон N 78-ФЗ от 29.12.1994 2018 год. Последняя редакция Документ продается с актуализацией на дату продажи!Федеральный закон "О библиотечном деле" N […]
  • Правила дорожнього руху 2013 україна Кодекс України про адміністративні правопорушення Розділ I. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Глава 1 ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Статтю 3 виключено на підставі Закону N 2342-III від 05.04.2001 Статтю 4 виключено […]
  • Правила содержания домашней птицы в рб Россельхознадзор / Нормативные документы федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов […]
  • Какие статьи относятся к тяжким преступлениям Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица […]
  • Как заполнить заявление на поступление Как заполнить заявление на поступление РАСПИСАНИЕ вступительных испытаний в аспирантуру ННГУ I сессия (с 2 по 13 июля 2018 г.) Вступительный экзамен по английскому языку, дата, […]
  • Опубликование уголовного закона это Опубликование уголовного закона это Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" […]