Прекращение прав на землю может иметь характер

Земельное Право

Условно все основания можно условно разделить на 2 группы: основания добровольного прекращения и основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Основания добровольного прекращения:

1. ликвидация юридического лица;

2. смерть гражданина и отсутствие соответствующих наследников;

3. отчуждение земельного участка другим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством;

4. добровольный отказ от прав на земельный участок.

Процедура различна для собственников и лиц, не являющихся собственниками

Собственник земельного участка может отказаться от своего права путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С момента государственной регистрации прекращения права частной собственности возникает муниципальная собственность городского округа, поселения либо муниципального района, если земельный участок находится на межселенной территории, если иное не установлено федеральными законами.

Если участок находится в бессрочном постоянном пользовании, на праве пожизненного наследуемого владения, заявление об отказе подается в компетентный орган; к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие право на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, документы, удостоверяющие личность, а также решение учредителя в отказе, если правообладателем являются государственные муниципальные учреждения, государственные муниципальные предприятия, фонды исторического наследия Президентов, прекративших исполнение своих полномочий, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца и копия принятого решения в 3-дневный срок направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права.

Если право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения не было зарегистрировано, то оно прекращается с момента принятия данного решения, за исключением отказа от права в связи с образованием земельного участка.

Орган, принявший решение, уведомляет в течение недели налоговый орган о принятом решении. Если право было зарегистрировано, то орган, который принял решение, в недельный срок должен обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о прекращении данного права.

Основания для принудительного прекращения:

1. при обращении взыскания на земельный участок по долгам его собственника;

2. неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 54 ЗК; ст.ст. 284-286 ГК);

3. реквизия – применяется в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства.

Решение о реквизии принимает исполнительный орган субъекта РФ. Реквизия может иметь временный характер, тогда собственник земельного участка может требовать возврата земельного участка.

Реквизия осуществляется на возмездной основе (выкуп по рыночной стоимости).

4. изъятие земельного участка дл государственных или муниципальных нужд (следует отличать от реквизии).

Основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 ЗК РФ. Исходя из этой нормы, основания для изъятия частных и федеральных земель могут быть предусмотрены только федеральными законами. Для региональных и муниципальных земель – дополнительные основания могут быть установлены Законами субъектов РФ. Решение об изъятии принимают федеральные органы (это полномочия правительства РФ и Министерства экономического развития), органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Это решение подлежит государственной регистрации и собственник – землевладелец, землепользователь земельного участка должен быть извещен о предстоящем изъятии не менее, через 1 год, а также должен быть извещен о дате государственной регистрации такого решения.

Изъятие или выкуп земельного участка допускаются до иссечения года только с согласия собственника, землевладельца, землепользователя.

Сочи: до 2014 г. на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков в целях размещения Олимпийских объектов, а также земельных участков, находящихся в границах, прилегающих к Олимпийским территориям.

Решение об изъятии для размещения в целях размещения олимпийских объектов и развития соответствующей территории государственной регистрации не подлежит. О принятом решении собственник-землевладелец, землепользователь уведомляется в течение 7дней с момента принятия такого решения, а также в течение 7 дней решение подлежит публикации.

Собственник продолжает осуществлять владение, пользование, распоряжение земельным участком в полном объёме; вправе нести необходимые для содержания земельного участка затраты; при этом собственник несет риск отнесения затрат и убытков на него, если в этот период он осуществляет застройку земельного участка, либо осуществляется иные затраты, существенно увеличивающие стоимость земельного участка. Риск отнесения убытка на собственника означает, что эти убытки собственнику возмещены не будут.

Если на земельном участке находится жилой дом, то возмещению подлежат рыночная стоимость земельного участка и жилого дома, которые соответственно включают в себя:

1) все убытки, связанные с изменением места проживания;

2) убытки, связанные с поиском нового жилого помещения;

3) расходы, связанные с временным проживанием до поиска нового жилого помещения;

4) расходы, связанные с переездом (напр., погрузочно-разгрузочные расходы);

5) расходы на оформление права собственности на жилое помещение;

6) все иные убытки, вызванные досрочным прекращением обязательств и упущенная выгода.

При изъятии земельного участка компенсируется рыночная стоимость земельного участка, рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на земельном участке и иные убытки, включая упущенную выгоду.

Выкупная цена определяется соглашением сторон.

Если собственник не согласен с изъятием у него земельного участка, то орган, принявший решение об изъятии, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка. Такое исковое заявление может быть направлено не позднее 3-х лет с момента уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка.

При изъятии земельного участка для строительства Олимпийских объектов должен быть заключен договор с оценщиком об оценке изымаемого земельного участка. В течение 20-ти дней со дня получения отчета об оценки составляется проект соглашения с собственником о выкупе земельного участка. Если в течение 2-х месяцев с момента, когда собственнику предоставлена возможность ознакомиться с Проектом соглашения, такое соглашение заключено не было, то компетентный орган вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка. Решение суда об изъятии земельного участка подлежит немедленному исполнению.

5. отчуждение земельного участка, который не может в силу закона принадлежать данному лицу в силу закона на праве собственности;

Здесь действуют нормы исключительно гражданского законодательства. Речь идёт о прекращении права собственности, которое возникает на законном основании (например, земельный участок переходит по наследству к иностранному гражданину).

Процедура: такое лицо обязано в течение 1-го года произвести отчуждение земельного участка. По общему правилу этот годичный срок начинает течь с момента возникновения права собственности на земельный участок. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, в частности Законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (в нем закреплено, что такие собственники обязаны произвести отчуждение в течение 1-го года с момента, когда лицо узнало, что лицо не может быть собственником).

Если в течение года собственник не произвел отчуждение, то по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, участок подлежит принудительной продаже с торгов по решению суда, либо передачи в государственную, муниципальную собственность с возмещением собственнику рыночной стоимости земельного участка.

Если отчуждению подлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения, то в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ.

Если нет желающего приобрести участок, и торги считаются несостоявшимися, то этот участок должен приобрести субъект РФ, либо в случаях, установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

6. национализация земельных участков.

Национализация земельных участков – это обращение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность на основании федерального закона и с предварительным возмещением рыночной стоимости земельного участка.

lands-zakony.ru

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИИ

Е.А. Караваева, студентка

науч. рук., канд. юрид. наук, доцент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В статье производится анализ оснований прекращения права собственности в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации.

Особый интерес исследование данной проблемы представляет в таких государствах как Беларусь и Россия, т.к. имея общую законодательную систему в период существования СССР, Россия и Беларусь продолжили самостоятельное развитие, в условиях экономического и правового взаимодействия друг с другом. Так, например, Гражданский кодекс РБ и Гражданский кодекс РФ схожи по структуре и содержанию и имеют совпадения в нумерации и содержании статей. Это объясняется тем, что оба государства при разработке кодекса использовали «Модельный гражданский кодекс для государств-участников Содружества Независимых Г осударств» первая часть которого была принята Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 29 октября 1994 г. [2]. Все это обусловливает ряд сходств в конструкции нормативно-правовых актов или непосредственно нормах, но при этом есть и свои индивидуальные различия, изучение которых может способствовать совершенствованию регулирования земельных отношений обоих государств. Условно разделим различия оснований прекращения права собственности на землю в РБ и РФ на конструктивные и содержательные1.

1. Конструктивные различия

Нормы в отношении прекращения права собственности в обоих рассматриваемых государствах содержатся в Гражданских кодексах РБ и РФ, а также в Земельном кодексе РФ и Кодексе РБ о земле [3]. Однако способ закрепления перечня оснований прекращения права собственности на землю в РБ и РФ различен, что является изначальным конструктивным отличием.

Российский законодатель указывает перечень оснований в ГК РФ, а в ЗК РФ помещает отсылочную норму, не содержащую никаких других, помимо содержащихся в ГК РФ оснований. В Беларуси кроме перечня, содержащегося в ГК РБ, имеется отдельный перечень оснований прекращения права собственности в Кодексе РБ о земле. Данные отличия можно оценить двояко, с одной стороны, российский законодатель создал более универсальную для всех объектов гражданских правоотношений систему, поместив основания прекращения права собственности на землю в числе оснований для других объектов права собственности, что удобно для правоприменения. С другой стороны, дополняющий ГК РБ и закреплённый в Кодексе Республики Беларусь о земле перечень оснований позволяет составить более полную картину правового регулирования отношений по поводу конкретного объекта права собственности — земельного участка. Однако негативным моментом является то, что в статьях ГК РБ и Кодекса РБ о земле, содержащих основания прекращения права собственности на землю, отсутствуют взаимные отсылки, что может усложнить получение полного объема правовой информации о регламентации рассматриваемой проблемы в Беларуси.

Интересным моментом является то, что Кодекс Республики Беларусь о земле содержит две главы. Одна из них посвящена переходу прав и ограничений (обременений) прав на земельные участки. В ней закреплено такое основание изменения земельных правоотношений, как сделки с землей. В другой главе «Прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки» регламентируются основания прекращения права собственности на землю, то есть из смысла указанных разделов выходит, что осуществление сделок с землей и передача права собственности на землю другим лицам не входит в перечень оснований прекращения права собственности, так как данные основания законодатель поместил в разные главы. При этом ГК РБ указывается, что право собственности прекращается при отчуждении собственни- [69] ком своего имущества другим лицам, т.е. совершении сделок с землей. Поэтому, на мой взгляд, структура Кодекса Республики Белоруссии о земле содержит противоречие Гражданскому кодексу РБ.

В перечне оснований прекращения права собственности как ГК РБ, так и ГК РФ содержатся отсылочные нормы. Отличием является то, что ГК РФ имеет большее количество отсылочных норм, и, помимо общих с ГК РБ оснований, включает основания прекращения права собственности в виде выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 282 ГК РФ), изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ), изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением (ст. 284 ГК РФ). Белорусское земельное законодательство содержит аналогичные основания прекращения права собственности на землю, но закрепляет их в Кодексе РБ о земле, что предупреждает возможность возникновения трудностей правоприменения. Поэтому, считаю, что большое количество норм со ссылочной диспозицией в ГК РФ является негативным явлением.

Рассмотрение конкретных норм о прекращении права собственности на землю в Белоруссии и России, позволяет выявить ряд менее явных, конструктивных отличий. Как российский, так и белорусский законодатель указывают, что принудительное изъятие частной собственности осуществляется по основаниям, предусмотренным законом по решению (постановлению) суда (ч. 2 ст. 236 ГК РБ, ч. 2 ст. 235 ГК РФ), но при этом ГК РФ конкретизирует случаи прекращения права собственности на землю именно по решению суда. Например, выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд. ГК РБ данный вопрос не увязывает с конкретным основанием прекращения права собственности на землю и распространяет основание в виде вынесения судом постановления о прекращении права собственности на все указанные случаи принудительного прекращения этого права.

В Гражданских кодексах обоих государств в качестве оснований прекращения права собственности закреплена национализация и приватизация собственности.

Ряд оснований, имеющихся в Кодексе РБ о земле, отсутствуют в перечне оснований прекращения права собственности на землю в России, что является признаком конструктивного своеобразия белорусского законодательства в рассматриваемой сфере. Так, признание земельного участка бесхозяйным по законодательству Белоруссии основание прекращения права собственности. В России данное основание распространяется только на жилое помещение. Такое основание как «неосуществление мероприятий по охране земель», имеющееся в Кодексе РБ о земле отсутствует в российском законодательстве. Но, при этом ЗК РФ закрепляет обязанность собственника обеспечивать охрану земель, неисполнение которой может привести к прекращению права собственности на землю по ряду иных оснований. Указанная особенность свидетельствует о более детальной регламентации земельно-правовых отношений белорусским законодателем.

Наряду с указанными особенностями в Гражданских кодексах РБ и РФ имеются терминологические различия, не имеющие принципиального характера. Так в обоих нормативно правовых актах есть основание прекращения права собственности в виде отчуждения имущества, которое не может принадлежать лицу — в России в силу закона, в Беларуси — в силу акта законодательства. Как мы видим, в тексте статьи используются разные термины, имеющие сходное содержание.

2. Содержательные различия

По своему содержанию система оснований прекращения права собственности в РБ и РФ совпадает. Однако есть значимые различия и особенности, характерные для каждой из рассматриваемых стран. Особенностью российского законодательства является наличие таких оснований прекращения права собственности, как обращение в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы и подтверждающие законность их приобретения. Данные нормы содержат отсылку на законодательство о противодействии коррупции и терроризму [4]. Таким образом, законодатель включает институт прекращения права собственности в систему противодействия коррупции и расширяет перечень отраслей права, позволяющих поддерживать антикоррупционную и антитеррористическую политику РФ.

Специфичными являются имеющиеся в белорусском законодательстве таким основания, как отчуждение земельного участка исполнительными комитетами различного уровня и прекращение гражданства Республики Беларусь (ст.60 Кодекса РБ о земле). В РФ лицо может иметь земельный участок, будучи гражданином иностранного государства, исключение составляют отдельные категории земель.

Существенные различия есть в регламентации прекращения права собственности на землю по такому основанию как неиспользование земельного участка по целевому назначению. В Беларуси и России значительно отличаются сроки неиспользования земли, несоблюдение которых ведет к ее изъятию. Так, в России изъятие земельного участка в случае его неиспользования по целевому назначению осуществляется по истечении 3-х лет, данное правило распространяется на все категории земель. В Беларуси указанный срок составляет 1 год для сельскохозяйственных земель и 2 года для земель несельскохозяйственного назначения.

Кроме того, белорусское законодательство содержит специфичные для РФ основания прекращения права собственности в виде изъятия земельного участка в случае невыполнения собственником обязанности приступать к занятию земельного участка и производить на нем восстановление разрушившихся строений в установленный срок. В соответствии с Кодексом РБ о земле право собственности на землю по такому основанию прекращается, если гражданин в течение 1 года со дня регистрации земельного участка и возникновения на него права собственности не приступил к его занятию или в течение одного года после разрушения капитального строения (здания, сооружения), для которого предоставлялся земельный участок, не приступил к его восстановлению или возведению нового капитального строения. Данный факт является показателем того, что белорусский законодатель применяет более жесткие меры и более заинтересован в эффективном и рациональном землепользовании.

Анализ норм института прекращения права собственности на землю позволяет прийти к выводу о том, что в Республике Беларусь земельные правоотношения государство контролирует в большей степени. В Белоруссии земля предоставляется частным лицам под строгим надзором и в случае несоблюдения правил ее использования незамедлительно возвращается в собственность государства. Подход белорусского законодателя более верный, так как земля является одним из ценнейших ресурсов, попустительство которого может иметь серьезные последствия как экономического, так и экологического характера.

1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь: закон от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. от 11.07. 2014 г. № 191-З) [Электронный ресурс] // ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE». Далее в тексте ГК РБ; ГК Республики Беларусь; ГК Белоруссии; Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.14 № 129-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Далее в тексте ГК РФ.

2. Гражданский кодекс. Модель. Рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств. Часть первая (Принят в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс] / / СПС «Консультант плюс».

3. Земельный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г. № 234-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»; Кодекс Республики Беларусь о земле: закон от 23 июля 2008 г. № 425-З (в ред. от 26.10.2012 г. № 432-З) [Электронный ресурс] // ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE». Далее в тексте ЗК РФ; Кодекс о земле.

4. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 28.06.2014) [Электронный ресурс] //СПС «Гарант»; О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ [Электронный ресурс] //СПС «Гарант».

lawbook.online

Какой характер может иметь порядок прекращения прав на землю

Сегодня участились случаи, когда у человека, имеющего в своей собственности определенную площадь земли, отнимают это право владения. Факторов, способствующих этому, может быть большое множество. Процесс прекращения права собственности может протекать в добровольном порядке, когда владелец сам отказывается от своего имущества, или в принудительном, когда за дело берутся компетентные органы.

Повод для таких действий

Поводом для лишения собственности на государственную землю служат деяния, которые способствуют формированию права владения у других лиц. Другими словами, это передача земельного участка лицам иностранного государства или в частную собственность граждан своей страны.

Отнять право владения у человека могут по следующим причинам:

  1. Отказ от владения правом на земельный участок, осуществленный по собственному желанию.
  2. Владелец умер, а наследника, который бы смог перенять право собственности нет.
  3. Конфискация согласно решению ее собственника.
  4. Конфискация по требованию кредитора.
  5. Земельный участок может быть отобран согласно мотивации социальной надобности и социальных нужд.
  6. Отнимание земельного участка согласно судебному решению.

На видео-прекращение прав на землю:

Кроме описанных выше причин лишения собственности земли существуют еще такие основания, как неспособность последующего применения земли по причине стихийного бедствия. Также право на владение земли может быть отобрано, если ее собственник утратил гражданство своей страны.

Процедура по лишению прав в добровольной форме

Если владелец земельного участка решил самостоятельно отказаться от права владения, то ему необходимо изложить свое желание в заявлении. Кроме этого, нужно понимать, что подача заявления не предполагает прекращения права собственности.

Заявление – это документ, который позволяет принимать земельный участок на учет по представлению органа местного самоуправления, на территории которого он расположился. Когда с этого момента прошел год, то полномочия по ведению этого дела передаются органу, осуществляющему управление муниципальным имуществом. Он, в свою очередь, имеет право подать заявление в суд и требовать признать свои права на владение данным участком.

Из данной статьи станет понятно понятие и виды вещных прав на землю.

Что собой представляет право собственности на землю в объективном смысле, подробно указано в статье.

Если суд выносит решение не в пользу муниципального органа, то земельный участок и права на него могут вернуться снова во владение его собственника.

Процесс лишения в принудительной форме

После того, как уполномоченное учреждение установило определенный вид нарушения земельного законодательства, происходит привлечение нарушителя. Если имеются все основания для лишения собственности на землю, то ее владельца привлекают к административной ответственности. Ему вручают письменное предупреждение, в котором содержится информация о том, в какие сроки нужно исправить нарушение, а также возможное дальнейшее принудительное лишение права владения земельным участком.

На видео-добровольного и принудительного прекращения прав на землю:

Например, у человека находиться во владении участок земли уже в течение 5 лет. Использовать он его должен был для строительства дома, но поставленные цели так и не были достигнуты. Так как земля не используется по назначению уже более 3 лет, то имеются все основания для того, чтобы принудительно лишить прав владения ее собственника.

Форма, согласно которой составляется предупреждение о принудительном прекращении права собственности на землю, по причине ряда правонарушений, составлена согласно Положению о государственном земельном контроле.

Если после предупреждения собственник земли так и не удосужился исправить все нарушения, то орган земельного контроля, который на данный момент контролирует весь процесс, подает заявление в суд. В этом заявлении он просит лишить собственности на землю нарушителя в принудительной форме. В ходе судебного разбирательства судья сможет внести свое решение. Если исковое заявление будет принято, то осуществлять принудительное прекращение права владения на землю можно будет с того момента, как принятое судебное решение вступило в свою законную силу.

Для того, что бы достаточно хорошо и самое главное самастоятельно защищать свои права, стоит ознакомиться с пактом о гражданских и политических правах.

В данной статье подробно расписано понятие и предмет конституционного права.

Просто владеть правом на государственную землю недостаточно. Собственник земли обязан неукоснительно выполнять все требования по эксплуатации участка и его содержания. В противном случае компетентные органы вправе подать в суд на владельца земли и лишить его права собственности, причем делать это можно принудительно или добровольно, не выходя за рамки закона.

ruleconsult.ru

Прекращение прав на землю может иметь характер

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК МЕРА ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Мартынова Юлия Александровна

Мичурин Александр Андреевич

студенты 2 курса, 223 группа Института юстиции ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов

Чмыхало Елена Юрьевна

научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Института юстиции ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов

В условиях современного общества все большую актуальность приобретают вопросы защиты и охраны земли. Земля может пониматься в нескольких аспектах, однако только земля как природный ресурс выступает в качестве объекта земельных правоотношений. При этом важными правовыми характеристиками являются целевое назначение и разрешенное использование земли. Целевое назначение — это установленный законодательством порядок и условия использования земельного участка для конкретных целей в соответствии с категорией земель. Разрешенное использование — это порядок и условия использования земельных участков с учетом целевого назначения и установленных ограничений, обременений.

В целях соблюдения порядка и условий использования земельных участков в соответствии с их назначением была разработана система мер по охране земель. Земля охраняется как важнейший компонент окружающей среды и средство производства в сельском и лесном хозяйстве, признается ее приоритет в таком качестве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде [3].

Действующее российское законодательство предписывает уполномоченным на то органам разработку федеральных, региональных и местных программ по охране земель, которые должны включать в себя перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий при использовании земель. Учитывая цели использования земельных участков и соблюдая их разрешенное и рациональное использование, собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечивать плодородие почв, защищать земли от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, и воздействия других негативных факторов, в результате которого происходит деградация земель, рекультивировать нарушенные земли, и совершать иные действия, предусмотренные земельным законодательством [4].

Таким образом, установленная законодательно система охраны земель направлена прежде всего на физическое сохранение земли в рамках правовых характеристик. На наш взгляд, соблюдение мероприятий по охране земель тождественно проведению мероприятий по сохранению и обеспечению целевого назначения и разрешенного использования земель.

Обеспечение проведения таких мероприятий или несовершения действий, результатом которых стали нарушение целевого назначения или разрешенного использования, соблюдается с помощью различных мер, в т. ч. — привлечения к юридической ответственности. Представляется, что к указанным действиям можно применить общую терминологию — ненадлежащее использование земельного участка.

Ответственность за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием земельного участка, может иметь различный характер, но в настоящей работе хотелось бы обратить внимание на гражданско-правовую ответственность. Ряд авторов называет этот вид также имущественной или материальной ответственностью [2]. Гражданско-правовой характер ответственности находит свое отражение в том, что основания для наложения ответственности содержатся именно в гражданском законодательстве.

Полагаем, что среди мер гражданско-правовой ответственности неоднозначной правовой категорией выступает прекращение права на земельный участок.

Противоречия видятся в том, что с одной стороны — это мера охраны земель в случае несоблюдения правил надлежащего использования земли, с другой — может выступать как нарушение прав обладателя земли.

Правовое регулирование прекращения права на земельный участок как меры охраны земель осуществляется с помощью норм Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ряда норм региональных законов.

Представляется, что в случае прекращения права на землю как формы ответственности за земельное правонарушение происходит принудительное изъятие земельного участка. В качестве оснований изъятия выступает юридический факт правонарушения — использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в иных целях; использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, повлекшее существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки [1]. Полагаем, что перечень оснований исчерпывающим не является, поскольку с развитием производства и прогрессом технологий использования земли могут быть предусмотрены и иные составы.

Из анализа норм гражданского законодательства, можно заключить, что ответственность за ненадлежащее использование земли применяется не только к собственникам земельных участков, но и к лицам, собственниками не являющимся — например, арендаторам [5]. В связи с этим дискуссионным представляется вопрос о порядке прекращения права на земельные участки, и процедуре их изъятия. Так, ГК РФ определяет порядок изъятия земельного участка в случае его ненадлежащего использования у собственника, однако для категории несобственников такого порядка не предусматривая; законодатель здесь использует применение отсылки к нормам земельного законодательства. При обращении к ст. 54 ЗК РФ можно сделать вывод о наиболее полном регулировании порядка и процедуры прекращения земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земли. Таким образом, порядок прекращения прав на земельный участок у несобственников получил более подробную правовую регламентацию по сравнению с наиболее встречающимся правом собственности, что является, на наш взгляд, частным случаем пробела в праве.

На это было обращено внимание Е.Ю. Чмыхало: «В связи с тем, что существует пробел в правовом регулировании данных отношений, нормы ГК РФ, предусматривающие прекращение права собственности на земельные участки при ненадлежащем их использовании, не применяются, а, следовательно, совершенно обоснованно в Основах государственной политики использования земельного фонда в Российской Федерации на 2012—2020 годы обозначено такое направление государственной политики в данной сфере, как совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием…» [6].

Также дискуссионным представляется вопрос о трактовке понятия «рациональное использования земли». Представляется, что для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде прекращения прав на земельный участок в законодательстве должны быть четко определены критерии, согласно которым рассматривается совершение правонарушения субъектом по ненадлежащему использованию участков. В настоящее время в законодательстве такие критерии отсутствуют, в связи с чем рациональное использование земельных участков трактуется достаточно широко, что «размывает» границы ответственности и ведет к появлению противоречивой судебной практики.

Таким образом, нечеткое определение составов правонарушений и пробелы в правовом регулировании правоотношений по прекращению прав на земельный участок как меры охраны земель становятся источником неоднозначного толкования правовых норм, формирования неоднозначной правоприменительной практики, и, как следствие, — снижения действенности рассматриваемого института.

Представляется, что для устранения рассмотренных в статье проблем и повышения эффективности применения прекращения прав на земельный участок как меры охраны земель необходимо четкое правовое регулирование указанного института. Так, например, на наш взгляд, необходимо выработать единообразный подход к порядку изъятия земельных участков как для собственников, так и для несобственников, и закрепить такой порядок в ГК РФ, как акте, регулирующем гражданско-правовую ответственность за правонарушения в области ненадлежащего использования земельных участков, а также разработать критерии для конкретизации оснований привлечения к такой ответственности.

Список литературы:

  • Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. — 2014. — № 1. — С. 41—48.
  • Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., Юрист, 1998, — с. 357.
  • Ст. 12. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.
  • Ст. 13. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.
  • Ст. 285, 286. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2014. № 19, ст. 2304.
  • Чмыхало Е.Ю. принудительное изъятие земельных участков при ненадлежащем их использовании: проблемы правового регулирования и правоприменения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 6(101). — С. 243.
  • sibac.info

    Смотрите так же:

    • На сколько прибавят пенсию с апреля Сколько прибавят к пенсии инвалидам с 1 апреля 2018 года? Напомним, что социальные пенсии ежегодно индексируются 1 апреля. Получателями являются граждане с установленной инвалидностью не […]
    • Консультация с адвокатом по телефону ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Незнаю как быть Отпуск без сохранения заработной […]
    • Правила 7м Общие и специальные правила перевозки наливных грузов (7-М). Издание 2-е В текст настоящего издания "Общих и специальных правил перевозки наливных грузов (Сборник 7-М)" вошли изменения и […]
    • Законы олигархии "Железный закон олигархии" Р. Михельса Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал немецкий социолог Р. Михельс […]
    • Закон о библиотечном деле 2018 О библиотечном деле Федеральный закон N 78-ФЗ от 29.12.1994 2018 год. Последняя редакция Документ продается с актуализацией на дату продажи!Федеральный закон "О библиотечном деле" N […]
    • Обучение грамоте горецкий методическое пособие Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. М.: 201 2 . - 301 с. Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в […]