Преступления сфере транспорта

Оглавление:

Вы просматриваете раздел: Против транспортных средств

Транспорта на планете скоро станет даже больше, чем людей. В связи с этим растет количество преступлений, связанных с угоном, порчей транспорта и иных преступлений в данной сфере. Расследовать их становится все труднее, и этому есть определенные объяснения. Итак, давайте для начала разберемся, какие преступления совершаются на транспорте.

Виды подобных злодеяний

Все незаконные действия с транспортом можно разделить на несколько видов:

  1. Нарушение условий безопасного движения транспорта – железнодорожного, водного, воздушного, наземного, легкового. В эту категорию входят действия владельцев автотранспорта, носящие опасных характер и повлекшие за собой нанесение травм средней, высокой тяжести, смерть пострадавшего. Чаще всего это нарушения ПДД с серьезными последствиями;
  2. Нарушение ПДД – несоблюдение установленных законом правил во время движения транспорта;
  3. Некорректная эксплуатация транспорта. К данному виду относятся действия со средством передвижения:
    1. Нарушающие его основное назначение;
    2. Отступление от требований надлежащего тех. Обслуживания;
    3. Доступ к пульту управления или к рулю посторонних лиц;
    4. Нарушение правил погрузки/выгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
    5. Бездействие в случае обнаружения всех вышеперечисленных ситуаций;
    6. И т. д.
    7. Незаконное завладение транспортом (угон, например, машины) в статьях УК РФ – преступник, посягнувший на чужой транспорт без цели хищения, будет наказан за угон авто, водного, воздушного или любого другого транспорта. Сюда же относится попытка угона транспорта – следы взлома есть, но автомобиль обнаружен владельцем. Сложно обстоят дела с угоном железнодорожного, воздушного и водного транспорта, так как все чаще это преступление тесно граничит с насилием и терроризмом;
    8. Кража имущества (в том числе хищение автомобиля, др. транспорта) в статьях УК РФ – если преступник преследовал корыстные цели, похищая транспорт, то его действия квалифицируют как кражу. Наказание за незаконное завладение с целью хищения более суровое;
    9. Недобросовестный ремонт средства передвижения, некачественный ТО. Ответственность за ДТП или иную чрезвычайную ситуацию с участием транспорта с травмами различной степени может быть перенесена:
      1. На ремонтную организацию;
      2. На организацию, производившую техосмотр, если она выдала ложное свидетельство об исправности автомобиля или другого средства передвижения;
      3. Приведение в негодность путей сообщения или транспорта. К ответственности привлекут лица, совершившие одно или несколько перечисленных действий, которые повлекли средние и тяжелые травмы пострадавших, а также за смерть одного или нескольких из них. Сюда отнесем действия преступников, которые вывели из строя:
        1. Деталь ТС;
        2. Все ТС (пр. поджог автомобиля по статье УК РФ);
        3. Пути сообщения;
        4. Сигнализацию или оборудование транспорта;
        5. Заблокировали пути.
      4. Недостаточное обеспечение условий безопасной работы транспорта. Чаще всего под данную категорию попадают служащие путей и дорог, которые недостаточно тщательно выполняли свою работу. Также опасные действия нередко совершают пассажиры, например, пересекая пути, дороги в неположенных местах;
      5. Нарушение технологии строительства путей, их ремонта и эксплуатации. Как и во многих других случаях, несоблюдение установленных правил при ремонте, строительстве и эксплуатации магистральных путей, а также трубопровода преследуются по закону. Отличительной чертой таких преступлений является не только наличие человеческих жертв с травмами различной тяжести, но и угроза экологии;
      6. Умышленный или неумышленный отказ от оказания помощи капитаном терпящим бедствие. Название полностью определяет суть преступления;
      7. Нарушение установленных правил международных полетов, несоблюдение границ. К данному виду отнесем:
        1. Нарушение маршрутов;
        2. Незаконное пересечение границы;
        3. Использование просроченной документации;
        4. Самовольное изменение места посадки;
        5. Несоблюдение воздушных ворот;
        6. Несогласованное изменение высоты полета;
        7. И иное, нарушающее правила международных полетов.
        8. Экономические преступления на или в сфере транспорта. Часто безопасность экономики нарушается на границе (таможенные преступления, связанные с незаконным вывозом и ввозом авто). Также экономические преступления в сфере транспорта можно встретить на предприятиях, в обычной жизни.
        9. О проблемах квалификации преступлений на железнодорожном транспорте, водном и воздушном, а также автомобилях читайте далее.

          Проблемы квалификации и криминалистическая характеристика транспортных преступлений

          Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных и иных преступлений этой сферы, методика их расследования — все это требует более детального рассмотрения.

          В настоящее время не все законы, касающиеся транспортных преступлений, имеют полное и четкое описание ситуаций. То есть кого и за что судить не всегда понятно. Это одна из основных особенностей, способствующих усложнению судебного и доказательного процесса. Также это грозит избеганием наказания виновного лица.

          Следующая проблема заключается в поиске преступника, если поисковые операции ничего не дали в ближайшее время. Особенно остро это касается дел по угону и краже транспорта. Существует печальная практика по не возбуждению уголовных дел из-за их бесперспективности.

          Эксперты стараются совершенствовать механизмы расследования и криминалистическую характеристику преступлений с целью уменьшения их количества и повышения уровня раскрываемости. Характеристику транспортных преступлений принято представлять в виде системы «человек-ТС-дорога-среда», состоит она из предмета посягательств, способа исполнения преступления, описания среды, механизма следообразования. Основные черты могут быть представлены в виде:

          • Нарушения управляющим транспортом лицом правил дорожного движения или эксплуатации ТС. Дополнение: нахождение водителя в нетрезвом состоянии.
          • Нарушения водителем ПДД, повлекшее тяжелые травмы и/или смерть пострадавшего. Дополнение: водитель в нетрезвом состоянии.
          • Наличия исполненного угона (кражи).
          • Наличия умысла в происшествиях, не относящихся к ДТП.
          • Итак, вы уже знаете о нюансах уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений, поговорим о конфискации автомобиля по статьям (ст. 264.1) УК РФ.

            В каких случаях возможна конфискация транспорта?

            На дороге есть вероятность конфискации авто автоинспекторов. Список таких случаев:

          • Водитель нетрезв, о чем свидетельствовала проверка;
          • Машину вел человек без прав;
          • За рулем находился человек без документов;
          • Несоответствие номерного знака правилам ПДД, его нечитаемость, отсутствие, с нестандартным оформлением;
          • Установлен факт угона ТС;
          • Владелец участвовал в преступление или авто участвовало в преступлении.

          В любых других случаях изъятие транспорта незаконно. Даже если у инспектора появились подозрения, что у водителя поддельные документы, авто не изымут до проведения всех проверок и заведения уголовного дела.

          Еще больше полезной информации по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта и подобным злодеяниям содержит следующий раздел.

          Постановление пленума ВСУ

          В 2008 году были объяснены все ключевые моменты статей 264, 266, 166 УК РФ, непосредственно связанные с транспортными преступлениями. Закрепил их документ под названием Постановление пленума ВСУ в отношении транспортных преступлений. Самые важные идеи документа:

        10. Лицами, привлекаемыми к ответственности за ТП, считаются люди, достигшие 16 лет;
        11. Ответственность по 264 статье наступает, только если у водителя была возможность избежать ДТП и если в его действиях установлена причинно-следственная связь с последствиями;
        12. Суд должен каждый раз выяснять техническую возможность предотвращения ДТП водителем в каждой ситуации, учитывая дорожную обстановку;
        13. К транспортным средствам не относятся средства передвижения с объемом двигателя менее 50 см 3 и максимальной скоростью не более 50 километров в час;
        14. К недоброкачественному ремонту следует относить неокончательное устранение всех неисправностей автомобиля;
        15. Четкие характеристики угона и кражи;
        16. Под действие 166 статьи не подойдут велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.д.;
        17. Характеристика преступлений «с насилием», «без насилия»;
        18. Конфискации автомобиль подлежит в случае, когда он был признан орудием умышленного преступления.
        19. Постановление пленума ВСУ в отношении преступлений, связанных с использованием транспортных средств, от 2010 года внесло поправки в старый документ, в особенности касающихся перевозки, хранения и применения наркотических средств водителем, так как в ранней редакции не было описания этих событий.

          ugolovka.com

          Глава 14. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

          Информационно-справочный материал
          Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения” // БВС РФ. 2009. N 2.

          Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003; Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М., 2003; Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997.

          § 1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

          Преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия.

          Видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, метрополитена, а также магистрального трубопровода.

          С объективной стороны рассматриваемые преступления могут совершаться путем как действия, так и бездействия (ст. ст. 263, 264 266, 269 УК и др.). Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния, например неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

          Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции.

          Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 267, 268, 269 УК) или крупный ущерб (ст. ст. 263, 263.1, 267 УК). Под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб. Преступление, предусмотренное ст. 271.1 УК, предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

          Преступления, предусмотренные ст. ст. 270 и 271 УК, имеют формальные составы, считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.

          Квалифицированные составы преступлений связываются законодателем с причинением смерти человеку, а особо квалифицированные – с гибелью двух или более лиц (ст. ст. 263, 264, 266, 267 УК и др.). Кроме того, в качестве указанных обстоятельств в ст. 264 УК выделено состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством (ч. ч. 2, 4 и 6).

          С субъективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации являются неосторожными. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) могут совершаться только умышленно.

          Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, специальный. За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), ответственность несет общий субъект, достигший в первом случае 14-летнего, во втором – 16-летнего возраста.

          Все рассматриваемые преступления можно условно классифицировать на две группы: а) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266 – 269 УК); б) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 270, 271 и 271.1 УК).

          § 2. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта

          Данная группа преступлений посягает на безопасность движения или эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, метрополитена, автомобильного и магистрального трубопровода).

          Статья 263 УК (“Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена”) предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй – отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

          Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

          Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

          В силу прямого указания закона не подпадает под признаки преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК).

          Согласно ст. 413 ТК РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

          Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

          Субъект преступления специальный – лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

          В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) – смерти двух и более лиц.

          Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК) означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.

          Субъект преступления специальный – лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

          Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 263.1 УК.

          Предметом преступления при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие “другое механическое транспортное средство” частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК. Содержание термина “механическое транспортное средство” шире содержания термина “самоходная машина”; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см в куб. и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются ст. 264 УК. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

          Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

          Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

          Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения”).

          Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека – ч. 3 комментируемой статьи, двух и более лиц – ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

          Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) означают такой ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

          Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

          Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

          Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.

          Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

          При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц – по ч. 3 ст. 266 УК.

          Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

          Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением в негодность иным способом указанных в законе предметов преступления.

          Разрушение – это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но “выпадает” из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.

          Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

          Субъект преступления – лицо, достигшее 14-летнего возраста.

          Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК.

          Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

          Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

          Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.

          Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.

          Субъектом преступления – пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.

          В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.

          В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам – по ч. 3 ст. 268 УК.

          Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) является магистральный трубопровод – комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

          Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.

          Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.

          Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

          Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2), смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).

          § 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта

          Данные преступления не имеют единого объекта. Они необоснованно включены в группу транспортных преступлений, хотя и совершаются в сфере его функционирования. Их объектом являются соответственно безопасность жизни и здоровья потерпевших (ст. 270 УК); урегулированный нормами права режим воздушного пространства, неприкосновенность государственных границ РФ (ст. 271 УК) и порядок использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК). Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.

          Уголовная ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) возможна, если установлено, что: на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь; оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

          Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

          Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

          Субъектом преступления является капитан судна.

          Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.

          Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов.

          Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

          Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

          Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК) выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ 11.03.2010 N 138, установлен разрешительный и уведомительный порядок его использования.

          Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.

          Субъект преступления специальный – лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

          Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК.

          1. Что понимается под транспортными преступлениями?

          2. Как классифицируются указанные преступления?

          3. Какова особенность предмета транспортных преступлений?

          4. Какие типичные последствия транспортных правонарушений отражены в уголовно-правовых нормах в качестве криминообразующих?

          narodirossii.ru

          Генеральный прокурор

          Заместители Генерального прокурора

          О Генпрокуратуре России

          Международное сотрудничество

          Взаимодействие со СМИ

          Правовое просвещение

          Генеральная прокуратура
          Российской Федерации

          Телефон справочной по обращениям
          в Генеральную прокуратуру
          Российской Федерации:

          Генеральная прокуратура России обобщила статистические данные о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта

          Генеральная прокуратура Российской Федерации. 15 сентября 2017, 11:34

          Официальные статистические данные за 2014–2016 гг., имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, свидетельствуют о сокращении на 22% за последние три года преступлений, предусмотренных
          статьей 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Отрицательная динамика отмечается и в первом полугодии 2017 г. (-6,6%).

          Всего таких деяний было зарегистрировано: в 2014 г. – 28437,
          в 2015 г. – 26662, в 2016 г. – 22013, в январе-июне 2017 г. – 9843. Наибольшее их количество в текущем году зафиксировано в Краснодарском, Красноярском краях, г. Москве, Московской, Ростовской областях. Наименьшее число данных преступлений фиксировалось в республиках Ингушетия, Алтай, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе.

          От преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения,
          за последние полтора года пострадало 37 тыс. человек, в том числе почти 16 тыс. женщин, 7,8 тыс. пожилых граждан, 3,8 тыс. несовершеннолетних. Свыше 22 тыс. лиц был причинен тяжкий вред здоровью, а в 13,3 тыс. случаях в результате совершения таких преступлений наступила смерть.

          В прошлом году на долю последствий преступного пренебрежения правилами дорожного движения приходился почти каждый третий погибший (31,4%) от всех уголовно-наказуемых деяний, а их общее количество сопоставимо с жертвами убийств (9,6 тыс.). В текущем году ситуация кардинально не поменялась.

          Наибольшие количество погибших по преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ, в первом полугодии 2017 г. зафиксировано в Московской области (200), Краснодарском крае (153), Ростовской области (132), республиках Башкортостан (129) и Татарстан (107).

          Правовая статистика свидетельствует, что за последние три года число пострадавших, которым был причинен тяжкий вред здоровью в результате преступного нарушения правил дорожного движения, сократилось почти на 10%, а погибших – на 19,4%. Снижение смертей зафиксировано и в первом полугодии 2017 г. (-8,7%).

          Наряду с этим положительные тенденции отмечаются в сокращении общего числа зарегистрированных случаев нарушений правил дорожного движения, повлекших гибель людей. Если в 2012 г. их число составляло около
          11,5 тыс., то в 2016 г. количество таких преступлений не превысило 8 тыс.,
          за январь-июнь 2017 г. – 3,3 тыс. Таким образом, за пять последних лет снижение составило более 30%.

          Отдельное внимание стоит уделить нарушениям правил дорожного движения по вине пьяных водителей. Отмечая тенденции к росту числа дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, законодатель внес ряд изменений в нормативную базу.

          В частности, Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ
          «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 264 1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. С момента введения в действие указанной статьи (01.07.2015) в стране зарегистрировано более 160 тыс. случаев (2015 г. – 41 тыс., 2016 г. – 85 тыс., I полугодие 2017 г. – 40 тыс.) повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения.

          Наибольшее количество таких деяний в текущем году зафиксировано в регионах Приволжского (Республика Башкортостан (1874), Пермский
          край (1422), Нижегородская область(1196) и Сибирского (Алтайский (1 023), Красноярский (1905) края, Кемеровская область (1225) федеральных округов. Меньше всего преступлений, предусмотренных статьей 264 1 УК РФ, совершено
          в Чеченской Республике (56), Республике Ингушетия (56), г. Севастополе (32), Еврейской автономной области (31), Ненецком (22) и Чукотском (5) автономных округах.

          В целом за последние 3,5 года за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ) к уголовной ответственности привлечено почти 228 тыс. лиц, из которых 158 тыс. (69%) в момент противоправных действий находилось в состоянии опьянения. Абсолютное большинство пьяных водителей (148 тыс.) подвергалось уголовному преследованию как раз за повторное вождение в состоянии опьянения.

          Имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации статистические данные позволяют описать типичный социальный портрет лиц, совершивших такие преступления. В большинстве своем это мужчины в возрасте от 30 до 49 лет, не имеющие постоянного источника дохода, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности. Доля иностранных граждан в числе таких лиц невелика (около 2%), однако их абсолютное число за последние 3 года увеличилось почти в 2 раза (2014 г. – 968, 2016 г. – 1 811, январь-июнь 2017 г.­ – 1 006). Наибольшее число таких граждан совершали преступления на территории Центрального федерального округа, в основном в столичном регионе.

          Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за последние 3 года отмечается сокращение на 30% числа осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ. Так, в если 2013 г. было осуждено более 15 тыс. лиц, то в прошлом году их численность не превысила 10,5 тыс. Вместе с тем, если сравнивать данные 2016 г. с 2015 г., можно говорить об увеличении осужденных примерно на 13%.

          Однако основная масса обвинительных приговоров по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта приходится на деяния, квалифицируемые по статье 264 1 УК РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию). Так, в 2015-2016 годах за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения было осуждено более 94 тыс. лиц. Подавляющему большинству из них (77,6 тыс.) в качестве наказания были назначены обязательные работы, к штрафу приговорены 6,3 тыс. человек.

          www.genproc.gov.ru

          103.Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение п — alekssandrs Jimdo-Page!

          103. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

          К преступлениям этой группы относятся:

          1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ).

          Непосредственный объект преступления – безопасные условия движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

          Предмет преступления:

          – железнодорожный транспорт – железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования, а также технологический железнодорожный транспорт организаций, предназначенный для перемещения товаров на территориях указанных организаций;

          – воздушный транспорт – летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;

          – морской транспорт – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях перевозки людей и грузов;

          – речной транспорт – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях перевозки людей и грузов по речным путям.

          Объективная сторона – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, если оно повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека.

          Субъективная сторона – умысел или неосторожность по отношению к деянию и неосторожное отношение к наступившим последствиям в виде тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3).

          Субъект преступления – лицо, обязанное соблюдать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

          2) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

          Непосредственный объект – безопасные условия движения и эксплуатации транспортных средств.

          Предмет преступления – автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство.

          Объективная сторона – нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, если такое нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

          Субъективная сторона – неосторожность.

          Субъект преступления – лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, 16 лет.

          Часть 2 предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 – нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;

          3) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ).

          Непосредственный объект – безопасность движения воздушного транспорта при выполнении международных полетов. Международный полет – полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

          Объективная сторона – нарушение правил международных полетов (несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов).

          Субъективная сторона – прямой умысел.

          Субъект преступления – лицо, обязанное соблюдать правила международных полетов.

          Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

          1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

          наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

          2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

          наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

          3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

          наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

          4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

          наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

          5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

          наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

          6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

          наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

          Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

          alekssandr.jimdo.com

          Смотрите так же:

          • Налог как экономическая категория выполняет функцию В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической […]
          • Приказ министра обороны 2014 года 777 Приказ Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 "Об утверждении Перечня должностей, […]
          • Приложения к приказ 555 мчс россии Сосиски, мороженое и шампанское. Продукты, которые подарил нам Микоян «Наша задача – накормить работающего человека быстро, относительно качественно, с соблюдением всех жиров, углеводов…» […]
          • Постановление пленума верховного суда рф по делам о краже ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 2002 года №29 О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое (В редакции Постановлений Пленума Верховного […]
          • Новые правила экзамена гибдд в 2018 году Какими будут новые правила сдачи ПДД в 2018 году В ближайшее время реформа в сфере безопасности дорожного движения продолжится. Уже не первый год вносятся поправки в ПДД, которые изменяют […]
          • Пенсия за диабет Пенсия по инвалидности в Украине в 2018: группы и суммы В жизни каждого человека может возникнуть такая ситуация, когда придется столкнуться с пенсией по инвалидности. Такие выплаты, как […]