Налог как экономическая категория выполняет функцию

В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической категорией.

Субъекты рыночной экономики в процессе своей хозяйственной деятельности создают продукт, доход, который в масштабе национальной экономики формирует внутренний валовый продукт (ВВП). Уплата налогов означает, что хозяйствующий субъект передает часть своего дохода в собственность государства для формирования доходов бюджета. Таким образом, в процессе уплаты налогов происходит перераспределение ВВП. Часть созданного в индивидуальном хозяйстве дохода переходит из частной собственности в собственность государства. Налоги как экономическая категория представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета государства. В настоящее время посредством налогов перераспределяется значительная часть

ВВП. По данным Минфина России величина налоговых сборов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей) составляет в настоящее время 34,2% ВВП [1] .

Внутренняя сущность налогов как экономической категории имеет внешние формы проявления. С точки зрения государства налоги принимают форму доходов. С позиции другого участника налоговых отношений (налогоплательщика) налоги выступают в форме изъятия части созданного им дохода, т.е. расхода. У каждого участника налоговых отношений формируется свой экономический интерес. Причем эти интересы противоречивы. Государство заинтересовано в росте налоговых доходов, так как это позволит ему лучше выполнять возложенные на него публичные функции, которые расширяются по мере развития общества. Налогоплательщик, наоборот, заинтересован в снижении налогов, так как это позволит ему снизить расходы бизнеса, увеличить ту долю дохода, которая останется в его распоряжении на потребление и накопление.

Указанное противоречие приводит к тому, что каждая сторона формирует собственную систему защиты своих экономических интересов.

Налогоплательщики используют две основные модели поведения, которые направлены на снижение величины налоговых платежей. Первая модель получила название «уклонение от налогов». Суть этой модели поведения состоит в том, что налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство: скрывает доходы и объекты налогообложения, не представляет или несвоевременно представляет в налоговые органы документы, необходимые для исчисления уплаты налогов, незаконно применяет налоговые льготы. Другая модель поведения получила название налоговое планирование. Она является своего рода компромиссом. Налогоплательщик не нарушает налоговое законодательство, по при этом снижает суммы налоговых платежей. Налоговое планирование – это легитимная деятельность налогоплательщика, направленная на снижение его налоговых обязательств. Сложность современного налогового законодательства, неоднозначность трактовки его отдельных норм позволяют налогоплательщику разрабатывать легитимные методы снижения налогов. Можно говорить о том, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

Стремление налогоплательщика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно. Однако практическое воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего интереса государство совершенствует налоговое законодательство, а также создает систему налогового контроля. В Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Они проводят контроль «за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» (п. 1 ст. 30 НК).

Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным. Поэтому система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему налоговых санкций (штрафов) для нарушителей налогового законодательства. С этой целью в НК включен специальный разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

  • [1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

studme.org

3. Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Специфические признаки налогов:

• тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

• принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

• участие в экономических процессах общества.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик;

4) Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в России (далее – налоговые органы);

5) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (далее – таможенные органы);

6) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);

7) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

8) органы государственных внебюджетных фондов.

www.libma.ru

Налог как экономическая категория выполняет функцию

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность налога — это изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

1. Прямые функции

1.1 Фискальная — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

1.2 Регулирующая — регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системы. С помощью налогов гос-во может регулировать темпы экономического роста. Уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей регионов, отдельных п/п. Таким образом, налог выполняет функцию встроенного регулятора.

2.1 Перераспределительная — При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

2.2 Контрольная — при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

2.3 Стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

2.4 Социальная функция — за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физ. и юр. лиц.

1. Налоги по способу взимания.

— Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

— Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

2. В зависимости от характера ставок различают:

— Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

— Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

— Пропорциональный налог – это, когда применятся единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

3. Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы;

2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;

4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

crisis-manag.ru

Налоги как экономическая категория

Налоги, такая же экономическая категория, как цена, кредит, прибыль. Налоги выполняют целый ряд функций в государстве.

Налоги как ни одна экономическая категория подвергаются критике, отрицанию, изменениям. С позиции государственности налоги есть необходимый элемент существования государственных структур и выполнения ими своих задач.

Известно, что с первых шагов своего существования государство выполняет определенные услуги: охраняет границы; развивает экономику; оказывает помощь населению; развивает науку, культуру, здравоохранение, образование. Налоги — это плата за эти услуги.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на экономику общества.
Французский философ-социалист Пьер Прудон верно определял сущность налога — это вопрос о государстве. Налоги — это более поздняя форма государственных доходов.

Еще в первой половине XVI1 в. английский Парламент не хотел признавать постоянство налогов. Но уже в XVIII в. Президент США Франклин сказал знаменитые слова: «Платить налоги и умереть должен каждый!».

Карл Маркс характеризовал налоги как материнскую грудь, кормящую правительство. Затем начинают создаваться теории, оправдывающие налоги как плату за услуги государства. Налог — плата каждого гражданина за охрану его жизни и собственности, социальную помощь, развитие экономики. Эту точку зрения разделял Адам Смит.

Но уже СЮ. Витте — министр финансов при Александре III — определил налоги, как принудительные сборы с дохода и имущества подданных ради осуществления государственной системы. Но если у государства есть желание больше привлечь налогов, то у налогоплательщиков нет желания их платить. На этом фоне идут дебаты, споры, и достигается определенный оптимум.

При определении налогового бремени учитываются следующие факторы:
1) стоимость услуг государства;
2) экономический уровень общества;
3) прожиточный минимум;
4) политика государства;
5) социальные факторы.

У налогов есть определенные позитивные характеристики. Это инструмент:
■ позволяющий собирать доходы государства;
■ помогающий более справедливо распределять налоговое бремя;
■ обладающий стимулирующим воздействием;
■ через систему налогового обложения государство воздействует
на личное потребление и регулирует спрос.

Следует отметить, что во всем мире доля налогового обложения возрастает.

Так, примерная доля налогов в ВВП составляет: в конце IX в. — 15 %; в середине XX в. — 25 % в начале XXI в. — 40 %.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, одно из главных мест отводится налогам.

Налоговая политика используется в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка (продажа алкоголя, табака, казино). Применение налогов позволяет сочетать общегосударственные интересы с коммерческими интересами предпринимателей.

Отход от директивных методов управления делает налоги одним из действенных методов воздействия на субъекты рынка, поэтому знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Известно, что кривая Лаффера тесно увязывает налоговые выплаты с тенденцией экономического развития, и если налоговое бремя переходит объективные границы, начинается спад производства, инвестиций, спроса. Всякие непродуманные налоговые изменения самым неожиданным образом могут сказаться на экономике страны и жизненном уровне населения. Прежде всего начинается поиск ухода от налогов, переложение налоговой нагрузки на потребителей, клиентов и т.д.

Опыт построения налоговых систем развитых зарубежных стран позволяет сделать выводы, что налогообложение строится на следующих принципах:
1) простоте и ясности построения налога;
2) однократности обложения;
3) социальной справедливости;
4) адресности обложения;
5) дифференциале ставок;
6) льготном обложении.

Задача состоит не только в том, чтобы больше собрать налогов, но и чтобы дать возможность предпринимателю развивать и расширять свою предпринимательскую деятельность. Чем богаче страна, тем больше будет и налогов.
Величина налогов должна соответствовать объему государственных услуг. Сравнение прямых и косвенных налогов говорит о преимуществе прямых — адресных. Но тенденция Запада, а также и России нацелена на усиление налоговых платежей физических лиц через косвенное обложение.
Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую.

Фискальная — основная функция. Она направлена на перераспределение первичных доходов юридических и физических лиц согласно существующей налоговой системе. Чем лучше она выполняется, тем успешнее осуществляются расходы. В бюджете РФ налоги составляют 80—90 % всех поступлений.

Регулирующая — нацелена на более дифференцированное налоговое обложение различных доходов, а также юридических и физических лиц. Налоговое обложение использует различные ставки налоговых сборов (производство товаров — 30 %, казино — 90 %). Физические лица с высокими доходами платят больше, чем малоимущие.

Стимулирующая — наличие льгот, налогового кредита, пониженных ставок — способствует более успешному развитию отдельного предприятия, отраслей, регионов.
Так, например, в США около 100 видов льгот, в Великобритании — 80. Во второй половине 1980-х гг. ведущие страны: Англия, Германия — провели крупномасштабные налоговые реформы, направленные на стимулирование деловой активности.

bbest.ru

Сущность налога, его общественное назначение


Сущность налога, его общественное назначение

В.В. Нестеров,
директор Регионального вычислительного
центра МНС России в Чувашской Республике

Действующая система налогообложения была введена в 1991-1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

С введением новой налоговой системы и приданием налогам важной роли в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней возникла необходимость организации специального аппарата управления и контроля за налогами. В результате были созданы налоговые органы Российской Федерации.

В соответствии с Законом РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» правовое положение Госналогслужбы России определялось как обособленного подразделения при Министерстве финансов, созданного на базе отдела, управления государственных доходов. Позже Госналогслужбе России был придан статус самостоятельного органа, и она была выведена из статуса Минфина России и включена в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству Российской Федерации. Это было сделано в целях повышения роли укрепления и обеспечения независимой деятельности Госналогслужбы России и объективности контрольной работы. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» она получила статус министерства.

Как известно, блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991 года, а начиная с 1992 года эти акты вступили в действие. С того времени в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что в основном связано с приведением налоговой системы в соответствие с новыми политическими и экономическими процессами, которые разворачивались в стране.

Экономическая ситуация диктовала необходимость проведения налоговой реформы. Пути и способы осуществления преобразований были предметом обсуждения на представительных собраниях научной и деловой общественности, в средствах массовой информации.

Для преодоления имеющихся недостатков в налоговой системе предлагалось доработать и законодательно утвердить Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Наконец, в результате продолжительной работы Государственная Дума приняла 16 июня 1998 года, Совет Федерации одобрил 17 июля 1998 года часть первую НК РФ, и Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Сразу же после опубликования НК РФ ученые, экономисты, юристы начали вносить множество предложений по корректировке, изменению и дополнению многих статей указанного Кодекса. Потребовался год, чтобы изучить их, проверить на практике, подготовить, согласовать и принять эти поправки. Поэтому, по своему значению и последствиям для цивилизованных налоговых отношений принятый Государственный Думой и подписанный Президентом Российской Федерации в июле 1999 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ» трудно переоценить.

Не раскрывая сути внесенных изменений, зададимся вопросом: почему в течение последних десяти лет постоянно говорят о необходимости налоговой реформы, неужели неоднократно проведенные преобразования в налоговой системе были ошибочными или недостаточными для того, чтобы налоги выполняли свое общественное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства?

Разумеется, чтобы разобраться в этих вопросах, следует прежде всего попытаться всесторонне проанализировать, учтены ли при проведении налоговой реформы требования экономических законов. Для выполнения этой важной, но сложной задачи необходимо рассмотреть и раскрыть сущность налога и его общественное назначение. Налог как экономическая категория существует помимо воли одного лица, группы лиц. Однако государство может использовать эту категорию как во благо общества, так и во вред ему. Научная обоснованность налоговых форм зависит как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости. Здесь особую важность приобретает проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, дискриминация отдельных форм отсутствует, то и отдельные виды налогов должны в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога, как такового. Налог выражает отношения собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы.

Налоговые отношения — это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства — бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.

На страницах экономической печати и в нормативных документах закрепился термин «бюджетно-налоговые отношения». В нем, на наш взгляд, наиболее точно выражена специфика экономической категории налога.

Налог — категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финанEFFNVнтрализация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы:

— способствовать возобновлению воспроизводственных процессов;

— обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;

— обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;

— проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследования;

— создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

В связи с этим часть созданной в производстве стоимости в форме финансовых ресурсов изымается в безэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов и отличает налоговые отношения от других перераспределительных отношений.

Налогу с позиции всеобщности свойственны отличительные черты, создающие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.

Основными признаками налога, существующего на поверхности экономической действительности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие:

— налог — обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;

— в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

— налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налоге должны соизмеряться на практике его фискальные и регулирующие «способности».

Последнее свойство налога наиболее значимо, ибо оно обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.

Использование налога на практике подчиняется четким принципам. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные или организационно-экономические. Фундаментальные принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и времени. Воспринимая налог как объективно существующую абстракцию реальных отношений распределения стоимости, мы представляем, что при этом складываются отношения между государством и хозяйствующими субъектами по изъятию из хозяйственного оборота средств на общественные нужды.

Фундаментальные принципы существования налога (научно осознанного в процессе налогообложения) были разработаны Адамом Смитом:

1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это — принцип равенства налогообложения.

2. «Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это — принцип определенности.

3. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это — принцип удобства.

4. «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это — принцип дешевизны.

В условиях тоталитарного государства налог утрачивает эти принципы. Налогообложение приобретает одностороннюю фискальную направленность.

Налог становится простой формой субъективистского управления перераспределением созданной стоимости. Такое использование налога преследует единственную цель: за счет максимальной централизации валового национального продукта в руках государства обеспечить экономические устои тоталитарного государства.

Отсюда следует, что вопросы сущности налога как экономической категории важны не только с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэтому в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложении без учета требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата налогом своей объективности, то есть его отрыв от экономического базиса. И это непосредственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.

Таким образом, экономическое содержание понятия «налог» — двуедино:

а) налог — это теоретическая абстракция реально существующих производственных отношений перераспределительного характера, то есть экономическая, объективная категория;

б) налог — это практическая форма существования этой категории на поверхности экономической действительности в виде целенаправленного орудия воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводства, то есть способ управления ими, формы существования категории. Налог на практике — это виды налогов и системы управления ими.

На практике не существует разграничения между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу государства». Однако это неоднозначные понятия. Налог как экономическая категория столь же отличен от конкретного вида налога, например, на прибыль, доход, прирост капитала, добавленную стоимость, имущество и т.д., как могут быть отличны, например, прогнозируемые запасы нефти по качественному и количественному содержанию от тех, которые будут извлечены на поверхность и использованы с той или иной пользой для общества.

Далее рассмотрим функции налога, проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Посредством фискальной функции часть финансовых ресурсов перераспределяется в пользу государства. Это перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, то есть так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушить нормальный ход воспроизводства. Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределению и потреблению.

Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в двух плоскостях: в виде льгот и санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налога. Контрольное свойство всей системы налогообложения заложено в ней благодаря самой сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства.

Таким образом, функциональное предназначение налога объективно определяется сущностным потенциалом налога и не зависит от одностороннего волеизъявления государства. На практике оно может быть деформировано. Особенно это относится к регулирующей функции налога. Фискальная функция налога реальна во всех общественно-политических формациях, а регулирующая функция может существовать номинально, то есть только теоретически. Это может быть в случае, если внутренний потенциал налога, его сущностное предназначение не используется или используется в искаженном виде государством из-за субъективистских подходов к выбору видов налогов и определению условий их действия. При этом складываются негативные тенденции развития налогов. Номинальной остается регулирующая налоговая функция и в том случае, когда система налогообложения не учитывает требований объективных экономических законов и используется государственной властью в одностороннем порядке: только в целях формирования максимального бюджета в ущерб потребностей экономики. Эти тенденции вредны экономике.

Функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего налогообложения, на наш взгляд, определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. На практике это обеспечивается за счет установления оптимального уровня налоговых изъятий. В данном случае достигаются поставленные перед налогообложением цели: сформировать бюджет, не ущемляя экономические интересы налогоплательщиков. Взаимообусловленность функций налога обеспечивает эффективность всей системы налогообложения на практике. Поиск способов достижения относительного равновесия налоговых функций осуществляется непрерывно. По мере нахождения оптимальных, по мнению разработчиков, подходов к налогообложению, создаются различные налоговые концепции. Их содержание оценивается специалистами. Предложения по совершенствованию налогообложения должны учитывать реалии базиса и выноситься на обсуждение в государственные органы власти и управления. Из числа обсуждаемых налоговых концепций, разумеется, должны выбираться те, которые могут служить основанием для разработки налоговых законов.

Подчеркнем, что непреложным условием научно-практического поиска оптимального варианта налогообложения является незыблемость фундаментальных принципов существования налога на практике, которые определены как четыре классических правила налогообложения, содержание которых было рассмотрено выше. Иными словами, если налогу как экономической категории присущи указанные выше классические свойства, то и любая действительно налоговая форма должна быть в этой или иной степени наделена ими. В противном случае отдельные виды налогов будут только называться налогами, а в действительности представлять собой директивное изъятие финансовых ресурсов у их создателей.

Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, то есть от таких видов налогов, обеспечение сбора которых требует средств по объему, значительно превышающих суммы их фактического поступления в бюджет. Такие незначительные налоги только запутывают налоговую систему, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников от сложных и серьезных работ.

Более того, налоги сталкивают интересы государства и плательщиков. Роль налогов для каждого из них оценивается по-разному. Следовательно, роль налога абсолютно-позитивной быть не может, ибо она оценивается с разных позиций, позитивное для государства может негативно сказываться на доходе плательщика, и, наоборот, минимальные налоги не покроют потребности государства при выполнении им своих функций. Их экономические интересы различны и особенно далеки друг от друга в условиях кризисной экономики.

Рамки одной статьи не позволяют полностью раскрыть содержание рассматриваемых проблем, тем более обосновать необходимость учета требований экономических законов при налоговом регулировании.

В заключение отметим, что обеспечение позитивности налогообложения — задача сложная и противоречивая. Ее решение зависит от многих объективных и субъективных факторов. На налогообложение оказывают комплексное воздействие экономика и политика. Налогообложение является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества.

nalvest.com

Смотрите так же:

  • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
  • Образец иска на алименты на ребенка Раздел проданного супругом имущества Продажа одним из супругов общего имущества без согласия другого супруга не препятствует его разделу. При этом для фактического раздела проданных вещей, […]
  • Размер минимальная пенсия в омске в 2018 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 декабря 2017 Новый календарный и финансовый […]
  • Какие условия для получения субсидии молодой семье Сбербанк: ипотека «Молодая семья» В «Сбербанке России» действует специальное предложение (акция) для молодых семей, в которых хотя бы один из супругов (или единственный родитель в неполной […]
  • Оплата госпошлины у нотариуса С 1 июля 2005 года налог на наследство был упразднен (ФЗ №78). Теперь отдавать государству часть «кровного» наследства — не нужно. Тем не менее, стоит приготовиться к определенным […]
  • Решение ногинского суда Отстранение от работы: по требованию органов и должностных лиц По состоянию на: 08.04.2010Журнал: Справочник кадровикаГод: 2010Автор: Автушко Ирина Анатольевна, Бойченко Татьяна […]