Развития института гражданства

Развитие института гражданства в РФ: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву России

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Принадлежность лица к государству следует понимать не буквально, а как членство в государстве, как принадлежность к государственно-организованному обществу, которая юридически закрепляется и оформляется гражданством личности.

Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством. Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Одной из глобальных национальных идей России XXI в. является формирование российской нации как многоэтнической общности людей. В ряду факторов, обеспечивающих указанную национальную консолидацию, важное место занимает институт гражданства, что обусловливает актуальность многообразных его исследований, в том числе касающихся развития научной теории.

Возможны два основных методологических подхода к формированию теории гражданства в правовой науке. С одной стороны, его исследование как публично-правовой категории, государствообразующего феномена, компонента признаков сущности и формы государства, с другой — необходимо учитывать, что гражданство — это категория, стоящая на стыке публичного и частного права, неразрывно связанная с конституционно-правовым статусом человека, субъективными правами.

Оценка российского законодательства о гражданстве постсоветского периода дает основание сделать вывод о том, что его развитие шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию. В системе законодательства того периода следует выделить действующий тогда Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 г. Этот закон принимался в очень сложной для России обстановке: в условиях фактического распада Союза ССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтообразующей политической ситуации, напряженных социальных отношений. Однако главную свою задачу закон решил, он закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России. Закон закрепил важнейшие правовые составляющие политики государства в вопросах гражданства — обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РФ, защиту и покровительство Российской Федерации ее гражданам, находящимся за пределами государства.

За прошедший после принятия Конституции РФ период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Основное внимание закон уделяет регламентации принципов гражданства. Исходная посылка здесь такова: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, этот подход представляется объективно оправданным и жизненно необходимым.

Помните, что «Развитие института гражданства в РФ» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

justicemaker.ru

Возникновение и развитие института гражданства в России.

Исторический метод познания права является одним из ведущих наравне с формально – юридическим методом. Поэтому, каждый юрист должен знать историю права, юрист по вопросам гражданства, в частности, должен знать основные направления развития правовой мысли в России, относящиеся к институту гражданства. Нашими специалистами подготовлен небольшой исторический очерк посвященный развитию институтов подданства и гражданства в России.

Институт гражданства, как и большинство правовых явлений, зародился в древнем Риме. Интересно заметить, что в начальный период римской истории, наличие гражданства являлось обязательным условием правоспособности человека и не только гражданско — правовой правоспособности, а общей. Отсутствие гражданства расценивалось римлянами как нахождение человека вне каких-либо рамок правового поля. Такого человека можно было даже убить, не неся за это убийство ответственности. Однако развитие коммерческих отношений, расширение влияние древнего Рима постепенно изменило эту ситуацию, хотя лица, не обладающие римским гражданством, существенно отличались от римлян в правовом отношении до самого последнего момента. До прихода к власти большевиков института гражданства в Российской Империи не было, его заменял институт подданства. Причем регламентация самого подданства не носила нормативный характер. На протяжении 16-17 веков русское законодательство не имело правовых норм, содержащих регламентацию института подданства. В сознании народных масс, да и русской власти, наличие подданства определялось принадлежностью к православной вере. Подданство приобреталось фактическим укоренением. В 1700 году издается официальный указ, регламентирующий факт перехода человека в православие, как переход в подданство России. Иностранцы, не принадлежавшие к православной вере, на тот момент имели ряд существенных ограничений правах: им запрещалось вступать в брак с православными, а так же приобретать землю в собственность.

Реформировал институт подданства Петр I, специальным указом он разрешил иностранцам, не исповедующим православия, приобретать в собственность земли посредством присяги на «вечное подданство Российскому Государю». Такая формулировка наглядно демонстрирует правовую разницу между понятием «гражданство» и понятием «подданство». Ведь гражданство означает принадлежность лица к государству, некоторую политико-правую связь с государством как отдельным правовым субъектом, тогда как подданство означает принадлежность к личности монарха. Такого рода различия и тонкости важны не только для теоретического осмысления гражданства. На практике, в случае возникновения неординарных ситуаций правильное понимание и хорошее знание истории гражданства и подданства оказывается решающим в деле защиты прав и свобод человека. Поэтому практикующий юрист по гражданству должен в обязательном порядке владеть навыком исторического анализа. Необходимо заметить, что подданство, в отличие от гражданства одну важную особенность – подданные Государя не были равны между собой. Все население страны, все подданные делись на определенные сословия, что прямо отражалось на их правовом статусе. Таким образом, принятие присяги являлось единственным юридическим способом вступления в российское подданство. Сам институт присяги со временем менялся. Так, например, в начале 19 века принятие присяги контролировалось Правительствующим Сенатом, а в 1826 году порядок принесения присяги значительно изменился – теперь присягу принимали Губернские правления. Натурализация иностранцев из центра была передана на места.

Российское и советское гражданство после 1917 года.

Появление и использование термина «гражданство» в советской России и во всем мире связана с изменением парадигмы взглядов во взаимоотношении отдельно взятой личности и государства, в котором эта личность проживает. Если подданство рассматривалось как принадлежность и верность монарху, то гражданством, напротив, считалось элементом не принадлежности человека другому субъекту (государству или монарху), а его участие в деятельности этого субъекта, участие в коллективном волеизъявлении народа и страны.

С приходом большевиком к власти в первых же декретах начинает использоваться термин «гражданин». Утверждается специальный декрет, который уравнивает в правах всех граждан страны независимо от сословной принадлежности. Устанавливается одно наименование для всех жителей страны — гражданин.

Одновременно с этим большевики начали программу по уравниванию прав трудящихся иностранцев с гражданами России, что отражало интернационализм коммунистов. Трудящийся иностранец приравнивался в своем правовом положении к гражданину России. В правовом сознании власти утверждается мысль, что принадлежность к гражданству. Сразу после прихода большевиков к власти начинается уравнение в правах граждан не только по сословному признаку, но и по гендерному.

Дальнейшее развитие института гражданства в стране связано с образованием Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Основным моментом на этом этапе развития института гражданства является наличие двухуровневой системы гражданства – гражданства СССР и гражданства союзных республик. Гражданство республик составе СССР приравнивалось к гражданству самого СССР и было необходимым условием для наличия общесоюзного гражданства. Разницы в правовом положении между гражданами различных республик не было. Республиканское гражданство давало возможность участвовать в политической жизни конкретной республики и определялось местом жительства гражданина. Интересно заметить, что советская власть в принципе не признавала наличия такого явления как лицо без гражданства. Человек, проживающий на территории СССР и не имеющий доказательств наличия иностранного гражданства,мог получить гражданство посредством своего волеизъявления. После издания сталинской конституции советское руководство решает издать закон о гражданстве. В 1938 году такой закон появляется. Он был очень коротким – в тексте закона было всего 8 статей. Закон предусматривал равное право лиц на гражданство не зависимо от расы и национальности. С появлением этого закона появляется понятие лицо без гражданства, так как действующее ранее правило об отнесении лиц, не имеющих доказательства наличия иностранного гражданства, к гражданам СССР отменяется. Краткость и прибыльность закона возмещалась огромным количеством различных инструкций и регламентаций органов исполнительной власти. Такого рода подзаконный уровень регулирования общественных отношений во многих сферах продолжается до сих пор. Получить гражданство можно было по личному ходатайству. Причем никаких специальных условий для этого не требовалось, однако ходатайство рассматривалось предельно внимательно и при принятии решения учитывались все обстоятельства.

В 1978 году принимается новый закон о гражданстве. Этот закон расширил перечень оснований, по которым нельзя ущемлять права человека в отношении вопросов гражданства, помимо расы и национальности, как в предыдущем законе, в новом так же упомянуты такие признаки как язык, место жительство, пол, образование. Так же более детальной регламентации подверглись отдельные институты гражданства.

Важнейшим моментом, позволяющим провести принципиальную разницу между регламентацией советского гражданства и современного Российского гражданства, являлось возможность лишения человека его гражданства.

Последующие изменения в регламентации института гражданства будут рассмотрены в других статьях нашего сайта. Если Вам нужна помощь в получении российского гражданства, запишитесь на приём к юристу, позвонив нам по телефону.

sayd07.ru

Семинар 2. История развития института гражданства в России (2 часа)

1. Подданство России.

2. Становление института гражданства в РСФСР с 1917 по 1922 год.

3. История института гражданства в СССР и РСФСР с 1922 по 1938 год.

4. Развитие института гражданства в СССР и РСФСР с 1938 по 1990 год.

1. Абдуллаев М.Н., Кудимов А.В. Этнополитические аспекты правового регулирования миграционных процессов в конце XX века в России // История государства и права. 2007. N 24.

2. Белковец Л.П. Правовое регулирование выхода из советского гражданства в 1920-1930-е годы // Миграционное право. 2008. N 1.

3. Белковец Л.П., Белковец С.В. Выезд за рубеж российских граждан в 1920-1930-е годы // Миграционное право. 2006. N 5.

4. Бутусова Н.В. Государственно-правовые отношения между Советским государством и личностью. Воронеж, 1986. С. 84.

5. Варлен М.В. Развитие законодательства о гражданстве государств — участников СНГ // Право и жизнь. 2000. N 24. С. 185-217.

6. Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 1993. N 1. С. 75-79.

7. Винокуров А.А. Развитие института гражданства: современные тенденции и конституционно-правовой опыт России. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. 231 с.

8. Витрук Н.В. Роль института советского гражданства в формировании и развитии новой исторической общности — советского народа // Актуальные проблемы истории государства и права. М., 1976. С. 138-139.

9. Витрук Н.В., Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. М.: Юрид. лит., 1969. 167 с. // Правоведение. 1971. N 6. С. 105-107.

10. Дальдинова И.С. Конституционно-правовые предпосылки приобретения российского гражданства // Современные актуальные вопросы государства, права и юридического образования. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, 1 ноября 2004 г. Тамбов: Першина, 2004. С. 191-195.

11. Дальдинова И.С. Становление и развитие института гражданства в первые годы советской власти: «Университетская наука — региону» // Тенденции развития юридической науки: «Университетская наука — региону». Материалы международной научно-методической конференции, проводимой в рамках юбилейной 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов.

12. Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц / сост. В.В. Егорьев, Г.Н. Лашкевич, М.А. Плоткин, Б.Д. Розенблюм. М.: Юриздат НКЮ РСФСР, 1926. С. 27-28.

13. Ибраимов У.С. Теоретические аспекты института гражданства и его законодательной регламентации в странах СНГ. Дис. . канд. юрид. наук. М., 1996. 170 с.

14. Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 3.

15. Куракина С.И. Отдельные аспекты совершенствования института гражданства союзного государства // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. N 1. С. 37-38.

16. Мермер Ю.Н. История развития института гражданства на территории Республики Беларусь // Миграционное право. М.: Юрист, 2006. N 3. С. 39-41.

17. Миронов О.О. Гражданин Отечества. М., 2006. С. 14-15.

18. Нехай Э.А. Становление и развитие института гражданства: конституционный аспект (на примере России и стран ближнего зарубежья). Дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. 188 с.

19. Полянский В.В. Советское гражданство: учеб. пособие. Куйбышев, 1985. С. 54-61.

20. Правовое положение иностранцев в РСФСР. Справочник для иностранцев, оптантов и беженцев / сост. ученый-референт НКИД Д.М. Левин. М.: Литиздат НКИД, 1923. С. 34.

21. Развитие законодательства о гражданстве на территории СССР в 1917-1991 гг. // Право и жизнь. 1998. N 14. С. 116-142.

22. Сафронов В.М. Конституция СССР и советское гражданство. М.: Юрид. лит., 1984. 112 с.

23. Трайнин И.К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938. N 5. С. 52-60.

24. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 53.

25. Филиппов С.В. США: иммиграция и гражданство. М., 1973.

26. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1992. Вып. 1. С. 105-114.

27. Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969. С. 19.

lib.sale

Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России

И.А. ГОНЧАРОВ,

кандидат юридических наук, сотрудник ПВУ ГУВД Краснодарского края, соискатель Московского гуманитарного университета

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В дореволюционный период согласно ст. 1 Закона «О состояниях» в российском государстве были установлены различия права состояния для природных обывателей, иностранцев и иностранцев, проживавших в империи. К числу природных обывателей относились дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.

Образованное после февральской революции 1917 года Временное правительство не внесло существенных изменений в царское законодательство о подданстве. Единственный законодательный акт, принятый Временным правительством, который имел отношение к правовому положению граждан, — Постановление от 20.03.1917 «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»[1]. В нем указывалось, что, поскольку в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, все ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются.

Отменялись все узаконения, действовавшие на всем пространстве России и устанавливавшие, в зависимости от принадлежности российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, какие-либо ограничения в отношении: водворения, жительства и передвижения; приобретения права собственности; всякого рода занятия ремеслами, торговлей и промышленностью; поступления на государственную службу, как гражданскую, так и военную; участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные общественные учреждения; занятия должностей по правительственным и общественным установлениям; поступления в учебные заведения, как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием; исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей; употребления иных, кроме русского, языков и наречий в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях и при ведении торговых книг[2].

17 апреля 1917 г. Временное правительство подтвердило, что вопрос о принятии иностранцев в русское подданство на время войны разрешается МВД.

Термин «гражданство» укоренился в советском законодательстве с первых дней советской власти, начиная с обращения «К гражданам России» от 25.10 (07.11).1917[3].

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК РСФСР от 23.11.1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[4]. Все существовавшие в России сословия и сословные деления, привилегии и ограничения, гражданские чины были упразднены. Конституцией (Основным законом) РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918, был установлен единый правовой статус для всего населения России — граждане Российской Республики. К полномочиям Всероссийского съезда Советов и ВЦИК относилось издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики[5]. В Конституции РСФСР 1918 года указывалось, что, исходя из солидарности трудящихся всех наций, государство «предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей права российского гражданства».

В советском законодательстве о гражданстве следует различать два периода: досоюзный, когда вопросы гражданства регулировались законодательными актами отдельных республик, и союзный, когда регулирование производилось в основном актами союзной власти с дополнительными и развивающими актами союзных республик.

В качестве значимых в историческом аспекте правовых актов РСФСР целесообразно выделить Декрет ВЦИК от 01.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства»[6], декреты СНК РСФСР от 22.08.1921 «О принятии иностранцев в российское гражданство»[7] и от 28.10.1921 «О лишении прав гражданства некоторых лиц, находящихся за границей»[8].

Вопрос о выходе из гражданства оставался неурегулированным до 22 октября 1918 г., когда Кодекс законов об актах гражданского состояния РСФСР предоставил вступающим в брак лицам разного гражданства оптировать то или иное гражданство по их усмотрению: жена следовала гражданству мужа и наоборот, при наличии согласия, выраженного на то брачующимися сторонами при заключении брака. Лишь 3 года спустя циркуляром НКВД РСФСР от 21.07.1921 было установлено, что оптация должна отмечаться в записи о заключении брака. В том же году циркуляром НКВД РСФСР было допущено восстановление добрачного гражданства для женщины, вышедшей замуж за иностранца и затем разведшейся с ним или овдовевшей.

Конституция (Основной закон) СССР, принятая ЦИК СССР 06.07.1924, закрепила в ст. 7 принцип, по которому для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство[9]. Такой порядок сложился исторически. Уже во время гражданской войны, когда республики только образовались, граждане союзных республик вступали в государственно-правовые отношения, большей частью фактические, чем юридические, но тем не менее достаточно серьезные. Возник вопрос о единстве гражданства, вызываемый по преимуществу военной необходимостью — потребностью призывать на службу в армию граждан любой республики, находящихся на территории другой. Тогда дело дошло до того, что кое-где были изданы акты и о приравнении граждан советских республик во всех отношениях к гражданам каждой республики. Конституция СССР 1924 года закрепила принцип единства гражданства на более высоком уровне.

Введение единого гражданства не умаляло суверенитета союзных республик, поскольку их собственное гражданство сохранилось. Единое гражданство, несомненно, расширяло право граждан каждой союзной республики, ибо они могли на территории всей страны чувствовать себя хозяевами. Во внешней сфере гражданство СССР давало возможность каждому советскому гражданину ощущать себя под защитой всего громадного государства. Единое гражданство ликвидировало и всякого рода коллизии между республиканскими законами[10]. Кроме того, существенное значение имело Положение о союзном гражданстве, утвержденное постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924[11].

Положение о гражданстве СССР, утвержденное постановлением ЦИК СССР от 13.06.1930[12], внесло существенные изменения в решение вопросов установления гражданства при рождении и изменения гражданства детей при изменении гражданства родителей. Положение значительно расширяло полномочия союзной власти в области гражданства. Помимо общего порядка, оно допускало приобретение гражданства и выход из него в упрощенном порядке. Кроме того, гражданину СССР, являвшемуся гражданином той союзной республики, в пределах которой он постоянно проживал, предоставлялось право избирать гражданство другой союзной республики, если он считал себя связанным с ней по национальности или происхождению. Во всем остальном Положение 1930 года почти полностью повторяло Положение 1924 года.

22 апреля 1931 года ЦИК и СНК СССР утвердили новое Положение о гражданстве СССР[13], вносившее некоторые изменения в порядок принятия в гражданство, выхода из него в упрощенном порядке и восстановления в гражданстве.

Принятая в 1936 году Конституция СССР обусловила необходимость пересмотра законодательства о гражданстве и приведения его в соответствие с новым Основным законом.

В апреле 1938 года Президиум Верховного Совета СССР поручил СНК СССР разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета СССР законопроект о гражданстве СССР. Доклад Н.А. Булганина о проекте нового закона, сделанный от имени СНК СССР, был заслушан на заседании Верховного Совета СССР, а после обсуждения и принятия его обеими палатами приобрел силу закона. Таким образом, 19.08.1938 был принят первый закон о гражданстве — Закон СССР «О гражданстве СССР»[14](далее — Закон 1938 года).

До принятия Конституции СССР 1936 года определенные категории иностранцев пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Это было зафиксировано в республиканских и союзных законах о гражданстве. Закон 1938 года не упоминал о политических правах иностранцев. Иностранцы в СССР, к каким бы социальным категориям они ни принадлежали, уже не пользовались политическими правами. Отныне иностранец мог получить такие права лишь после того, как станет гражданином СССР.

Последняя статья Закона 1938 года вводила новое, отсутствовавшее в прежнем советском законодательстве состояние безгражданства. К числу лиц без гражданства относились те, кто проживал на территории СССР, но не являлся гражданином СССР и в то же время не имел доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству. Прежние законы о гражданстве устанавливали, что каждый проживавший в СССР, кто не имел таких доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана помимо него, считался гражданином СССР. Закон 1938 года внес полную ясность в этот вопрос. Отсутствие доказательства иностранного гражданства не делало человека гражданином СССР.

Наконец, Закон 1938 года знаменателен еще и тем, что в нем впервые употреблен термин «советское гражданство» (ст. 3), тогда как в прежних законодательных актах говорилось о гражданстве СССР, гражданстве РСФСР, союзном гражданстве, гражданстве союзных республик. Употреблением этого термина, давно уже использовавшегося в научной литературе, законодатель стремился подчеркнуть монолитность гражданства союзных республик, повсеместно являвшегося единым советским гражданством — гражданством СССР.

Закон 1938 года устанавливал правовую норму, регламентировавшую признание советского гражданства. Тем самым был конкретно определен и уточнен круг лиц, являвшихся советскими гражданами. Существовавший ранее так называемый упрощенный порядок приобретения советского гражданства был отменен. Выход из советского гражданства стал разрешаться исключительно лишь Президиумом Верховного Совета СССР. Кроме того, впервые в истории советской законодательной практики по вопросам гражданства было установлено правовое понятие «лицо без гражданства» — лицо, проживавшее на территории СССР, не являвшееся советским гражданином, но и не имевшее доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству (ст. 8).

За лицом, являвшимся гражданином СССР, не признавалась принадлежность к гражданству иностранного государства. Принцип непризнания двойного гражданства также нашел свое закрепление в международно-правовых соглашениях (конвенциях), заключенных Советским Союзом с рядом социалистических стран по поводу предотвращения и сокращения случаев двойного гражданства.

Через 40 лет после принятия Закона 1938 года был принят второй закон о гражданстве — Закон СССР от 01.12.1978 «О гражданстве СССР»[15], основанный на Конституции СССР 1977 года. В Законе устанавливалось, что «гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения» (ст. 1). При определении гражданства вместо формулы «принадлежность лица к государству» все чаще стала использоваться формула «правовая связь лица с определенным государством».

Потребность в новом нормативном акте по вопросам гражданства возникла потому, что значительно устарел Закон 1938 года. В своем представлении в Президиум Верховного Совета СССР комиссии законодательных предположений указывали на то, что Закон 1938 года не регулировал всех возникавших в практике вопросов гражданства. Они исходили из того, что за прошедшее после принятия Закона 1938 года время существенно изменилась общественная жизнь Советского Союза, его международное положение.

При подготовке третьего законопроекта о гражданстве ставилась задача охватить все вопросы гражданства, требовавшие законодательного регулирования. В нем воспроизводились соответствующие положения Конституции СССР 1977 года, были учтены оправдавшие себя на практике положения действовавшего ранее законодательства о гражданстве, а также сложившаяся практика в этой области. В подготовке законопроекта участвовали депутаты Верховного Совета СССР, заинтересованные министерства и ведомства, президиумы верховных советов союзных республик, представители юридической науки. Закон «О гражданстве СССР», принятый 23.05.1990[16], можно охарактеризовать как начало демократизации правового регулирования института гражданства; в частности, было введено запрещение лишения человека гражданства.

Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР»[17] (далее — Закон 1991 года). Он принимался в сложной для России обстановке: в условиях фактического распада СССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтообразующей политической ситуации, напряженных социальных отношений. Однако главную свою задачу Закон 1991 года решил: закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживавших на территории России, как граждан суверенной России, учел возникшие новые взаимоотношения с независимыми государствами бывшего СССР и предоставил возможность бывшим гражданам СССР реализовать свои права на гражданство в России.

Закон 1991 года устанавливал прежде всего те общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось, что гражданство России является равным независимо от оснований его приобретения. Закон не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами нашей страны по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т. д. Не имело правового значения и время приобретения гражданства. Отныне гражданство России носило открытый и свободный характер. Это выражалось в том, что в стране каждый человек имел право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу.

В отличие от советского законодательства, которое закрепляло лишение гражданства как форму его утраты, Закон 1991 года установил, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Содержащийся в нем запрет на лишение гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между ним и государством, что предполагало расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию[18].

В законодательстве о советском гражданстве всегда отвергалось двойное гражданство. Закон 1991 года устанавливал, что приобретение гражданства России иностранным гражданином допускалось при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором России. Однако в нем указывалось, что гражданину России может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имелся соответствующий договор нашей страны. Граждане России, имевшие также иное гражданство, не могли на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство России в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция РФ определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. Устанавливалось только одно гражданство — гражданство России, а решение всех вопросов, связанных с гражданством, было отнесено к исключительному ведению России. Однако все эти новеллы не нашли отражения ни в законодательстве России и субъектов Федерации, ни в практике работы как федеральных, так и региональных органов государственной власти.

Принятие Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[19] (далее — Закон 2002 года) обусловлено несоответствием Закона 1991 года отдельным нормам Конституции РФ, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития страны, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами[20].

В Законе 2002 года содержатся принципы гражданства России и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством России, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России. Вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами России, Законом 2002 года, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами России.

Согласно Закону 2002 года гражданин России не может быть лишен гражданства России или права изменить его. Этот принцип, закрепленный впервые в отечественной истории Законом 1991 года, уточняется с учетом того, кто и какого гражданства не может быть лишен в России (или права изменить свое гражданство). Так, если в Законе 1991 года говорилось о том, что в России никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, то в Законе 2002 года речь идет только о гражданине России, которого нельзя лишить ни гражданства России, ни права его изменения. В последнем случае имеется в виду право на прекращение в установленном порядке гражданства России и признание права приобретения иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством другого государства.

Законом 2002 года регулируются приобретение и прекращение гражданства России, отмена решений по вопросам гражданства, а также проблемы гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, гражданства недееспособных лиц. Он определяет полномочные органы, ведающие делами о гражданстве России, регулирует производство по делам о гражданстве, определяет порядок обжалования решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц, разрешение споров по вопросам гражданства России.

Закон 2002 года решил многие проблемы и фактически вывел на новый уровень законодательное решение ряда вопросов. Кроме того, он вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью[21].

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства. Развитие законодательства о гражданстве постсоветского периода шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию.

Каждый этап формирования российского законодательства о гражданстве отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранял историческую преемственность по отношению к предыдущему[22].

1 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. — Пг., 1917. Вып. 1.

2 См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. — М., 2004.

3 См.: Рабочий и солдат. 1917. № 8.

4 СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

5 СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

6 Там же. № 31. Ст. 405.

7 Там же. 1921. № 62. Ст. 437.

8 Там же. № 72. Ст. 578.

9 См.: ЦИК СССР. — М., 1924.

10 См.: Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 г.: Учеб. пособие. — М., 2004.

11 СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 202.

12 Там же. 1930. № 22. Ст. 302.

13 СЗ СССР. 1931. № 24. Ст. 196.

14 ВВС СССР. 1938. № 11.

15 Там же. 1978. № 49. Ст. 816.

16 ВВС СССР. 1990. № 23. Ст. 435.

17 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 6. Ст. 243.

18 См.: Шингерей Т.Е. Институт гражданства Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 1997. С. 10.

19 СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

20 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. — М., 2005. С. 85—87.

21 См.: Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 22.

22 См.: Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 1999. С. 8.

www.sovremennoepravo.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 185 гибдд 10 причин остановки Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении […]
  • Заявление на прием от совместителя Что такое совместительство согласно ТК РФ? Приказ и заявление на прием на работу по совместительству, образцы документов и правила их написания Работа по совместительству становится всё […]
  • Ходатайство по пропуску срока Заявление о применении срока исковой давности Если в суд поступит заявление о применении срока исковой давности, вероятнее всего в удовлетворении исковых требований будет отказано. […]
  • Образец пример отзыв на исковое заявление Заявление об исправлении недостатков иска Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при […]
  • Образец справки в пенсионный фонд для пенсии Достойная старость в России: какую пенсию для россиян, стаж которых более 35 лет, подготовило государство? Чтобы получить право на выплату пенсии в России необходимо иметь 15 лет стажа. […]
  • Параметры реестра используемые Реестр или Настройки? В некоторых случаях изменение ключевых значений конфигурации программы, хранящихся в настройках операционной системы, является единственным способом, позволяющим […]