Закон о депозитарии

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ «О центральном депозитарии» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ
«О центральном депозитарии»

С изменениями и дополнениями от:

28 июля, 29 декабря 2012 г., 2, 23 июля 2013 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

7 декабря 2011 года

Цель принятого закона — повысить эффективность и конкурентоспособность инфраструктуры российского фондового рынка посредством создания центрального учетного института.

Наличие центрального депозитария (национального или международного) является неотъемлемым атрибутом высокоразвитого финансового рынка. Федеральный закон призван устранить те недостатки, которые присутствуют в российской системе учета прав на ценные бумаги. Главные из них — высокая степень раздробленности инфраструктуры фондового рынка, недостаточная приспособленность отечественной учетной системы к зарубежным и к системе международных расчетов. В результате не обеспечивается надежная защита права собственности на ценные бумаги, создаются риски неисполнения сделок с ними, повышаются издержки, отсутствует справедливое ценообразование.

Закон устанавливает основные требования к деятельности центрального депозитария, состав и полномочия его органов управления. Закрепляет порядок внутреннего контроля, управления рисками, отчетности и раскрытия информации.

Так, центральный депозитарий открывает счета депо владельцев ценных бумаг публично-правовым образованиям в лице уполномоченных органов и организаций, Банку России, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, иным лицам (при определенных условиях). По требованию регистратора он обязан оказывать услуги по хранению резервной копии реестра владельцев именных ценных бумаг.

Центральным депозитарием может быть небанковская кредитная организация в форме АО. Для его реорганизации требуется разрешение ФСФР России и ЦБР. Добровольная ликвидация запрещена.

Регламентирована процедура присвоения статуса центрального депозитария, определены особенности государственного контроля и надзора за его деятельностью.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ «О центральном депозитарии»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 6 статьи 24 и части 4 статьи 25 настоящего Федерального закона

Часть 4 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Часть 6 статьи 24 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 декабря 2011 г. N 278, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2011 г., в «Парламентской газете» от 16 декабря 2011 г. N 55-56, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7356

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, внесенных подпунктом «б» пункта 2 статьи 21, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Центральный депозитарий — инструмент снижения рисков на финансовом рынке

С 1 июля 2012 г. начинают действовать законы, в силу которых сделки с ценными бумагами на организованном финансовом рынке будут отражаться в едином учетном институте — центральном депозитарии. Это произойдет поэтапно по мере практической реализации законодательных новелл (завершающий этап начнется 1 января 2013 г.). Так завершились многолетние дискуссии о том, нужен российскому рынку ценных бумаг центральный депозитарий или нет. О новеллах законодательства, а также о том, как они способствуют проектированию международного финансового центра (МФЦ) 1 , рассказывает Ростислав Кокорев, заместитель директора департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России.

«ЭЖ»: Создание центрального депозитария — это мировой тренд или собственный путь России?

Р.К.: В большинстве стран мира центральный депозитарий (далее — ЦД) — понятие не столько правовое, сколько фактическое: есть разные депозитарии, и один из них становится центральным. Это происходит в силу того, что инвесторам удобно вести операции с использованием именно такого депозитария, или благодаря политике биржи, но достаточно редко — из-за прямой поддержки государства. Минэкономразвития России полагало, что не нужно законодательно фиксировать единственность ЦД — например, для разных сегментов финансового рынка могли бы быть разные центральные депозитарии. Но в ходе дискуссий по законопроекту победило мнение Банка России, что при наличии нескольких ЦД подлинная централизация невозможна.

В результате в конце 2011 г. был принят Федеральный закон «О центральном депозитарии» 2 и закон-спутник к нему «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О центральном депозитарии“» 3 . Таким образом, в России центральный депозитарий — понятие правовое, определенное законодательством. Закон о ЦД вступает в силу с 1 июля 2012 г., но реально он заработает несколько позже.

«ЭЖ»: Какой депозитарий станет центральным, получит соответствующую лицензию?

Р.К.: В данном случае речь идет не об отдельной лицензии, а о своеобразном повышенном статусе, присвоение которого возможно при соблюдении определенных условий. Статус центрального депозитария может получить юридическое лицо, которое является небанковской кредитной организацией, имеет собственные средства не менее 4 млрд руб., на момент подачи заявления осуществляло функции расчетного депозитария не менее трех лет. Его акционерами могут быть только российские юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании и т.п. Институт, который имеет максимальные шансы стать центральным депозитарием, известен: это ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД), расчетный депозитарий биржевой группы ММВБ-РТС.

«ЭЖ»: Как изменится рынок ценных бумаг с началом деятельности центрального депозитария?

Р.К.: Изменится главным образом организованный рынок ценных бумаг. В реестрах владельцев ценных бумаг, которые обращаются на организованном рынке, а также иных бумаг, эмитенты которых обязаны раскрывать информацию в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг», номинальным держателем сможет быть только ЦД. Другие депозитарии будут вынуждены со временем закрыть свои счета в таких реестрах и более не смогут взаимодействовать с регистраторами напрямую: обязательным промежуточным звеном между ними станет центральный депозитарий. Таким образом, расчеты между владельцами ценных бумаг по итогам сделок, заключенных на организованных торгах, будут отражаться в ЦД (за исключением операций между клиентами одного депозитария).

«ЭЖ»: Централизация учета и расчетов для организованного рынка лучше, чем вариативность способов учета ценных бумаг?

Р.К.: Это покажет практика. Теоретически система выглядит стройно. Сторонники этой идеи говорят, что издержки снизятся, надежность повысится, российская инфраструктура станет более понятной для зарубежных инвесторов и сделает российский фондовый рынок более привлекательным.

«ЭЖ»: В смысле более прозрачным, предсказуемым, регулируемым? В том числе для иностранных участников?

Р.К.: Прозрачность сделок не является самоцелью: не обязательно всем знать, кто именно, когда, какие бумаги и кому продал. А с учетом того, что сделки на организованных торгах попадают в клиринг, даже ЦД не видит всех сделок.

Что касается иностранных депозитариев: зарубежные инвесторы много лет жаловались, что иностранная организация не может быть в России номинальным держателем, поскольку лицензию депозитария могло иметь только российское юридическое лицо. Теперь в соответствии с законом о ЦД и законом-спутником российские депозитарии смогут открывать счета депо иностранного номинального держателя иностранным организациям, которые в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги. Крупнейшим из них (иностранным центральным и расчетным депозитариям, а также международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги и (или) расчетов по ценным бумагам) будут открываться счета в ЦД. Особый правовой режим таких счетов определит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Если при этом в российскую учетную систему придут такие крупные западные структуры, как, например, международные расчетно-клиринговые организации «Евроклир» (Euroclear) и «Клирстрим»(Clearstream), может произойти утечка ликвидности с российского рынка: торговля российскими ценными бумагами может переместиться с российской биржи на иностранные рынки. То есть допуск международных депозитариев несет в себе определенные риски.

«ЭЖ»: А если не пускать иностранные клиринговые компании в наш центральный депозитарий?

Р.К.: Это будет выглядеть несколько странным с учетом того, что Россия намеревается создать международный финансовый центр. Сам по себе приход иностранных депозитариев в российскую учетную систему назрел давно. Его как раз и решили увязать с запуском центрального депозитария, так как при условии функционирования ЦД риск утечки ликвидности в принципе должен быть ниже: ведь такая система должна быть более удобна иностранным инвесторам. А наш рынок от них, как известно, зависит сильно.

«ЭЖ»: Если сравнивать с прежней учетной системой, какие риски с появлением центрального депозитария снизятся?

Р.К.: Существует застарелая проблема, на которую иностранцы много лет обращали внимание, — гипотетический риск списания бумаг с номинального счета депозитария в реестре по поддельным документам, что может привести к убыткам владельцев — клиентов депозитария. Даже не столько к потере ими бумаг, сколько к невозможности реализовать права, удостоверенные этими бумагами. Например, у вас на счете в депозитарии 100 акций, которые, в свою очередь, отражены на счете депозитария как номинального держателя в реестре. В реестре по поддельному передаточному распоряжению или по поддельной доверенности эти бумаги кто-то списал со счета номинального держателя. На вашем-то счете в депозитарии эти 100 бумаг как были, так и остались. Но когда будет собрание акционеров, то вас на него не позовут, так как регистратор вас не увидит, дивиденды вам не начислят, наконец, при продаже акций будет непонятно, как осуществить поставку.

Этот риск всегда оценивали как ненулевой, и многим иностранным клиентам консультанты советовали открывать счета прямо в реестре — мол, меньше риск, что украдут. Мысль эта настолько овладела умами инвесторов, что бороться с ней путем повышения надежности работы регистраторов не получалось. Теперь создается супернадежный центральный депозитарий с особым режимом записей по его номинальному счету в реестре, с двусторонней подачей поручений на списание и зачисление (сейчас поручение подает только лицо, со счета которого списываются бумаги), с обязательным проведением сверки между ЦД и регистратором при каждой операции по счету ЦД в реестре, с запретом на совершение операций по этому счету при наличии выявленных несоответствий… Об этом говорится в ст. 29 и 30 Закона о центральном депозитарии. Таким образом, клиенты центрального депозитария защищены лучше. Насколько эту идею удастся «продать» иностранным инвесторам — покажет будущее.

«ЭЖ»: Одновременно с Законом о центральном депозитарии был принят был принят так называемый закон-спутник — Федеральный закон № 415-ФЗ. Какие изменения внес он?

Р.К.: Прежде всего в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В нем появилась важная новелла о запрете списания и ареста ценных бумаг, учитываемых на лицевых счетах номинальных держателей. Теперь списание по исполнительным листам возможно только со счета владельца, но не номинального держателя, что вполне справедливо. Даже странно, что эта норма появилась только сейчас.

Поправки к Федеральному закону от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» касаются, в частности, детализации норм, связанных с появлением счетов иностранных депозитариев (ст. 8.4 «Особенности учета прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц»), установления перечня и режимов этих счетов, правил осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, а также обеспечения конфиденциальности информации — ст. 8.6 определяет, в частности, каким госорганам и в каких случаях держателями реестра и депозитариями должна предоставляться информация.

Изменения в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» касаются особенностей включения в список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров и на получение дивидендов, владельцев американских и глобальных депозитарных расписок (АДР и ГДР) — производ­ных ценных бумаг, с помощью которых происходят торги российскими акциями на зарубеж­ных биржах. В Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены редакционные правки, связанные, в частности, с исключением средств, находящихся на специальном банковском счете центрального депозитария, из конкурсной массы (п. 1 ст. 133).

«ЭЖ»: Для чего все эти изменения?

Р.К.: Все названные новеллы должны повысить эффективность и конкурентоспособность российского финансового рынка, снизить его риски и издержки либо улучшить качество его регулирования. Поэтому принятие указанных законов — вклад в формирование в России международного финансового центра (МФЦ).

Порядок вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»

1. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 г., за исключением ч. 6 ст. 24 и ч. 4 ст. 25 настоящего Федерального закона.

2. Часть 4 ст. 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2012 г.

В ней речь идет об открытии ЦД счетов депо иностранного номинального держателя включенным в перечень, утверждаемый ФСФР России, иностранным организациям, которые соответствуют установленным законом требованиям.

3. Часть 6 ст. 24 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г. Она запрещает ЦД совершать действия, направленные на зачисление на счета депо номинального держателя, открытые ему в депозитарии, или на счета для учета прав на ценные бумаги лица, действующего в интересах других лиц, открытые центральному депозитарию в иностранной организации, ценных бумаг, учет прав на которые осуществляется в реестре на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария либо в отношении которых центральный депозитарий осуществляет обязательное централизованное хранение.

1 План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.07.2009 № 911-р).

2 Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ.

Приказ ФАС России от 30.05.2012 № 356 «Об утверждении формы реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации»

Зарегистрирован Минюстом России 13.06.2012 № 24567

В реестр попадут должностные лица органов власти и местного самоуправления, привлеченные к ответственности за ограничение конкуренции по ст. 14.9 КоАП РФ, а также должностные лица хозяйствующих субъектов, наказанные за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по ст. 14.31 и 14.31.1 КоАП РФ.

Федеральный закон от 14.06.2012 № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 84.2 Федерального закона „Об акционерных обществах“»

Вступил в силу 26 июня 2012 г.

При перераспределении корпоративного контроля в ОАО ст. 84.2Федерального закона «Об акционерных обществах» закрепляет обязанность для лица, приобретшего более 30% общего количества обыкновенных и привилегированных акций ОАО, направить акционерам — владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них их ценных бумаг. Пунктом 8 указанной статьи установлены изъятия из общего правила о направлении обязательного предложения.

Принятый закон дополнил перечень изъятий. Теперь правило обязательного предложения не будет применяться при передаче акций из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность и, наоборот, передаваемых в порядке, установленном ч. 11 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“».

www.eg-online.ru

Закон и депозитарии

То, что закон о центральном депозитарии (ЦД) вступит в силу в нынешней формулировке, было известно еще в ноябре прошлого года. Почти девять месяцев участники рынка биржевой инфраструктуры провели время в увлекательных спорах о том, как центральный депозитарий повлияет на рынок, уведут ли в будущем международные расчетные системы отечественный рынок ценных бумаг за рубеж и так далее. Тем временем положения закона начали вступать в силу, и оказалось, что некоторые участники рынка, а именно депозитарии и кастодианы, обеспечивающие крупнейшим иностранным участникам расчеты на российском рынке, оказались не готовы к работе в новых реалиях.

С 1 июля все депозитарии обязаны осуществлять с регистраторами и вышестоящими депозитариями сверку количества ценных бумаг, учитываемых на счетах депо. То есть по итогам торгового дня данные о ценных бумагах того или иного участника торгов на счете в депозитарии, с которого осуществляется купля и продажа бумаг, должны сверяться с данными об этих бумагах в реестре регистратора, ведущего учет прав собственности. Казалось бы, технически несложная процедура — сверка счетов, но у депозитариев возникло сразу несколько проблем. Начать с того, что сверка по закону о ЦД должна быть ежедневная, а регистраторы в рамках своих нормативных актов могут предоставить сведения о бумагах только на третий день. У депозитариев есть возможность работать с регистраторами в режиме срочной сверки, но за такую услугу регистраторы возьмут дополнительную комиссию. Если обычная сверка каждого счета стоит 10 рублей, то спецтариф (различается у регистраторов) будет примерно двойным. Если учесть, что у крупных депозитариев и кастодианов десятки тысяч счетов, то издержки становятся ощутимыми. При этом закон не разделяет торгуемые и неторгуемые ценные бумаги, и депозитариям нужно проводить сверку по бумагам, по которым не было сделок, а значит, тратить деньги впустую.

Траты увеличиваются еще и потому, что, как это ни удивительно в XXI веке, у депозитариев есть электронный документооборот далеко не со всеми регистраторами. То есть для того чтобы сверить состояние счетов, зачастую нужно послать в регистраторскую компанию курьера и дождаться, когда тот вернется с пакетом. В результате, по словам участников рынка, многие депозитарии (а по слухам, и сам будущий центральный депозитарий — Национальный расчетный депозитарий) запаздывают со сверкой, а следовательно, нарушают закон.

Отчаявшись выполнить его требования, депозитарии пошли обычным путем и совместно с Национальной фондовой ассоциацией написали письмо в ФСФР с просьбой закон изменить. Интересно, что в основном именно представители депозитарии и кастодианы поддерживали принятие закона о центральном депозитарии, ссылаясь на повышение устойчивости российской фондовой инфраструктуры, ее привлекательности для западных инвесторов и так далее. При этом такие частности, как возможность ежедневно работать по этому закону, видимо, никого всерьез не заинтересовали.

www.banki.ru

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ «О центральном депозитарии»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности правового положения и деятельности центрального депозитария, порядок присвоения ему статуса центрального депозитария, а также особенности государственного контроля и надзора за деятельностью центрального депозитария.

Статья 2. Центральный депозитарий

Центральный депозитарий — депозитарий, который является небанковской кредитной организацией и которому присвоен статус центрального депозитария в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Глава 2. Требования к центральному депозитарию

Статья 3. Организационно-правовая форма центрального депозитария

Центральным депозитарием может являться только акционерное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Акционеры центрального депозитария

1. Акционерами центрального депозитария могут быть российские юридические лица, являющиеся управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли и клиринговыми организациями, и иные лица, если это предусмотрено уставом центрального депозитария.

2. Акции центрального депозитария не могут быть переданы в доверительное управление.

3. В случае, если акционер центрального депозитария не соответствует требованиям настоящего Федерального закона или устава центрального депозитария, он обязан продать принадлежащие ему акции с соблюдением требований законодательства Российской Федерации не позднее одного года с даты, в которую он узнал или должен был узнать о таком несоответствии. В случае невыполнения указанного требования такой акционер в судебном порядке по иску центрального депозитария лишается права голоса на общем собрании акционеров центрального депозитария и принадлежащие этому акционеру голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров центрального депозитария и подсчете голосов на общем собрании акционеров центрального депозитария.

Статья 5. Органы управления центрального депозитария.

Комитет пользователей услуг центрального депозитария

1. В центральном депозитарии должны быть сформированы следующие органы управления:

1) совет директоров (наблюдательный совет);
2) коллегиальный исполнительный орган;
3) единоличный исполнительный орган.

2. В состав органов управления центрального депозитария могут входить только лица, имеющие высшее профессиональное образование.

3. В состав органов управления центрального депозитария не могут входить:

1) государственные или муниципальные служащие, а также служащие Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
2) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа либо осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) управляющей компании паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, клиринговой организации, организатора торговли в момент нарушения этими организациями лицензионных требований и условий, за которое у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или в момент возбуждения производства по делу о банкротстве, если с момента такого аннулирования (отзыва) либо с момента прекращения производства по делу о банкротстве прошло менее трех лет;
3) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
4) лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
5) лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет.

4. Требования частей 2 и 3 настоящей статьи распространяются также на временный единоличный исполнительный орган, заместителей лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа центрального депозитария, и главного бухгалтера центрального депозитария.

5. Центральный депозитарий не позднее следующего рабочего дня после дня избрания (назначения) или прекращения полномочий лиц, входящих в состав органов управления центрального депозитария, а также лиц, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должен направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, содержащее сведения об этих лицах.

6. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков направляет в центральный депозитарий предписание об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, предъявляемых к лицам, входящим в состав органов управления центрального депозитария, или к лицам, предусмотренным частью 4 настоящей статьи. С момента получения указанного предписания лица, входящие в состав коллегиальных органов управления центрального депозитария, не соответствующие установленным требованиям, не вправе принимать участие в заседаниях этих органов. При этом указанные лица не учитываются при определении кворума для проведения заседания коллегиального исполнительного органа центрального депозитария и для принятия решения по вопросам его компетенции.

7. Центральный депозитарий должен создать комитет пользователей услуг центрального депозитария. В указанный комитет не могут входить работники центрального депозитария. Не менее трех четвертей этого комитета должны составлять представители депонентов центрального депозитария. Дополнительные требования к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария определяются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Статья 6. Исполнительные органы центрального депозитария

1. В дополнение к требованиям, установленным частями 2 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (временного единоличного исполнительного органа) центрального депозитария, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, а также квалификационным требованиям, установленным Банком России.

2. Полномочия единоличного исполнительного органа центрального депозитария (временного единоличного исполнительного органа) могут осуществлять только работники центрального депозитария, при этом указанные полномочия не могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Статья 7. Внутренний контроль в центральном депозитарии

1. Центральный депозитарий обязан организовать внутренний контроль за соответствием осуществляемой им деятельности центрального депозитария требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также за соответствием этой деятельности уставу и внутренним документам центрального депозитария.

2. Для организации и осуществления внутреннего контроля центральный депозитарий обязан назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).

3. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается внутренними документами центрального депозитария. Требования к указанным документам устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.

Статья 8. Управление рисками в центральном депозитарии

1. Центральный депозитарий обязан организовать управление рисками, связанными с осуществлением его деятельности, которое должно соответствовать объему и характеру совершаемых им операций. Центральный депозитарий обязан утвердить правила управления рисками, связанными с осуществлением его деятельности, и назначить должностное лицо, ответственное за управление такими рисками, и (или) сформировать соответствующее отдельное структурное подразделение.

2. Правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария, должны определять меры, направленные на снижение операционных и иных рисков, в том числе меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-технических средств, предназначенных для осуществления деятельности центрального депозитария, меры, направленные на снижение рисков, возникающих при совмещении деятельности центрального депозитария с иными видами деятельности, меры, принимаемые центральным депозитарием в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности центрального депозитария, и направленные на обеспечение непрерывности осуществления такой деятельности.

Статья 9. Внутренние документы центрального депозитария

1. Совет директоров (наблюдательный совет) центрального депозитария должен утвердить следующие внутренние документы:

1) условия осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария;
2) правила внутреннего контроля центрального депозитария;
3) правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4) кодекс профессиональной этики центрального депозитария;
5) правила электронного взаимодействия, в том числе форматы сообщений, используемые центральным депозитарием;
6) порядок совершения операций и документооборота при осуществлении депозитарной деятельности центрального депозитария;
7) правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария;
8) правила защиты и правила раскрытия информации центральным депозитарием;
9) документ, определяющий процедуру рассмотрения жалоб и запросов клиентов;
10) тарифы на услуги центрального депозитария, связанные с совершением операций по ценным бумагам, в отношении которых ему открыт лицевой счет номинального держателя централизованного депозитария или в отношении которых он является лицом, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг;
11) положение о комитете пользователей услуг центрального депозитария.

2. Внутренние документы, предусмотренные пунктами 1, 5 — 7, 9 и 10 части 1 настоящей статьи, могут быть вынесены на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария только при условии их рассмотрения комитетом пользователей услуг центрального депозитария. В случае, если указанный комитет не одобрил внутренний документ, этот документ может быть утвержден решением совета директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария не менее чем двумя третями голосов членов совета директоров (наблюдательного совета).

3. Внутренние документы центрального депозитария не должны устанавливать дискриминационные условия для депонентов.

4. Внутренние документы, предусмотренные пунктами 1 — 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи, и вносимые в них изменения подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Указанные внутренние документы и вносимые в них изменения вступают в силу только при условии такого согласования.

5. Согласование внутренних документов, предусмотренных пунктами 1 — 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи, осуществляется при присвоении статуса центрального депозитария. Согласование вносимых в указанные документы изменений осуществляется в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Статья 10. Условия осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария

1. Условия осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария должны определять:

1) условия открытия счетов депо в центральном депозитарии;
2) перечень операций, совершаемых центральным депозитарием, а также основания, порядок и сроки их совершения;
3) формы договоров, применяемых центральным депозитарием в отношениях с депонентами;
4) образцы документов, подлежащих заполнению депонентами центрального депозитария;
5) образцы документов, подлежащих выдаче депонентам центрального депозитария;
6) порядок предоставления депонентам центрального депозитария выписок с их счетов;
7) порядок и сроки предоставления депонентам отчетов об операциях, проведенных по их счетам;
8) порядок проведения сверок, включая время проведения ежедневных сверок, с лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг (далее — реестр), в котором центральному депозитарию открыт лицевой счет номинального держателя центрального депозитария;
9) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

2. Центральный депозитарий обязан уведомлять своих клиентов о всех изменениях условий осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария не позднее чем за 10 дней до даты их вступления в силу.

3. Копия условий осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария должна предоставляться по запросу любым заинтересованным лицам за плату, не превышающую затрат на ее изготовление.

Статья 11. Кодекс профессиональной этики центрального депозитария

1. Кодекс профессиональной этики центрального депозитария должен содержать перечень процедур, обеспечивающих:

1) выявление и предотвращение конфликта интересов;
2) предотвращение использования должностными лицами и работниками центрального депозитария информации, находящейся в распоряжении центрального депозитария;
3) защиту коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
4) соблюдение иных стандартов профессиональной этики.

2. Утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) центрального депозитария кодекс профессиональной этики должен раскрываться в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Особенности электронного взаимодействия

1. Центральный депозитарий, его клиенты (депоненты), а также лица, осуществляющие ведение реестра, обязаны при взаимодействии друг с другом осуществлять обмен информацией и документами в электронной форме.

2. В случае использования центральным депозитарием усиленной квалифицированной электронной подписи в своей системе электронного взаимодействия он обязан использовать не менее двух удостоверяющих центров, один из которых не должен являться его аффилированным лицом.

Статья 13. Порядок совершения операций и документооборота центрального депозитария

Порядок совершения операций и документооборота центрального депозитария должен содержать правила обработки документов подразделениями центрального депозитария, правила по разграничению полномочий по обработке, хранению и последующему использованию документов.

Статья 14. Правила защиты информации центральным депозитарием

1. Центральный депозитарий обязан обеспечить конфиденциальность информации о счетах и об операциях его клиентов.

2. Правила защиты информации центральным депозитарием должны предусматривать процедуры доступа к ней должностных лиц и сотрудников центрального депозитария, а также правила ее предоставления иным лицам.

Статья 15. Требования к собственным средствам центрального депозитария

Минимальный размер собственных средств центрального депозитария должен составлять не менее четырех миллиардов рублей.

Статья 16. Страхование ответственности центрального депозитария

Центральный депозитарий вправе страховать риск ответственности за нарушение обязанностей по депозитарному договору центрального депозитария.

Статья 17. Раскрытие информации о деятельности центрального депозитария

1. Центральный депозитарий обязан обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в настоящей статье информацией всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации.

2. Центральный депозитарий обязан обеспечить раскрытие следующей информации и документов:

1) устава центрального депозитария;
2) условий осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария и внесенных в них изменений;
3) годового отчета центрального депозитария с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовом отчете годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности центрального депозитария, а также в отношении содержащейся в указанном годовом отчете его консолидированной финансовой отчетности;
4) положения о комитете пользователей услуг центрального депозитария;
5) решений, принятых комитетом пользователей услуг центрального депозитария;
6) отчета об операционном аудите, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;
7) тарифов за оказание услуг центрального депозитария;
8) перечня организаторов торговли, у которых центральный депозитарий осуществляет функцию расчетного депозитария;
9) указание срока восстановления функционирования программно-технических средств, обеспечивающих деятельность центрального депозитария, в случае нарушения их функционирования, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
10) акционерного соглашения акционеров центрального депозитария в случае его заключения;
11) иной информации, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

3. Информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, раскрывается центральным депозитарием путем ее размещения на официальном сайте центрального депозитария в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»).

Статья 18. Отчетность центрального депозитария

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность центрального депозитария, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

2. Аудитором центрального депозитария не может являться его аффилированное лицо.

Статья 19. Операционный аудит

Центральный депозитарий не реже одного раза в два года должен проводить операционный аудит в соответствии с международными стандартами по системам контроля сервисных организаций (далее — операционный аудит).

Статья 20. Ограничения по реорганизации и ликвидации центрального депозитария

1. Реорганизация центрального депозитария допускается только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и Банка России. Порядок и сроки получения такого разрешения устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.

2. Центральный депозитарий не вправе принять решение о добровольной ликвидации.

Глава 3. Присвоение статуса центрального депозитария

Статья 21. Присвоение статуса центрального депозитария

Статус центрального депозитария может быть присвоен юридическому лицу, которое соответствует требованиям настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и которое (правопредшественник которого) на момент подачи заявления о присвоении статуса центрального депозитария не менее трех лет осуществляло функции расчетного депозитария.

Статья 22. Порядок присвоения статуса центрального депозитария

1. Присвоение статуса центрального депозитария осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации.

2. Для приобретения статуса центрального депозитария соискатель представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков соответствующее заявление, документы, предусмотренные статьей 9 настоящего Федерального закона, отчет об операционном аудите, иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

3. При принятии решения о присвоении статуса центрального депозитария федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков осуществляет проверку соответствия соискателя требованиям настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, в том числе проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

4. Решение о присвоении статуса или об отказе в присвоении статуса центрального депозитария принимается федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков в срок, не превышающий четыре месяца с даты подачи соответствующих заявления, документов и информации, которые предусмотрены частью 2 настоящей статьи.

5. Решение об отказе в присвоении статуса центрального депозитария принимается:

1) из-за несоответствия соискателя требованиям настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, в том числе из-за наличия у соискателя счетов депо, не предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;
2) из-за обнаружения недостоверных сведений, содержащихся в представленных соискателем документах;
3) при наличии заключения лица, осуществляющего операционный аудит, о несоответствии программно-технических средств соискателя функциям центрального депозитария;
4) в случае присвоения статуса центрального депозитария иному юридическому лицу.

6. Сведения о юридическом лице, которому присвоен статус центрального депозитария, и адрес его официального сайта в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»).

Глава 4. Деятельность центрального депозитария

Статья 23. Депозитарная деятельность центрального депозитария

Центральный депозитарий осуществляет депозитарную деятельность, в том числе деятельность расчетного депозитария, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Статья 24. Лицевой счет номинального держателя центрального депозитария и иные счета центрального депозитария

1. Лицевой счет номинального держателя центрального депозитария в реестре может быть открыт только центральному депозитарию. При этом в реестрах, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, не могут быть открыты лицевые счета номинального держателя, за исключением лицевого счета номинального держателя центрального депозитария.

2. В реестре владельцев ценных бумаг эмитента, обязанного осуществлять раскрытие (предоставление) информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», открывается лицевой счет номинального держателя центрального депозитария.

3. В реестре владельцев инвестиционных паев или реестре владельцев ипотечных сертификатов участия открывается лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом или правилами доверительного управления ипотечным покрытием предусмотрена возможность обращения таких ценных бумаг на организованных торгах.

4. После регистрации проспекта ценных бумаг или регистрации изменений, внесенных в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом или в правила доверительного управления ипотечным покрытием, которые предусматривают возможность обращения инвестиционных паев либо ипотечных сертификатов участия на организованных торгах, лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев указанных ценных бумаг, не вправе открывать лицевые счета номинальных держателей, за исключением лицевого счета номинального держателя центрального депозитария, и зачислять ценные бумаги на лицевые счета номинальных держателей, не являющихся центральным депозитарием, за исключением случаев зачисления в связи с конвертацией или размещением акций путем их распределения среди акционеров. При этом по требованию центрального депозитария лицо, осуществляющее ведение реестра, обязано открыть центральному депозитарию лицевой счет номинального держателя центрального депозитария либо внести соответствующие изменения по лицевому счету номинального держателя.

5. Лицевой счет номинального держателя центрального депозитария может быть открыт только у лица, осуществляющего деятельность по ведению реестра на основании соответствующей лицензии, в том числе у специализированного депозитария и эмитента российских депозитарных расписок. Лицо, осуществляющее ведение реестра, обязано открыть лицевой счет номинального держателя центрального депозитария по его требованию.

6. Центральный депозитарий не вправе совершать действия, направленные на зачисление на счета депо номинального держателя, открытые ему в депозитарии, или на счета для учета прав на ценные бумаги лица, действующего в интересах других лиц, открытые центральному депозитарию в иностранной организации, ценных бумаг, учет прав на которые осуществляется в реестре на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария либо в отношении которых центральный депозитарий осуществляет обязательное централизованное хранение.

7. В реестрах, не предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, центральному депозитарию может быть открыт лицевой счет номинального держателя.

8. Центральный депозитарий вправе открывать в иностранных организациях с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), или в иностранных организациях с местом учреждения в государствах, с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заключил соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия, счет лица, действующего в интересах других лиц, для учета прав на ценные бумаги.

Статья 25. Счета депо, открываемые центральным депозитарием

1. Центральный депозитарий открывает счета депо владельцев ценных бумаг:

1) Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или организаций;
2) Банку России;
3) профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
4) управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
5) иным лицам при условии, что полномочия по подаче поручений на проведение операций по соответствующему счету депо предоставлены профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

2. Центральный депозитарий открывает счета депо доверительного управляющего ценными бумагами:

1) Банку России, если в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он вправе осуществлять доверительное управление ценными бумагами;
2) профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по управлению ценными бумагами;
3) управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

3. Центральный депозитарий открывает счета депо номинального держателя лицам, осуществляющим депозитарную деятельность.

4. Центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя следующим включенным в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, иностранным организациям:

1) которые являются международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги и (или) расчетов по ценным бумагам;
2) которые являются в соответствии с их личным законом центральными депозитариями и (или) осуществляют расчеты по ценным бумагам по результатам торгов на иностранных фондовых биржах или иных регулируемых рынках либо осуществляют клиринг по результатам таких торгов.

5. Центральный депозитарий открывает счета депо, предусмотренные Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», необходимые для осуществления клиринга.

6. Центральный депозитарий не вправе отказать в открытии счетов депо, предусмотренных настоящим Федеральным законом, лицам, соответствующим требованиям настоящего Федерального закона и условиям осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

7. Центральный депозитарий вправе открывать счета, которые не предназначены для учета прав на ценные бумаги, в том числе эмиссионный счет и счет неустановленных лиц.

Статья 26. Требования к программно-техническому обеспечению деятельности центрального депозитария

1. Программно-технические средства центрального депозитария должны соответствовать характеру и объему проводимых им операций, а также обеспечивать его бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий.

2. Центральный депозитарий обязан иметь основной и резервный комплексы программно-технических средств, которые должны быть расположены на территории Российской Федерации.

Статья 27. Иные виды деятельности центрального депозитария

1. Центральный депозитарий вправе, если иное не установлено федеральными законами, осуществлять иные виды деятельности, в том числе клиринговую деятельность, оказывать услуги по раскрытию информации эмитентами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и иными лицами, обязанными раскрывать информацию в соответствии с федеральными законами, присваивать международные идентификационные коды российским ценным бумагам, а также осуществлять банковские операции и сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Центральный депозитарий обязан по требованию регистратора оказывать услуги по хранению резервной копии реестра владельцев именных ценных бумаг.

Статья 28. Ограничения деятельности центрального депозитария

Центральный депозитарий не вправе:

1) выступать в качестве центрального контрагента;
2) предоставлять в заем (в кредит) денежные средства, а также принадлежащие ему ценные бумаги;
3) размещать денежные средства на счетах и во вкладах кредитных организаций и иностранных банков, которые не соответствуют требованиям Банка России к указанным организациям, в которых центральный депозитарий вправе размещать денежные средства;
4) исполнять свои обязательства или обязательства третьих лиц за счет ценных бумаг депонентов, а также использовать ценные бумаги в качестве обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц без согласия депонентов;
5) принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;
6) осуществлять право голоса по акциям и иным ценным бумагам, учет прав на которые он осуществляет, по своему усмотрению;
7) выступать в качестве учредителя (участника) в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителя (участника);
8) осуществлять доверительное управление имуществом;
9) осуществлять деятельность удостоверяющего центра.

Статья 29. Сверка записей центрального депозитария и лица, осуществляющего ведение реестра

1. В целях обеспечения окончательности записей по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария в реестре при каждой операции с ценными бумагами по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария, а в случае, если в течение дня указанных операций не проводилось, не реже одного раза в день во время, определенное условиями осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария, центральный депозитарий и лицо, осуществляющее ведение реестра, должны проводить сверку записей о количестве ценных бумаг на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария (далее — сверка записей). Центральный депозитарий при осуществлении сверки записей должен установить соответствие количества ценных бумаг на всех счетах депо, которые он ведет, количеству ценных бумаг на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария в реестре.

2. В случае выявления несоответствий при проведении сверки записей совершение записей по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария, в том числе исправление ошибочных записей по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария, выполняется лицом, осуществляющим ведение реестра, только с согласия центрального депозитария.

3. Записи по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария в реестре, совершенные при исполнении операций в реестре без проведения сверки записей и (или) при наличии выявленных несоответствий, не имеют юридической силы и не влекут юридических последствий, включая все последующие записи в реестре. При этом лица, на лицевые счета или счета депо которых были зачислены ценные бумаги, не признаются добросовестными приобретателями и не могут быть включены в список лиц, осуществляющих права по этим ценным бумагам.

4. В случае неустранения выявленных при проведении сверки записей несоответствий по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария правильными признаются данные по результатам предыдущей сверки записей.

5. В случае невозможности устранения выявленных несоответствий по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария центральный депозитарий обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

6. Лицо, осуществляющее ведение реестра, в котором открыт лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, и центральный депозитарий несут ответственность за допущенные нарушения, в том числе в результате ошибок, вызванных техническими сбоями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Лицо, осуществляющее ведение реестра, представляет данные о владельцах ценных бумаг эмитенту или лицу, обязанному по ценным бумагам, для осуществления прав по ценным бумагам, подтвержденные центральным депозитарием в части представленных им данных. При отказе центрального депозитария подтвердить указанные данные он представляет подтвержденные им соответствующие данные эмитенту или лицу, обязанному по ценным бумагам. Эмитент или лицо, обязанное по ценным бумагам, исполняют обязанности по ценным бумагам, которые учитываются на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария, на основании данных, которые подтверждены центральным депозитарием.

8. Эмитент или лицо, обязанное по ценным бумагам, не несут ответственности за ущерб, причиненный центральным депозитарием.

Статья 30. Списание ценных бумаг с лицевого счета (зачисление ценных бумаг на лицевой счет) номинального держателя центрального депозитария в реестре

1. Списание ценных бумаг с лицевого счета (зачисление ценных бумаг на лицевой счет) номинального держателя центрального депозитария в реестре выполняется лицом, осуществляющим ведение реестра на основании поручения центрального депозитария о списании (зачислении) ценных бумаг и поручения лица, на лицевой счет которого ценные бумаги зачисляются (с лицевого счета которого ценные бумаги списываются), о зачислении (списании) ценных бумаг, являющихся встречными поручениями.

2. При списании ценных бумаг с лицевого счета (зачислении ценных бумаг на лицевой счет) номинального держателя центрального депозитария в реестре владелец (доверительный управляющий) этих ценных бумаг не должен меняться. Нарушение данного требования не является основанием для признания списания (зачисления) недействительным.

3. Поручение о списании ценных бумаг с лицевого счета (зачислении ценных бумаг на лицевой счет) номинального держателя центрального депозитария должно содержать указание имени (наименования) лица, являющегося владельцем (доверительным управляющим) этих ценных бумаг.

Статья 31. Доступ депонентов к данным о счетах депо

Центральный депозитарий должен обеспечить своим депонентам постоянный доступ к данным их счетов депо в электронной форме.

Глава 5. Государственное регулирование деятельности центрального депозитария и государственный контроль и надзор за указанной деятельностью

Статья 32. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков осуществляет регулирование, контроль и надзор в отношении деятельности центрального депозитария в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) регулирует деятельность центрального депозитария, а также принимает нормативные правовые акты, устанавливающие требования к деятельности центрального депозитария;
2) осуществляет присвоение статуса центрального депозитария;
3) устанавливает требования к внутренним документам центрального депозитария, подлежащим согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом требования к правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности центрального депозитария, подлежат согласованию с Банком России;
4) устанавливает дополнительные требования к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария;
5) осуществляет согласование внутренних документов центрального депозитария, подлежащих согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, и устанавливает порядок их согласования;
6) определяет правила раскрытия информации центральным депозитарием, в том числе порядок и сроки ее раскрытия;
7) устанавливает объем, порядок, сроки и формы представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков отчетов, информации и уведомлений центральным депозитарием;
8) принимает предусмотренные федеральными законами меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков;
9) проводит проверки соблюдения центральным депозитарием требований законодательства Российской Федерации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 33. Заключительные положения

1. Центральный депозитарий обязан в течение одного года с момента присвоения ему статуса центрального депозитария совершить действия, необходимые для открытия лицевых счетов номинального держателя центрального депозитария либо для внесения соответствующих изменений по его лицевым счетам номинального держателя:

1) во всех реестрах владельцев ценных бумаг эмитентов, обязанных осуществлять раскрытие (предоставление) информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
2) во всех реестрах владельцев инвестиционных паев или ипотечных сертификатов участия, если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом или правилами доверительного управления ипотечным покрытием предусмотрена возможность обращения таких ценных бумаг на организованных торгах.

2. Лица, осуществляющие ведение реестров, с момента открытия лицевого счета номинального держателя центрального депозитария не вправе открывать иные лицевые счета номинального держателя. С момента открытия лицевого счета номинального держателя центрального депозитария зачисление ценных бумаг на лицевые счета номинальных держателей иных лиц в реестре запрещается, за исключением случаев зачисления ценных бумаг в связи с конвертацией или размещением акций путем их распределения среди акционеров.

Статья 34. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 6 статьи 24 и части 4 статьи 25 настоящего Федерального закона.
2. Часть 4 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2012 года.
3. Часть 6 статьи 24 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент Российской Федерации

rg.ru

Смотрите так же:

  • Пример оформления увольнения Как написать рекомендательное письмо Рекомендательное письмо - это своеобразный аналог характеристики работника. Обычно, при смене места работы, сотрудник просит написать рекомендательное […]
  • Правила священников Правила поведения в храме и церковный этикет Поведение в храме Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не […]
  • Нотариусы железноводска Нотариусы Железноводска: местоположение, контактные номера, график работы Иметь информацию, о том, где работают нотариусы Железноводска, если вы проживаете непосредственно в этом […]
  • Как отразить взаимозачет 1с Как провести взаимозачет в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 между организациями Если в организации есть задолженность перед контрагентом-поставщиком, она может в счет задолженности оказать […]
  • Госпошлина суд Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или […]
  • Как принимаются решения в опек ОПЕК и Россия готовятся к долгосрочному контролю за нефтяными рынками Саудовская Аравия и Россия, лидеры ОПЕК и нефтедобывающих стран, не входящих в нефтяной картель, соответственно, […]