Культура речи и правила общения с людьми

Правила общения с людьми

Вокруг нас практически всегда кто-то есть – супруги, родители, дети, друзья, коллеги и даже абсолютно незнакомые люди. Это подразумевает постоянное общение, как желаемое, так и непредвиденное. Для большего взаимопонимания и с целью не нарушать свободы и взгляды других были придуманы некоторые правила общения с людьми. Замечено, что при использовании хотя бы основных правил общения, люди зачастую добиваются расположения других и имеют репутацию приятного собеседника. Такая способность правильного общения положительно влияет и на карьерный рост.

Нам приходиться общаться с разными людьми, следовательно, в каждой среде мы стараемся использовать подходящие правила, ибо к каждому нужен индивидуальный подход. Общение на работе разительно отличается от общения с семьёй или с друзьями на рыбалке.

Правила общения с друзьями

Казалось бы, что при общении с друзьями не нужны никакие правила, ведь это близкие нам люди, которые воспринимают нас такими, какие мы есть. Это заблуждение, которое может привести к потере контакта. Например, в общении с другом при посторонних, мы, как правило, не переходим на «Вы», и частенько обращаемся к собеседнику не по имени, а по «кличке». Нам в голову не приходит, что человеку это может быть неприятным.

Сначала мы позволяем себе «колкие шуточки» и насмешки в адрес друзей, слегка пренебрежительный тон, а затем искренне удивляемся, почему в нашей жизни так мало хороших друзей или почему они больше не хотят проводить вместе с нами время.

Хочется отметить, что как бы ни менялся мир и наши взгляды, всегда будет актуальным основное правило общения между людьми – это уважение. Родственник, начальник, попутчик в поезде – не имеет значения, каждый человек достоин уважительного отношения. Постигнув эту истину, каждый получит шанс стать самой интересной личностью для других.

На тему правил общения и коммуникации написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Очень популярны такие авторы как Дейл Карнеги и Аллан Пиз. Из всей литературы можно выделить несколько самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать золотые правила общения. К ним смело можно отнести следующее:

  • Всегда улыбайтесь. Улыбка вызывает позитивные эмоции и положительный настой, располагая к себе собеседника (или даже группу людей).
  • Чётко изъясняйтесь. Особенно, если дело касается деловой встречи или просто серьёзного разговора. Кстати, если ваш собеседник мужчина, делайте упор на это правило вдвойне.
  • Будьте вежливы. И не имеет значения, разговариваете ли вы с начальником или подчинённым, обслуживающим персоналом или ребёнком – хамство и фамильярность ещё никому не сослужили хорошую службу.
  • Правила общения с детьми

    Ребёнок – это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете. К чужим детям в школе, магазине, на улице следует обращаться на «Вы», это поднимает их самооценку и возвышает вас в их глазах.

    Не стоит давать понять ребёнку, что вы сильнее даже чисто физически, иначе со временем сами «напоритесь» на такой же аргумент. Выслушивайте детей до конца, не перебивайте его со словами: «я так сказала, мне виднее», иначе в вашей семье вырастет очень замкнутый ребёнок. Дети имеют право на защиту своей точки зрения.

    И самое главное правило в общении с детьми – это всегда старайтесь находить с ними общий язык. Из любой ситуации есть выход, который устроит обе стороны, просто нужно потрудиться и найти его.

    10 правил общения с людьми

    Близкие люди часто прощают нам наши ошибки (будь то обидные слова или глупые поступки), а вот все остальные выбирают «просто больше не иметь с ним дела». Поэтому, при первой встрече или редких встречах с малознакомыми людьми в общении следует придерживаться 10-ти простых правил:

    1. Слушать больше, чем говорить.
    2. Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.
    3. Думать, прежде чем сказать.
    4. Не высмеивать собеседника.
    5. Не перебивать, давая возможность высказаться.
    6. Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.
    7. Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
    8. Уважать точку зрения собеседника.
    9. Называть собеседника по имени.
    10. При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.

    Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение сослуживцев а и много новых и интересных друзей.

    kak-bog.ru

    Этикет ведения речи

    Для всех видов речевой деятельности общество предъявляет определенные стандарты их осуществления. Каждому понятно, что не принято громко разговаривать в музее или библиотеке, бурно выяснять отношения в людном месте, вынося интимные вещи на слух общественности.

    Вести речь надо по определенным правилам, так как при устном контакте речь рождается спонтанно, сказанное уже не исправить. Поэтому надо быть внимательным как к своему говорению, так и к слушанию.

    1. Говорящий должен проявлять лояльность к слушающему и максимум доброжелательности. Категорически недопустимы грубость, оскорбления, пренебрежение. Этими средствами никогда не достичь понимания и эффективного взаимодействия как в работе, так и среди домочадцев. Оскорбления, нанесенные дома, вообще трудно смываются. От пресловутого «сам дурак» происходят разводы. Дети очень быстро привыкают к речевому безобразию родителей, и об элементарном уважении в таких условиях не может быть и речи. А проявление уважительного отношения к собеседнику – это и есть первое правило общения.
    2. Говорящий должен учитывать пол, возраст, социальное и общественное положение собеседника и проявлять вежливость. То, что можно говорить хорошему знакомому, равному или младшему в непринужденной обстановке, категорически не подойдет старшему по положению или званию в обстановке официальной. Например, руководитель может облечь свое требование в форму просьбы. Или человек, который видит необходимость отказаться, может сделать это не прямо и категорично, а мягко, обосновав свой отказ веской причиной.
    3. В разговорах с людьми немного приглушайте собственное «я», не акцентируйте внимание на себе, ничего не навязывайте, не будьте упорным и категоричным при высказывании своего мнения и суждений. Например, на вопрос «Как дела?» вам ответили «Недавно приехал из Милана». Собеседник явно надеется на дальнейшие расспросы, а вы вместо этого начинаете хвастаться, что тоже там были и перечисляете все, что видели.
    4. Для ведения речи важно проявление интереса, понимания и знаков внимания — наводящие и уточняющие вопросы, взгляд в глаза. Если мы не смотрим на того, с кем говорим, то мы сосредоточены на себе и хорошей беседы у нас не получится.
    5. Тема для разговора должна быть не только понятна и интересна, но и быть уместной в конкретной ситуации. Если в Англии разговоры о переменчивой погоде актуальны и по сей день, то в жарких странах об этом говорить не имеет смысла. Малознакомые люди не говорят о семейных отношениях. На Ближнем Востоке вопрос о здоровье жены друга считается оскорбительным. В Японии даже деловые переговоры начинаются с беседы о погоде и здоровье.
    6. Во всем, что вы говорите, должна прослеживаться логическая цепочка, чтобы не было как в поговорке «В огороде бузина, а в Киеве дядька», «Начал за здравие, кончил за упокой». Текст следует разбивать на смысловые куски, выступая публично. Также это актуально в научной и ораторской речи.
    7. При говорении помните, что способность к концентрации у разных людей разная. Поэтому ориентируйтесь на короткие фразы из семи слов (плюс-минус два). Делайте паузы в своей речи каждые 45 секунд – 1,5 минуты. Полезно апеллировать к аудитории: «Вы, конечно, знаете, что…», « Вернусь к сказанному ранее…», «Вам, наверное, интересно узнать…». Подобные фразы концентрируют внимание и помогают сосредоточиться.
    8. Учитывайте степень официальности обстановки. Одно дело — общаться в быту, другое – с незнакомыми людьми в общественных местах, третье – в учебной среде, научной или в профессиональном общении.
    9. В непосредственном устном общении говорящий должен помнить, что его не только слушают, но и видят. Поэтому важно соблюдать дистанцию со слушателями, следить за своими жестами, мимикой и общей манерой держаться. Например, англичане предпочитают несколько большую дистанцию при общении, нежели латиноамериканцы. Слушающий должен чувствовать, что его собеседник доброжелательно настроен и это подтверждают его жесты и мимика.
    10. Валентина Васильева
      19.09.2010
      Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

      www.knigge.ru

      Этикет: культура речи и правила общения

      Умение культурно общаться – показатель воспитанности человека. Поэтому всем нам необходимо постоянно совершенствоваться, улучшать манеры и речь. Культура речи состоит не в просто правильно произношении, использовании правильных предлогов и т.д., а также постоянно богатый словарный запас, умение слушать и понимать своего собеседника, уважение точки зрения других, способность подбирать нужные слова в нужной форме и в конкретной ситуации при общении.

      Речь – одна из главных характеристик культуры общения, которая характеризирует общие черты человека. От того как вы говорите, будет зависеть общее впечатление людей о вас. С помощью речи, человек может притягивать к себе людей, а также наоборот, отталкивать. Речь может сильно влиять на вашего собеседника.

      Умение слушать

      Культура общения – это не только речевой этикет, а также умение слушать вашего собеседника. Ведь бывают ситуации, когда вы разговариваете с кем-то на интересную тему, спорите и настолько увлекаетесь, что попросту забываете о своем собеседнике. При его попытке вам что-то сказать, вы его перебиваете, не вникая в доводы, отстаиваете свою точку зрения, стараетесь заставить его поверить в ваши доводы. Это и есть пренебрежением речевого этикета.

      Правила этикета указывают, что оказывать давление на своего собеседника запрещено. Навязывание своей точки зрения, будь она правильной или неправильной, также считается неуважительно и некрасиво. В некоторых случаях, это может вызывать защитную реакцию у вашего собеседника, который также начнет гнуть свою линию, ваш разговор не удастся.

      Проявлением неуважительности является не только то, что вы не слушаете своего партнера, но и то, что вы его постоянно перебиваете. Таким образом, вы показываете себе не с лучшей стороны.

      Умение слушать является важнейшим компонентом речевой культуры. Если вы внимательно слушаете своего визави, уважаете его мысли, то можете быть уверенными, с вами приятно общаться. Умение слушать является залогом успеха во многих ситуациях.

      Но бывают ситуации, когда вы полностью придерживаетесь всех правил речевого этикета, но ваш собеседник пренебрегает ими, пытается навязать вам свою мысль. В таких случаях, вы можете выразиться, начав свою речь со слов: «А Вам не кажется, что…».

      Во время беседы, если возник спор, а вы были неправы, всегда признавайте свою ошибку, дабы не довести ситуацию до конфликта.

      Культура речи

      Речь – это не просто механизм формирования мыслей в слова, слова в предложения и фразы. Речь выступает важнейшим механизмом в налаживании связей с людьми. И культура речи в данном случае будет вашим плюсом. Например, в деловой сфере или на публичном выступлении, правильное общение помогут вам склонить людей на вашу сторону.

      Культура речи оказывает огромное влияние, как на собеседника, так и на нас самих. Ведь правильный подбор слов и манеры поведения при разговоре, будут формировать настрой вас и вашего визави.

      В деловой сфере, когда человек выступает с речью и он владеет всеми правилами речевого этикета, окружающие формируют свое мнение не только о человеке но и о компании в целом, которую он представляет. Поэтому, для достижения определенных вершин, культура речи является крайне важной для нас.

      Основные правила

      И-так, какие же основные правила культуры речи, которые мы должны соблюдать?

      Если вы выступаете публично вам нужно заранее подготовить план вашего выступления перед публикой, подготовить основные тезисы.

      Во время выступления перед массовой аудиторией постарайтесь не применять поучительного тона, применяйте эмоции, неравнодушье к излагаемой проблеме, грамотно подбирайте слова и фразы.

      Также, во время публичного выступления, применяйте сравнительную статистику, которая будет выступать аргументом к защит вашей позиции, а также несомненно заинтересует ваших слушателей.

      Старайтесь избегать «штампов», слов, которые прозвучали уже много раз.

      Во время общения старайтесь говорить кратко и по теме. Вступая в разговор, вам следует сформировать цель общения.

      Всегда старайтесь найти общий язык со своим собеседником, всегда будьте вежливы и дружелюбны, независимо от позиции партнера. Никогда не отвечайте грубостью, даже если к вам относятся грубо. Таким образом вы будете нарушать речевой этикет.

      Конечно же вам следует забыть о всех нецензурных выражениях, которые будут портить представление о вас.

      Следуя этим правилам речевого этикета вы добьетесь положительного мнения о вас и достигнете поставленной вами цели.

      xn--e1afg4ad5d.com

      Речевой этикет на работе
      и в жизни

      В широком смысле речевой этикет даёт возможность людям успешно общаться друг с другом. В этом значении он связан с постулатами передачи информации, которые сформулировал англо-американский исследователь Герберт Пол Грайс в 1975 г.:

    11. сообщение должно быть правдивым и иметь под собой основание (качество);
    12. сообщение не должно быть слишком коротким или пространным (количество);
    13. сообщение должно быть ценным для адресата (отношение);
    14. сообщение должно быть понятным, не содержать неясных слов и выражений (способ донесения).
    15. В более узком смысле речевой этикет — это набор языковых средств, уместных в тех или иных обстоятельствах. Воспитанный человек умеет приветствовать, прощаться, выражать благодарность, сочувствие, горе в выражениях, принятых в данной культуре. В некоторых странах, например, можно пожаловаться на трудности, а в других — это неуместно. Где-то допустимо рассказать о своих успехах, а где-то — нет. О каких-то вещах нельзя разговаривать в определённых обстоятельствах. В культуре общения нюансов много.

      Речевой этикет как система проявляется на разных уровнях языка:

      • на словарном уровне это специальная лексика, устойчивые выражения (пожалуйста, спасибо,извините, прошу прощения, до свидания), принятые формы обращения (товарищ, сударыня, господин );
      • на грамматическом уровне — множественное число для вежливого обращения (например, местоимение Вы), замена повелительных предложений на вопросительные (Не могли бы Вы мне помочь?);
      • на стилистическом уровне — культурная речь, грамотность, отказ от непристойных слов, использование эвфемизмов;
      • на интонационном уровне — в зависимости от интонации, одна и та же фраза может прозвучать или вежливо или оскорбительно;
      • на уровне правильного произношения: например, следует говорить «здравствуйте» вместо «здрасте»;
      • на организационно-коммуникативном уровне: нельзя вмешиваться в чужой разговор, перебивать собеседника и т.д.

      www.artimage.ru

      Культура речи и правила общения с людьми

      Культура общения основана на соблюдении определенных этических норм и правил. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях.

      В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Например, что здороваясь, мы желаем человеку здоровья. Эти благие пожелания стали формальностью. И детей мы учим хорошим манерам так же поверхностно, как пользуемся сами. Поэтому при воспитании культуры общения важно показать своему ребенку личный пример.

      Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, пошалить, а когда нужно сдерживать себя, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недоступным, то есть надо поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Все это в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество, как общительность.

      Воспитанный ребенок, общаясь с взрослыми и сверстниками, относится ко всем с уважением и доброжелательностью. Он знает, как правильно обращаться к тому, или иному человеку, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова, а также хорошо ведет себя и дома, и в общественных местах.

      Чтобы ребенок мог понять смысл употребления вежливых слов, объясните, что слово «здравствуйте» означает «желаю здоровья». Расскажите, в каких ситуациях можно говорить вместо «здравствуйте» «доброе утро», «добрый день». Поясните, что детям можно говорить «здравствуй» и «привет».

      Сами почаще употребляйте эти слова. Утром проснулись: «Доброе утро!». Встретились на кухне: «Здравствуйте!». Пришли с работы – опять «Здравствуйте!». Если у вас дома здороваться не принято, то как ребенок может понять, что это необходимо делать в каких-то других местах? «Спасибо», «извините», «можно ли мне…» должны войти в речь ребенка еще до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я этого не слышал!», «Вынеси мусор!». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем. Конечно, ребенка нужно учить, как быть вежливым и предупредительным, но делать это нужно дружелюбно. Когда к человеку хорошо относятся, он сам старается относиться к людям еще лучше. Когда вам приходится делать ребенку замечание по поводу его поведения, не делайте этого при посторонних, чтобы не смущать его.

      Очень важно воспитать в ребенке чувство благодарности. Учить благодарить от всего сердца, а не просто кивнуть небрежно «спасибо». Уважать друг друга за то, что каждый делает для других. Помогите ребенку осознать, что делают для него другие. Не нужно в сердцах кричать: «Ты не благодарный, я целый день гладила тебе вещи, чтобы ты был у меня чистым и красивым, а ты капризничаешь!».

      Выберите подходящий момент для разговора, о том, как члены семьи помогают друг другу. Составьте табличку: сверху напишите имена членов семьи, а ниже перечислите все, что каждый сделал в этот день для кого–то другого. Список под именами родителей будет довольно длинным, у детей он на много короче. Это дает ребенку наглядное представление о вкладе, который вносит каждый. Пусть дети тоже отвечают за уют и порядок в доме. Единственный способ, которым ребенок может оценить приложенные усилия, — это самому принять в них участие. Поняв, что делают для него окружающие, сколько сил и труда вкладывают, ребенок сам готов прийти на помощь в любую минуту.

      Показывайте детям, что вы им благодарны. Благодарность можно воспитывать, давая детям испытывать удовольствие от того, что их высоко оценили. Например, вы можете сказать дочке: «Какое счастье иметь такую доченьку, как ты!». Этим вы выразите свою благодарность за то, что она есть в вашей жизни.

      Также нужно воспитать в ребенке деликатность. Это когда ребенок не просто вежлив, но и тактичен: своим поведением не причиняет неудобств окружающим, не хвастается, извиняется, если сделал что-то не так. Чувствует, когда его рады видеть, а когда он должен уйти, чтобы не мешать, когда не напоминает своим друзьям об их неудачах, чтобы не обидеть их. Тактичность нужно воспитывать с самого раннего возраста. Пусть ваш ребенок знает, что нельзя прерывать взрослых во время разговора. Если же действительно возникла такая необходимость, нужно извиниться, а потом уже задать свой вопрос. В противном случае нужно дождаться окончания беседы взрослых. Ребенок не должен считать, что его интересы важнее ваших, что только его желаниям подчиняется ваша жизнь.

      Помогите ребенку понять, что нельзя громко указывать, кому бы то ни было на то, что у него появилось пятно, оторвалась пуговица, сломалось что-то. Нужно подойти к этому человеку и тихонько сказать ему об этом, чтобы никто другой не услышал. Это будет показателем тактичности ребенка. Если ребенок увидит, что у взрослого что-то упало, ему нужно поднять эту вещь и отдать взрослому. Это будет тактичный поступок. Чтобы закрепить полученный результат, попытайтесь придумать ситуации, в которых ребенок проявил бы свою тактичность, деликатность. Это те же разговоры с родственниками, поднимание предметов с пола, тактичная просьба что-то вытереть, убрать, вымыть и т.д. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Чтобы сформировать у ребенка культуру речи, родители должны научить своего ребенка: четко и ясно произносить слова; правильно и понятно для окружающих излагать мысль; вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой; не перебивать говорящих; внимательно выслушивать указания старших; говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями; не засорять речь словами-паразитами; спокойно и скромно держать себя во время разговора. Если ребенок научится всему этому, вам никогда не придется краснеть за него.

      Ребенок учится говорить в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют услышанное. Поэтому вам стоит внимательно прислушаться к тому, как говорят у вас в семье. И запомните: прежде чем ругать, нужно выслушать обвиняемую сторону, а затем спокойно доказывать свою правоту, но так чтобы не ущемить интересы ребенка. Вы должны всегда поддерживать своего ребенка, приходить к нему на помощь по первому его требованию, ведь он считает именно вас своими защитниками. И главное – вы должны показывать ему пример как дома, так и на людях. Он должен почувствовать, что вы не только на словах выполняете правила этикета, но и в повседневной жизни следуете им. И это окажет на него большое влияние, чем ваши ежедневные напоминания, не подкрепленные действиями.

      rcnyagan.ru

      Смотрите так же:

      • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
      • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
      • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
      • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
      • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
      • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]