Ст 583 закона n 212-фз

Ст 583 закона n 212-фз

  • Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
  • Отпуск по уходу за ребенком может быть использован женщиной полностью или по частям.
    Если женщина прервет отпуск и выйдет на работу, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком ей выплачиваться не будет.
    Если женщина уже частично использовала отпуск по уходу за ребенком, после чего вышла на какое-то время на работу и вновь желает воспользоваться таким отпуском, то на основании заявления издается приказ на оформление оставшейся части отпуска.
  • Женщина имеет право работать на условиях неполного рабочего времени как по месту основной работы, так и в другой организации или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
    Женщина, работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 93 ТК РФ).
  • Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае продолжения обучения. (п. 43 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н).
  • Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
  • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается ежемесячно в день выдачи зарплаты.
  • Документы для назначения и выплаты ежемесячного пособия:

  • заявление работницы (работника) в свободной форме о предоставлении ей (ему) отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полугора лет;
  • копия приказа руководителя предприятия о предоставлении такого отпуска;
  • заявление работницы (работника) о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • справка, подтверждающая, что второй родитель (опекун) не получает пособие;
  • копия приказа от работодателя о назначении пособия;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • копия паспорта физического лица, которому назначается ежемесячное пособие;
  • Документы в ФСС при обращении за выделением (возмещением) средств:
    • Письменное заявление на фирменном бланке с № и датой на имя директора ФСС с указанием запрашиваемой суммы и расчетного счета в банке (в 2-х экз.);
    • Копия документа, подтверждающего трудовые отношения между страхователем и получателем пособия (трудовая книжка с отметкой о его работе в организации на период обращения или трудовой договор);
    • Форма ФСС-4;
    • Рассчет пособия.
  • Все перечисленные документы должны быть заверены печатью страхователя и подписью руководителя.

    В соответствии с действующими нормативными правовыми актами за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации производятся выплаты следующих видов пособий молодым мамам:

    1) пособие по беременности и родам;
    2) единовременное пособие на рождение ребенка;
    3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

    Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет

  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком)
    в размере 40% от среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по месту работы за последние 12 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком.
    (Средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).
  • Районный коэффициент применяется только к минимальным размерам пособий по уходу за ребенком.

    В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

    В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких страхователей (работодателей), то ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет выплачиваться работодателем по одному из мест работы по выбору самого получателя. При обращении к одному из работодателей за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет застрахованное лицо представляет помимо остальных документов справку с места работы у другого страхователя о том, что назначение и выплата этого пособия другим страхователем не осуществляются.

    Расчет среднемесячного заработка производится по следующей схеме:

    доход за 2 предыдущих календарных года
    поделить на 730
    и умножить на 30,4 (среднее количество дней в месяце)

    Максимальный размер на каждого ребенка с 01.01.2010 г. определяться исходя из предельной базы для исчисления страховых взносов (415000 руб.).

  • С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно) женщина может выбрать порядок расчета пособия по по уходу за ребёнком до 1,5 лет по «новым» или «старым» правилам (Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ).
  • Минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком

    Дата, с которой производится индексация
    размеров пособия

    Минимальный размер пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
    Пособие неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком
    (в рублях)

    Максимальный размер пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию
    (в рублях)

    По уходу за первым ребенком

    По уходу за вторым и последующими детьми

    Постановление от 26.01.2018 N 74

    Постановление от 26.01.2017 N 88

    Постановление от 28.01.2016 N 42

    Федеральный закон 01.12.2014 N 384-ФЗ

    Федеральный закон 02.12.2013 N 349-ФЗ

    Федеральный закон 03.12.2012 N 216-ФЗ

    Федеральный закон от 30.11.2011 №371-ФЗ

    Федеральный закон от 13.12.2010 №357-ФЗ

    Федеральный закон от 28.04.2009 №76-ФЗ

    Федеральный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ

    Федеральный закон от 24.07.2007 №198-ФЗ

    01.01.2007
    (Дата, на которую установлен индексируемый размер пособия)

    Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ

    Законодательство

    • Федеральный закон от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в редакции Федеральных законов от 09.02.09 № 13-ФЗ и от 24.07.09 № 213-ФЗ. Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
      1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
    • Статья 13 п. 1 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
      При наступлении соответствующих страховых случаев организации, находящиеся на УСН, производят в установленном порядке расчет (назначение) пособий работникам и обращаются за выделением необходимых средств в отделение (филиал отделения) ФСС РФ по месту регистрации (письмо ФСС РФ от 23.01.2007 N 02-18/07-493).

      Для возмещения выплаченной работодателем суммы пособия по беременности и родам в территориальный орган ФСС РФ необходимо представить пакет документов, перечисленных в п. 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22:
      — письменное заявление страхователя;
      — расчетная ведомость по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ);
      — копии платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;
      — заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

      Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

      (Вывод: Пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачиваются работодателем, применяющим УСН, за счет ФСС РФ.)
      Федеральный закон от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в редакции Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ. Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком
      Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:
      матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

      Статья 15. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
      Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:
      1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми — лицам, указанным в абзацах шестом — восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом — восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
      В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
      Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Статья 5. Плательщики страховых взносов
      1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
      1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
      а) организации;
      б) индивидуальные предприниматели;
      в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

      Статья 8. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
      1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

      4. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
      5. Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

      Отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет

      По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ).

      Таким образом, отпуск по уходу за ребенком можно разделить на 2 части:

        первая часть отпуска — период до достижения ребенком возраста полутора лет, когда женщина или другой член семьи (папа, бабушка, дедушка, другие родственники), использующий данный отпуск и фактически осуществляющий уход за ребенком, получают пособие по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования (ФСС РФ) и компенсационную выплату за счет средств работодателя. Отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, даже если родители ребенка не состоят в зарегистрированном браке;

      во вторую половину отпуска — от 1,5 до 3-х лет матери выплачивается только компенсация в размере 50 рублей по месту работы за счет средств предприятия (п. 1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110).
      Данная компенсационная выплата назначается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
      Эта выплата обязательна, поскольку установлена Указом Президента РФ. Порядок ее назначения и выплаты определен постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

      Ежемесячные компенсации в размере 50 рублей подлежат включению в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

      С точки зрения трудовых отношений – это один отпуск, и правовой статус женщины и в том и в другом случае одинаков. На данный период за работником сохраняется место работы (должность).

      Расчетным период — с января 2009 по декабрь 2010 года.
      За это время сотруднице была начислена зарплата:
      за 2009 год — 315 тыс. рублей;
      за 2010 год — 430 тыс. рублей.
      Для расчета за 2010 г. применяем сумму 415 тыс. руб. (так как это максимальная сумма для расчета пособий в 2010 году)

      Средний заработок равен 730 000 руб. (315 тыс. + 415 тыс.)
      Средний дневной заработок равен 1 000 руб. (730 000 : 730)
      (Размер пособия по беременности и родам равен 140 000 руб. (1 000 х 140 дн.))
      Средний месячный заработок равен 30 400 руб. (1 000 х 30,4)

      Размер пособия по уходу за ребенком = 12 160 руб. (30 400 х 40%)

      Сумма среднего заработка за 2009 год составила 25 000 руб.
      За 2010 год общая сумма составила 250 000 руб.
      За январь 2011 года сотрудница получила 40 000 руб.

      Средний заработок за период равен 313 583,33 руб.
      (25 000 (за 2009) + 250 000 (за 2010) + 38 583,33 (за январь 2011))
      38 583,33 руб. (463 000 : 12) — это максимальная сумма для расчета пособий в месяц с 2011 года.
      Средний дневной заработок равен 429,57 руб. (313 583,33 : 730 дн., хотя отработано меньше, чем 2 года)
      Средний месячный заработок равен 13 058,93 руб. (429,57 х 30,4)

      Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет равен 5 223,57 руб. (13 058,93 х 40%)

      Пример «Заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет»

      Прошу предоставить мне с «__»_______ 20__ г.отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с начислением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком

      Копия свидетельства о рождении ребенка и справка с места работы отца ребенка, о том, что он не использует указанный отпуск и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, прилагаются.

      www.kcbux.ru

      «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2013, N 1

      ВЫПЛАТА МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКУ

      Учреждения и организации оказывают материальную помощь работникам, бывшим работникам, а также членам их семей на различных основаниях. При этом немаловажно документальное оформление таких выплат, а также их налогообложение. Об особенностях данных выплат мы и поговорим в статье.

      Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

      — в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

      — в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

      — в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом системы оплаты труда устанавливаются с учетом, в частности, примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета ( пп. «е» п. 2 Постановления Правительства РФ N 583 ).

      Постановление от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

      Из приведенных норм следует, что при наличии финансовой возможности учреждение вправе в локальном нормативном акте прописать выплату материальной помощи по тем или иным основаниям и выдавать ее работникам. Однако помните, что материальная помощь — это социальная услуга, предоставляемая работникам для их поддержки и улучшения жизненного уровня ( ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст). При этом материальная помощь может быть оказана в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Как показывает практика, чаще всего материальная помощь оказывается в виде денежных средств.

      Основные аспекты выплаты материальной помощи

      Материальную помощь оказывают при возникновении у работников особых обстоятельств. Она является выплатой непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности учреждения и не связана с индивидуальными результатами работников. Соответственно, она не носит стимулирующий или компенсационный характер и не считается элементом оплаты труда. Ее основная цель — создание необходимых материальных условий для решения возникших у работника проблем. Кроме того, материальная помощь не может носить регулярный характер и выплачивается по заявлению работника, чаще всего в связи:

      — со смертью члена семьи работника;

      — со смертью самого работника;

      — с ущербом, причиненным какой-либо чрезвычайной ситуацией;

      — с рождением ребенка.

      Уточним, что размер материальной помощи устанавливается руководством учреждения и определяется в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей учреждения. При этом порядок оказания материальной помощи должен быть регламентирован локальным актом учреждения, коллективным или трудовым договором.

      Кроме того, многие учреждения при предоставлении ежегодного отпуска работникам выплачивают материальную помощь, которую гарантируют им наравне с другими выплатами. Такая выплата по своему смыслу будет единовременной, причем она должна быть предусмотрена в локальном нормативном акте учреждения. В этом случае указанная выплата является элементом оплаты труда, так как связана с выполнением работником трудовой функции. То есть совершаемая при предоставлении ежегодного отпуска единовременная выплата не может признаваться материальной помощью, и значит, учитывается в расходах на оплату труда при исчислении налога на прибыль. Аналогичное мнение представлено в Письмах Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/1/461 и ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10421@ , а также в Постановлении ФАС ДВО от 05.03.2012 N Ф03-379/2012.

      Если материальная помощь является элементом оплаты труда и предоставляется работнику к ежегодному отпуску, то основанием для ее выплаты являются:

      — заявление работника о предоставлении отпуска;

      — приказ руководителя учреждения о предоставлении работнику отпуска и выплате материальной помощи в установленном размере.

      Применение районных коэффициентов

      В соответствии со ст. ст. 315 — 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Отметим, что аналогичные нормы есть в ст. ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Однако акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР, не противоречащие ТК РФ ( ч. 1 ст. 423 ТК РФ). Соответственно, следует руководствоваться Разъяснением , утвержденным Постановлением Минтруда России N 49 .

      Постановление от 11.09.1995 N 49 «Об утверждении Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)».

      Согласно п. 1 Разъяснения процентные надбавки лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

      Кроме того, согласно п. 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, в состав заработной платы, на которую начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, по среднему заработку, единовременное вознаграждение за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

      Поскольку материальную помощь нельзя признать фактическим заработком, начислять на нее районный коэффициент не представляется возможным.

      Материальная помощь и алиментные обязанности

      Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841. Согласно пп. «л» п. 2 данного Перечня удержание алиментов производится с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за содействие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений. То есть с сумм материальной помощи следует удерживать алименты.

      Материальная помощь и средний заработок

      Напомним, что средний заработок исчисляется для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом средний заработок для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск рассчитывается в соответствии со ст. 139 ТК РФ и порядком N 922 , а для расчета пособий — в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ и Положением N 375 .

      Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

      Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

      Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

      Итак, согласно ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения N 375 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные виды пособий, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ .

      Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Уточним, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

      — физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

      — работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

      — работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

      Материальная помощь, выплачиваемая не по основаниям, поименованным выше, облагается страховыми взносами, если превышает 4000 руб. на одного работника за расчетный период ( п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

      То есть суммы материальной помощи, перечисленные в п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, а также не превышающие 4000 руб., не учитываются при расчете среднего заработка в целях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Иная материальная помощь в размере, превышающем 4000 руб. в расчете на одного работника за календарный год, включается в средний заработок работника для расчета пособий.

      При расчете среднего заработка для оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в учреждении, независимо от их источника ( ст. 139 ТК РФ и п. 2 порядка N 922). В силу п. 3 порядка N 922 для расчета среднего заработка в данном случае не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха.

      Порядок выплаты материальной помощи должен быть закреплен в локальном нормативном акте: коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о выплате материальной помощи (образец приведен ниже) или др.

      Положение о выплате материальной помощи работникам

      ФГБУ «Новороссийский научно-исследовательский институт

      травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития России

      1. Общие положения

      1.1. Настоящее Положение предусматривает выплату материальной помощи работникам ФГБУ «Новороссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития России (далее — Учреждение).

      1.2. Материальная помощь может предоставляться единовременно или несколько раз в течение календарного года.

      2. Направления и размер оказания материальной помощи

      2.1. В целях социальной защиты работников Учреждения и неработающих пенсионеров Учреждения им может оказываться материальная помощь за счет средств, поступающих из федерального бюджета (при наличии экономии средств по фонду оплаты труда), а также за счет средств, поступающих из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, направленной Учреждением на оплату труда работников).

      2.2. Работником считается сотрудник, принятый на работу по трудовому договору.

      2.3. Материальная помощь на частичное возмещение затрат в связи с дорогостоящим лечением работника составляет:

      — на приобретение дорогостоящих лекарственных средств и иных лечебных препаратов и оборудования — до 20 000 руб.;

      — на лечение, протезирование и имплантацию зубов, забора и подсадки зубного костного блока — до 150 000 руб.;

      — на стационарное лечение, в том числе санаторно-курортное лечение, — до 50 000 руб.;

      — на проведение хирургических операций по жизненно важным показаниям — до 50 000 руб.

      В исключительных случаях по решению директора работнику может быть выделена материальная помощь и в больших размерах.

      По данному направлению материальная помощь оказывается при предоставлении соответствующих документов лечебного учреждения.

      2.4. В случае причинения работнику материального ущерба в результате чрезвычайных обстоятельств (квартирной кражи, затопления квартиры и др.) помощь выплачивается в размере до 50 000 руб.

      Факт стихийного бедствия, хищения и размер ущерба должны подтверждаться соответствующими документами.

      2.5. Материальная помощь в связи со смертью:

      — работника (работавшего или уволенного) — до 30 000 руб.;

      — близких родственников ( ст. 2 СК РФ) — от 10 000 руб. до 30 000 руб.

      2.6. Материальная помощь женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 2 лет, — в размере 20 000 руб. единовременно. Материальная помощь оказывается при условии обращения работника до исполнения ребенку двух лет.

      2.7. Материальная помощь работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию, в том числе по болезни и инвалидности:

      — со стажем работы в Учреждении от 1 года до 5 лет — в размере должностного оклада;

      — со стажем работы в Учреждении от 5 до 10 лет — в размере двух должностных окладов;

      — со стажем работы в Учреждении свыше 10 лет — в размере четырех должностных окладов.

      2.8. Материальная помощь в связи с рождением ребенка — в размере 50 000 руб.

      2.9. Материальная помощь в связи с бракосочетанием — в размере 10 000 руб.

      2.10. Материальная помощь работнику в связи с юбилеем (40, 45, 50, 55, 60 лет, далее — по решению директора) — в размере 10 000 руб.

      2.11. Материальная помощь на отдельные социальные нужды:

      — в случае тяжелого материального положения работника — от 10 000 руб. до 30 000 руб.;

      — на неотложные нужды (1 раз в календарном году) — до 10 000 руб.;

      — на социальные потребности дополнительно к суммам ежегодного основного оплачиваемого отпуска — до 30 000 руб.;

      — для подготовки школьников в первый класс — 5000 руб.

      2.12. Работник имеет право на получение материальной помощи по всем основаниям, предусмотренным выше, не более одного раза в год по каждому из них.

      3. Порядок оформления материальной помощи

      3.1. Для получения материальной помощи на имя директора оформляется личное заявление работника (его близкого родственника), пенсионера с указанием причин для выплаты материальной помощи и приложением документов, подтверждающих право на ее получение.

      3.2. При выплате материальной помощи в связи со смертью близких родственников, самого работника (работавшего или уволенного) в бухгалтерию необходимо представить копию свидетельства о смерти.

      В таких случаях выдача материальной помощи производится:

      — работнику (в случае смерти близких родственников);

      — близким родственникам работника (в случае смерти самого работника — работавшего или уволенного) при представлении копий документов, подтверждающих родственные связи ( свидетельства о рождении, свидетельства о браке и т.д.).

      3.3. Выплата материальной помощи оформляется бухгалтерией расходным ордером и выдается из кассы либо перечисляется на расчетный счет, указанный в поданном заявлении.

      3.4. Суммы материальной помощи не учитываются в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль.

      3.5. Настоящее Положение вводится в действие с 9 января 2013 г .

      Директор Синяков /Синяков В.А./

      Как мы уже указали, работник должен подать заявление в произвольной форме на имя работодателя, приложив копии соответствующих подтверждающих документов.

      Представим основные причины выделения материальной помощи в таблице и укажем, какими документами они должны быть подтверждены.

      alt-x-narod.ru

      Смотрите так же:

      • Сверка с фсс заявление Как запросить акт сверки взаиморасчетов с фондом социального страхования (ФСС)? Фонд социального страхования (ФСС) выполняет достаточно обширный спектр функций. В его ведении находятся […]
      • Коллегия адвокатов 23 КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ №23 Г.САМАРЫ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ №23 Г.САМАРЫ6315909538 Оценка налоговых рисков при работе с Контрагентом(Должная осмотрительность) Организация не предоставила […]
      • Приказ по выслуге лет мчс Приказ МЧС РФ от 19 июля 2005 г. N 560 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу […]
      • Взносы в пенсионный фонд штраф За неуплату взносов в срок штраф платить не нужно ВАС РФ пришел к выводу, что в случае если страховые взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники […]
      • Прогулы входят в трудовой стаж Вопрос: Включается ли в страховой стаж (для назначения пенсии) период работы, когда работник отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины (прогул)? День отсутствия на рабочем […]
      • Образец реестра в деле Реестр контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор, правила ведения реестров + необходимые документы Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о реестре […]