Понятие налога виды и функции налогов

Налоги: понятие, функции, виды. Налоговая система

Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

  1. твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.);
  2. пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
  3. прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств улиц, получающих большие доходы.
  4. регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода.
  5. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

    Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему.

    Принципы, которым должна отвечать налоговая система.

    1. нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.
    2. принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.
    3. принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения.
    4. принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.
    5. be5.biz

      Налоги. Виды, уровни и функции налогов.

      Понятие налога.

      Понятие налогов возникло еще в древние времена, когда возникли первые государства. Тогда налоги называли «дань», «подать», они носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости. В Древней Греции, например, налоги взымались только во время войны на нужды армии, а в мирное время налогов не было.

      Итак, налог – это обязательный и безвозмездный платеж, который взымают различные органы государственной власти на принудительной основе. Цель сбора – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитета.

      Виды налогов.

    6. Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
    7. Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).
    8. Аккордные – независящие от уровня доходов.
    9. Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
      • прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
      • регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
      • пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).
    10. Уровни налогов.

      В Российской Федерации все налоги делятся на три уровня:

      1. Федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доход от капитала, подоходный налог, взносы в государственные социальные фонды, госпошлина, таможенная пошлина, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на доход от углеводородов, сборы за пользование объектами живого мира и водными ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
      2. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
      3. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
      4. Функции налогов.

        Экономисты различают четыре основных функции налогов:

      5. Фискальная функция – ключевая функция налогообложения, то есть пополнение государственного бюджета.
      6. Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
      7. Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
      8. Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.

      www.calc.ru

      Налоги: сущность, функции, виды

      Налоги сущность, функции, виды

      Похожие публикации

      Существует множество определений налогов, от строго академичных до нецензурных. Одно из них, несмотря на свою краткость, достаточно полно отражает суть вопроса: «Налоги – это цена государственных услуг». Государство обеспечивает безопасность своих граждан, создает на территории базовую инфраструктуру, в необходимых случаях оказывает социальную поддержку. Все это (а также, разумеется, и содержание госаппарата) обеспечивают собранные налоги. Понятие, виды и функции налогов рассматриваются в настоящей статье.

      Налоги — сущность, функции и виды, принципы налогообложения

      Сущность налогов – присвоение и последующее перераспределение государством части национального продукта.

      Налоги, их виды и функции могут быть разделены на группы по различным признакам.

      Одним из основных критериев, по которому классифицируются налоги, является их разделение по субъектам налогообложения на прямые и косвенные.

      Прямые налоги взимаются непосредственно с получателя дохода или владельца имущества. К ним относятся налог на прибыль юридических лиц, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог.

      Косвенные налоги включаются в цену товаров или услуг и поэтому их оплата «перекладывается» поставщиками на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, налог с продаж.

      По уровню установления налоги в РФ делятся на федеральные, региональные и местные.

      По типу ставок налоги делятся на:

    11. Пропорциональные. В данном случае налоговая ставка не изменяется при изменении налоговой базы (дохода либо стоимости имущества), поэтому сумма налога всегда растет пропорционально базе.
    12. Прогрессивные. В этом случае с ростом базы растет и ставка.
    13. Регрессивные — для этих налогов ставки при росте базы снижаются.
    14. По направлению использования налоги подразделяют на общие и специальные. Общие налоги после зачисления в бюджет могут направляться на любые цели, в зависимости от текущих потребностей государства. Специальные же могут быть использованы только для финансирования определенных расходов. К специальным относится, например, налог с владельцев транспортных средств.

      Итак, мы рассмотрели основные налоги и их виды. Принципы налогообложения в своей основе были сформулированы еще в 18 веке одним из основоположников экономической теории Адамом Смитом.

    15. Справедливость – все налогоплательщики должны участвовать в наполнении бюджета в соответствии со своими возможностями.
    16. Определенность – налогообложение должно производиться в соответствии с установленными правилами, а не произвольно.
    17. Удобство – взимание налогов не должно быть некомфортным для налогоплательщика с точки зрения места и времени.
    18. Экономическая обоснованность – затраты государства на взимание налогов не должны превышать сумму самих налогов.
    19. Можно выделить две основные функции налогов:

    20. Фискальная. Собранные налоги обеспечивают финансирование государственных расходов.
    21. Распределительно-регулирующая. Вводя или отменяя налоги, а также корректируя ставки, государство перераспределяет национальный продукт между различными социальными группами. Также с помощью налоговых льгот или бюджетных субсидий можно поддерживать те или иные отрасли экономики.
    22. Налоги, их виды и функции кратко

      Налоги – это обязательные платежи, использующиеся для перераспределения национального продукта между экономическими субъектами, а также для материального обеспечения деятельности государственных органов. Налоги могут подразделяться по субъектам и объектам налогообложения, типу ставок, направлениям использования и т.д. Основными функциями налогов являются наполнение бюджета и регулирование экономической деятельности.

      spmag.ru

      Понятие налога виды и функции налогов

      15. Налоги, их виды и функции

      Налогиэто обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

      Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

      В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

      Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

      Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

      Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

      Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию — экономическую.

      Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

      Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

      Объект налога — это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

      Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

      Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

      Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

      Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

      Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

      Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

      Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

      Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

      По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

      В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

      Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

      Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

      В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

      Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

      Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

      Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

      Третий уровень — это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

      Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

      Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.

      www.e-reading.mobi

      Понятие, виды и функции налога. Налоговая система. Фискальная политика

      Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции:

      — Фискальная функция. Налоги образуют источник бюджетных доходов;

      — Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие;

      — Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии.

      Основные принципы налогообложения:

      — Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под его покровительством;

      — Налог должен быть точно определен по сумме платежа, сроку и способу уплаты;

      — Налог должен взиматься в такое время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его;

      — Налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государству.

      Налоги делятся на прямые, косвенные и безразличные.

      Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог).

      Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие. Примерами являются НДС, акцизы, налог с продаж и др. Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров.

      Безразличным называется налог, источник уплаты которого не имеет значения и может быть любой комбинацией доходов (подушный налог, автомобильный налог, налог на наследство).

      В РФ действуют такие виды налогов и сборов, как федеральные, региональные и местные.

      К федеральным относят:

      1) налог на добавленную стоимость;

      3) налог на прибыль;

      4) экологический налог;

      5) федеральные лицензионные сборы и т. п.

      Региональными являются такие виды налогов, как:

      1) налог на имущество организаций;

      2) транспортный налог;

      3) налог с продаж.

      Местные налоги – это:

      1) налог на имущество физических лиц;

      2) налог на рекламу.

      Налоговая система — главный инструмент перераспределения финансовых средств, представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

      Налоговая система является частью финансовой системы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

      Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов и сборов, налоговое законодательство, формы осуществления налогового контроля, принципы построения налоговой системы.

      Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов; субъект — налогоплательщик; характер применяемых ставок; источник и объект налогообложения; орган, устанавливающий налоги; порядок введения налога; уровень бюджета, в который зачисляется налог; целевая направленность налога; другие признаки.

      Фискальная политика, ее цели и инструменты

      Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

      Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

      1) стабильного экономического роста;

      2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

      3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

      Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Фискальную политику проводит правительство.

      Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

      Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие насовокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

      При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

      Выделяют два вида фискальной политики:

      1. Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

      2. Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

      Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику:

      система автоматических встроенных стабилизаторов;

      studopedia.org

      Смотрите так же:

      • Оформить участок в деревне Как оформить в деревне участок, дом и другую недвижимость Как оформляется дом в деревне Приведем один пример: у человека нет вообще никаких документов на дом в деревне, но он живет в нем […]
      • Удостоверить договор у нотариуса Какие сделки заверяются у нотариуса? Довольно часто приходится слышать вопрос: нужно ли мне идти к нотариусу или нет? Следует отметить, что услуги нотариуса не бесплатны и не всегда можно […]
      • Состав налогов рф Состав налоговой системы Налоговую систему РФ составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных – 10, региональных – 3, местных – 2. […]
      • Калькулятор для расчета пошлины в арбитражный суд Арбитражный суд Ростовской области Государственная пошлина Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 25.3. Государственная пошлина Статья 333.17 Плательщики […]
      • Назначение наказания уголовное право Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств Срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, […]
      • Обстоятельства которые учитываются судом при назначении наказания Общие начала назначения наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Обязательное смягчение наказания (ст. 62, 64-66 УК). Обязательное усиление наказания (ст. 68, 69, 70 […]