Развитие девиантного поведения у несовершеннолетних

Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

Автор: Кожикова Надежда Петровна
Социальный педагог
МКОУ «Новологиновская СОШ» Большереченского района Омской Области

Проблема психолого-педагогической поддержки обучающихся оказавшихся в социально опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.

В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства. Принятый 24 июня 1999г. ФЗ № — 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с тем, что существуют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, классные руководители должны уделять не меньшее внимание проблеме. Упущенные возможности для развития ребёнка восполнить позднее почти невозможно.

Изучив, свой класс я выявила, что:

  • 3 – ребенка проживают в неполных семьях;
  • 6 – в многодетных;
  • 1 – обучающийся сирота;
  • 1 – семья состоит на контроле в сельской администрации и в БУ «Центре социальной помощи семье и детям» как социально опасная;
  • 8 – обучающихся вызывались на заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних совместно с родителями;
  • 2 – обучающихся состоят на ВШК.
  • Согласно представленным данным одна обучающаяся проживает в семье находящейся в социально опасном положении и состоит на контроле в БУ «Центре социальной помощи семье и детям», сельской администрации и школе. Кроме того, девочка относится к категории подростков «отклоняющегося (девиантного) поведения».

    Основные проблемы в работе с учащейся находящейся в СОП являются:

  • нежелание подчиняться общепринятому режиму в учреждении образования;
  • нарушения дисциплины, пропуски практических и теоретических занятий;
  • недостаточное владение навыками самообслуживания;
  • неумение строить свои взаимоотношения с другими учащимися группы;
  • нежелание участвовать в общественно-полезном труде;
  • плохая обеспеченность жильем;
  • употребление ПАВ;
  • ранние отношения с противоположным полом.
  • Свою работу планирую в трёх направлениях:

  • работа с ребенком (индивидуальная);
  • работа с классом;
  • работа с родителями;
  • работа с учителями – предметниками, социальным педагогом, педагогом – психологом и т.д.
  • Только работая в тесном контакте с различными органами и службами можно добиться положительных результатов.
    Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов можно эффективно решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития ребёнка.
    Моя работа началась с разбора ситуации, которая сложилась, при использовании данных психолого-педагогического обследования подростка.

    1. Этап сбора предварительной информации.

    Получение информации о жалобах родителей, педагогов, соседей, жителей села, сверстников в первичной беседе с ними, а также из имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в подростке лиц.

    Социально-педагогический и психологический анализ информации о подростке, полученной из более подробной беседы с родителями о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана.

    Изучение запроса родителей и учителей – предметников, формирование гипотез относительно проблемы подростка.

    Наблюдение за деятельностью подростка в различных условиях.

    2. Этап обследования ребёнка при участии педагога-психолога.

  • Определение общей стратегии обследования.
  • Составление конкретного комплекса методик для проведения обследования.
  • Проведение обследования и анализ продуктов деятельности.
  • Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера, причин имеющихся трудностей.
  • 3. Этап аналитический.

    Включает обработку данных, постановку психологического и социально-педагогического диагноза, составление прогноза, разработку рекомендаций для построения программы.

    4. Этап коррекционный.

  • Беседы с родителями и учителями относительно результатов обследования.
  • Обсуждение социально-педагогического заключения и прогноза развития.
  • Совместная работа по профилактике социальных вредностей.
  • Серьезной ошибкой является использование в работе с учащимися находящихся в СОП мер негативного стимулирования – порицаний, выговоров, различного рода наказаний. Недоброжелательное отношение педагога приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учащимся. Учащийся замыкается в себе, сопротивляется любым попыткам педагога воздействовать на него, его поведение ухудшается.

    Я стараюсь создавать благоприятные условия социализации личности, влиять на отношения между детьми, побуждать их к самовоспитанию, способствовать установлению в классе благоприятного психологического климата. Поэтому в соей работе я часто использую технологии активизации общения, развития коммуникативных навыков, формирование ценностных ориентаций.

    Моя непосредственная деятельность состоит из следующих компонентов:

    1. Сбор сведений об учащейся и заполнение индивидуальной карты.
    Занятость в общественных организациях, кружках, секциях, клубах в учебных заведениях и по месту жительства
    Посещение уроков. Составление программы наблюдения урока ученика. Диагностической карты. Составление характеристики на ребенка по форме.
    Наблюдение за ребенком, фиксирование способов общения, оформление документации.
    Профилактическая работа: беседы авторитетных лиц с ребенком, консультирование с приглашением врачей, психологов, инспекторов ПДН из районного центра.

  • организация практических мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении: диспуты (простые или с просмотром видеофильмов), тренинги, систематическая диагностика особенностей личности ребенка, включающая:
  • проблемные классные часы:
  • «Смысл жизни»
    Цели и задачи: помочь учащимся разобраться в своих собственных взглядах и убеждениях; разобраться вместе с учащимися в ситуациях, когда взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми.

    «Познай себя»
    Цели и задачи: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.

    «Свобода и ответственность»
    Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.
    «Как противостоять давлению среды»
    Цели и задачи: обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • диагностика личности ребенка:
  • «Недописанный тезис» (ценности и убеждения)

    Цель: определение ценностей и убеждений ребенка, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

    «Недостатки – продолжение достоинств»

    Цель: эта методика позволит по-новому взглянуть на подростка. Выявить наиболее развитые качества ребенка.
    В работе с ребенком я никогда не забываю о принципе опоры на положительные качества человека, ибо при осуществлении значимой интересной деятельности у подростка возникают положительные переживания, которые я использую в дальнейшей своей работе.

    Цель: определение места подростка в труппе сверстников.

    Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)

    Цель: позволяет выявить преобладание у девочки направленности личности на внешние стимулы, что свидетельствует о её убеждённости в том, что её неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей.

    Методика «Шкала совестливости»

    Цель: определение уровня «совестливости», демонстрирующую низкую степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям.

    Методика «Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащейся в семье», применение которой, позволило получить данные по следующим аспектам:

  • состав семьи;
  • образование членов семьи;
  • специальность отца и матери;
  • отношение родителей к рождению ребёнка;
  • устойчивость семьи;
  • главные причины ссор;
  • главный источник конфликтов родителей и ребенка;
  • кто из работающих членов семьи занят воспитанием ребенка;
  • какие учреждения дочь посещала, в течение какого срока;
  • где и как ребенок отдыхает летом;
  • участие родителей в воспитании детей;
  • соотношение запретов и разрешающих действий;
  • характер и количество наказаний, применяемых к девочке;
  • как в семье организован досуг.
  • Выявив, благодаря диагностическому материалу интересы и склонности девочки, направляю её на кружок по интересам.

    Работа с классом, девочками направлена на профилактику отклонений в поведении.

    Встреча девочек класса с медицинским работником с целью беседы.

    Тема: «Женское здоровье, гигиена».

    Встреча класса с участковым инспектором с целью беседы.

    Тема «Подростки и правонарушения. Статистика. Меры наказания».

    Тренинговая игра «Кораблекрушение»

    Цель: сплочение коллектива.

    Ролевая игра «В синем море»

    Цель: привить старшеклассникам навыки коммуникативного общения, развить способность к стратегическому мышлению.
    Встреча класса со специалистом по молодёжной политике с беседой на тему «Проведение досуга», «Посещение палаточных лагерей», участие в молодёжных конкурсах, сборах.
    По окончании коррекционных занятий с подростками была проведена беседа о замеченных ими изменениях в собственном поведении и поведении членов группы, ситуации, характере межличностных отношений. Ученики указывали на повышенный эмоциональный настрой, несмотря на то, что во время занятий были и отрицательные эмоции. Заметно эмоциональное сближение, смягчение контактов, эмпатийные проявления, сочувствие, сопереживание, желание оказать поддержку, выслушать и понять того, кто раньше не воспринимался как индивидуальность.

    В результате рефлексии произошла переоценка некоторых ценностей и понятий.
    В данной ситуации проблема усугубляется тем, что ребёнок из неблагополучной семьи, поэтому немало усилий надо приложить к работе с ней: выяснить степень необходимого вмешательства в проблему семьи. Для этого я совместно с социальным педагогом определяю причину неблагополучия.

    В качестве инструмента для сбора информации использовались две основные методики и одна дополнительная. За основные были приняты: методика исследования стиля родительского отношения к детям (Я.А. Варги, В.В. Столина) и методика анализа семейного воспитания (опросник АСВ) авторов Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса).
    Опросник родительского отношения позволил получить результаты, констатирующие наличие или отсутствие нарушений в родительском отношении к ребенку. Полученная информация дала возможность судить о наличии связи этих нарушений с девиантным поведением девочки.

    Целью проводимой работы с родителями, являлась профилактика дисгармонии семейных отношений, установление недостатков семейного воспитания, как важнейших факторов, вызывающих девиантное поведение ребенка. Среди поставленных задач работы с родителями были выделены:

    • осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, определение наиболее целесообразных форм работы;
    • осуществление комплексной работы в семье в целях восстановления здоровых взаимоотношений между её членами и коррекции имеющихся отношений в семейном воспитании.
    • Поставленные задачи, определили формы и технологии работы, которые использовались нами при оказании психологической помощи родителям (3 этапа, совместно с психологом): психологическое консультирование, проведение психокоррекционных занятий, организация и проведение групповых тренингов с родителями.

      1. Создание и оформление индивидуальной карты (включающей в себя: тип семьи, состав, данные о родителях и детях, жилищно-бытовые условия, признаки неблагополучия семьи, тип семейного воспитания, описание психологического климата, содержание коррекционной работы).
      2. Разработка мероприятий для работы с семьёй и ребёнком. Причем учитываются данные первичной диагностики.
      3. Реализация комплексной деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

      Затем с родителями проводятся индивидуальные консультации с целью изменения установок и позиций родителей, негативно влияющих на поведение детей, а также устранить те условия в семейном воспитании, которые способствуют формированию девиантного поведения.
      В ходе консультирования вырабатывались стратегии поведения родителей при взаимодействии с детьми с учетом индивидуальных особенностей, условий семейного воспитания по отношению к детям, давались рекомендации по применению конструктивных способов взаимодействия в семье.
      Консультации проводились еженедельно в течение месяца.
      Коррекция нарушенных норм семейного воспитания осуществлялась путём проведения психокоррекционных занятий, направленных на восстановление взаимопонимания в семье, улучшение детско-родительских отношений, возникновение эмоциональной близости, исключение отчуждённости. Занятия проводятся с детьми и родителями (обязательно вместе).

      Среди различных методов отдаю предпочтение тренинговым упражнениям и ролевым играм, как наиболее эффективным способам моделирования и усвоения социально приемлемых моделей детско-родительских отношений.
      Работа с родителями также включает:

      1. Посещение семьи для:

    • беседы по проблеме,
    • осмотра жилищно-бытовых условий,
    • наличия у ребенка места для отдыха и занятий.
    • 2. Родительские собрания:

      Тема: «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»
      Цели и задачи: обсуждение с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядом, для успешности учебной деятельности в девятом классе. Форма проведения: дискуссионный клуб.

      Тема: «Таланты и поклонники»
      Цель и задачи: укрепление духовной связи с учащимися; поддержка творческих успехов учащихся; формирование потребности к творчеству у родителей и подростков.
      Форма проведения: вечер в кругу друзей.

      3. Взаимодействие с учреждениями, способными помочь семье, (совместно с социальным педагогом, если в семье материальные проблемы, проблемы со здоровьем детей или родителей, жилищные, психологические проблемы).

      4. Рекомендации, консультации педагогов, психолога, социального педагога по воспитанию детей (психол огические проблемы);

      5. Бесплатное обеспечение обучающихся комплектами учебников (семья относится к категории многодетной);

      6. Защита прав детей, пропаганда законодательства о несовершеннолетних (совместно с социальным педагогом) оформление юридического уголка, беседы с родителями, детьми инспектора по охране прав детей, социального педагога, работа с учреждениями, ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей (приглашение для беседы сотрудников милиции).
      Всесторонний анализ положения учащегося и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с учащимся и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении.

      Данный анализ включает:

    • сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
    • сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
    • формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
    • выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям учащегося и его семьи;
    • анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.
    • Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и должен завершаться документированием полученных результатов.
      Неудовлетворение основных жизненных потребностей учащихся обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разрешения. Если мы не поймем, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально опасного положения для семьи и учащегося, вся наша работа по составлению планов обеспечения безопасности и проведения вмешательств может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.

      Построенная таким образом работа, позволяет достаточно успешно справляться с проблемой ребенка, находящегося в социально опасном положении. Именно чуткое, внимательное, гуманное отношение к детям, а особенно к тем, кому его не хватает такого отношения в семье должно идти от каждого педагога. Знание особенностей, возможностей и недостатков каждого ребёнка, стремление включить их в активную разнообразную деятельность в классе. Только изучив и обобщив всю информацию о ребенке (его состоянии, трудностях в учебе, в отношениях со сверстниками, семейные проблемы) можно ему чем-то помочь.
      Особенно важна своевременная помощь. При правильном подходе, при снятии внешних причин, при правильной медико–психолого-педагогической помощи ребёнку личностные недостатки, особенно в детском возрасте, сглаживается, дети нормально адаптируются в коллективе и не вызывают особых трудностей в воспитательном отношении.

      www.uchportal.ru

      Развитие девиантного поведения у несовершеннолетних

      Глава местного самоуправления Спасского муниципального района

      Хашкин Фёдор Борисович

      Глава администрации Спасского муниципального района

      Бирюкова Татьяна Валентиновна

      Дорогие друзья!

      Мы искренне рады приветствовать Вас на страницах официального сайта администрации Спасского муниципального района. Спасский район – сельскохозяйственный район, расположенный на юго-востоке лесостепного Правобережья Нижегородской области. Площадь района – 707 кв. км, или 70,7 тыс. га. Из них 54.4 тыс. га (77%) занято сельскохозяйственными угодьями (пашней, сенокосами, пастбищами), небольшими островками между которыми разбросаны леса (всего 6,7 тыс. га, или 9,5% площади района).

      Административный центр Спасского района – село Спасское – является одним из старинных населенных пунктов Нижегородской области (основано в 1399 году) с типичными для районной «столицы» организациями, учреждениями и предприятиями обрабатывающей промышленности. Но есть у этого села и особые приметы. Даже его географическое положение примечательно: улицы разбросаны на семи холмах, точь-в-точь как в Москве или Древнем Риме.

      Надеемся, что первое знакомство с нашим сайтом вызовет Ваш искренний интерес к Спасскому району, положит начало плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству. В настоящее время главная цель районной власти – обеспечить дальнейшее развитие Спасского района, поднять благосостояние его жителей. О том, как это будет достигаться в повседневной работе администрации района можно узнать, посетив страницы нашего официального сайта.

      Хочется верить, что обновленный официальный сайт Спасского муниципального района поможет Вам найти ответы на интересующие Вас вопросы и окажет вам помощь в разрешении многих проблем.

      spasskoe.omsu-nnov.ru

      ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В ГОРОДЕ ВОЛГОДОНСКЕ

      Вся работа органов и учреждений системы профилактики в городе Волгодонске регламентируется на основании федерального и областного законодательства.

      В 2012 г. в городе создан единый муниципальный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении (далее по тексту — банк данных), который утвержден постановлением Администрации города Волгодонска от 19.10.2012 г. № 3103 Официальный сайт Администрации города Волгодонска www.volgodonskgorod.ru, 22.10.2012..

      Согласно Порядка формирования банка данных оператором выступает Управление образования г.Волгодонска.

      Одним из основных направлений банка данных является создание единого межведомственного информационно-правого пространства для организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, организации условий для реабилитации, социальной адаптации и развития семьи как важнейшего социального института, профилактики правонарушений, семейного неблагополучия, социального сиротства.

      Основные критерии для постановки семьи на профилактический учет:

      — неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних детей;

      — отсутствие контроля со стороны родителей за обучением ребенка;

      — жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи;

      — вовлечение детей в противоправные действия;

      — отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей.

      Участниками формирования и использования банка данных являются органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее по тексту — органы и учреждения системы профилактики), такие как: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска, Межмуниципальное управление МВД России «Волгодонское», Управление образования г.Волгодонска, Управление здравоохранения г.Волгодонска, отдел по молодежной политике Администрации города Волгодонска, филиал по г.Волгодонску ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации г.Волгодонска, ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения города Волгодонска», Отдел культуры г.Волгодонска, Комитет по физической культуре и спорту города Волгодонска, Волгодонской филиал ГБУ Ростовской области «Наркологический диспансер».

      В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семьей, находящейся в социально опасном положении является семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, родители или законные представители несовершеннолетних которой не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

      Если за основание для разделения семей на группы принять характеристику положения детей в семье, то, в таком случае, применяется следующая классификация семей, которые нуждаются в социально-психолого-педагогической поддержке:

      — семья «группы риска». Такая семья может быть определена по ряду признаков: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и др. Для нее особенно значима материальная поддержка, которую могут оказать благотворительные фонды и неправительственные организации;

      — проблемные семьи, которые образуются из семей «группы риска», в тех случаях, когда к перечисленным выше объективным факторам прибавляются субъективные, с которыми семья самостоятельно справиться неспособна. Проблемной может выступать и материально обеспеченная семья, но в которой существует эмоциональная отчужденность между мужем и женой, родителями и детьми;

      — неблагополучные семьи, представляющие собой следующую ступень распада межличностных отношений. В них оказывается постоянное физическое и психическое давление на ребенка;

      — асоциальные семьи, характеризующиеся противоправным поведением взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. В них существует прямая угроза жизни и здоровью ребенка Бероусов А.М., Котов Ю.Б., Крамская О.В., Стребейко О.Э. Порядок организации и ведения учета несовершеннолетних и их семей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (методические рекомендации). — М.: Городской Центр «Дети улиц», 2011. — С. 9-10..

      Целесообразно, при классификации семей использовать социально-педагогическую дифференциацию, которая основывается на дееспособности семьи и характере семейных проблем. При этом все делятся на 3 группы:

      — социально-благополучные (адекватные) семьи. Они вполне гармоничны, и в таких семьях ребенок чувствует себя комфортно;

      — деструктурные семьи (неполные, опекунские, замещающие и др.). Этим семьям присущи изменения и смешения традиционных ролей членов семьи. Они не могут считаться полностью адекватными в силу существующих родительских проблем, хотя такие семьи могут быть согласованными, и в них дети чувствуют заботу и любовь. Но в деструктурных семьях часто возникают сложные проблемы, которые могут привести к неблагополучию;

      — семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это:

      а) асоциальные семьи. В них один или оба родителя ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей, жилищные условия не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;

      б) семьи, в которых кто-то из членов семьи подвержен физическому или психическому нездоровью (инвалид, хронически больной человек);

      в) материально-финансово необеспеченные семьи. Такие семьи могут выйти из категории неблагополучных только в случае оказания им социальной помощи;

      г) семьи, допускающие антисоциальные проявления (акты насилия, алкогольную и наркотическую деградацию, вовлечение детей в преступный бизнес, сексуальную эксплуатацию и др.);

      д) семьи, в которых возникла проблема взаимоотношений (повзрослевший подросток и родители, родители между собой);

      е) семьи, в которых сложились разрушающие взаимоотношения (глубоко конфликтные и кризисные семьи, которые находятся на грани распада).

      С учетом вышесказанного социально-педагогическая дифференциация помогает разобраться не только в проблемах семейного воспитания, но и в организации реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

      Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.

      «Трудный» подросток, зачастую, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру Лигидова А.К. Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.area7.ru. .

      Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Бывают случаи, когда неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на жизненные ценности, которые и помогают увидеть корни беды.

      В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:

      — безнадзорность. В таких семьях ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям и проблемам;

      — скрытая безнадзорность. Здесь родители выполняют свои обязанности формально, при этом создается видимость какого-либо интереса к воспитанию детей, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний со стороны детей;

      — потворствующая безнадзорность. В данном виде сочетается полная бесконтрольность и некритическое отношение к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов, инспекций по делам несовершеннолетних и др.;

      — эмоциональное отвержение. В таких семьях родители тяготятся ребенком, подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;

      — воспитание по типу «Золушки». Здесь имеет место чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;

      — воспитание в условиях жестких взаимоотношений. В данном виде суровые расправы, наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;

      — воспитание по типу «кумира семьи». В таких семьях родители необоснованно и чрезмерно восхищаются своим ребенком и стремятся освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремятся к демонстративности и «жажде признания».

      Среди клинико-биологических отрицательных факторов отрицательного поведения подростков следует выделить наследственность, которая снижает защитные механизмы и ограничивает приспособляемость личности. Она может проявляться в следующих вариантах:

      — наследование умственной недостаточности, характеризующейся в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что зачастую приводит подростков к социальной дезадаптации;

      — наследование аномальных черт характера, приводящих к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях;

      — наследственность, которая обусловлена алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушении формирования характера и др.);

      — органическое поражение центральной нервной системы Лигидова А.К. Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.area7.ru..

      Рассматривая особенности семейно-правовых нарушений, необходимо отметить, что семейное право не дает понятия деликтной ответственности, т.е. факта, когда деликтное правоотношение, в котором реализуются меры ответственности, возникает из правонарушения. Для семейного права характерны сначала регулятивные отношения между членами семьи, а затем неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей приводит к возникновению охранительного правоотношения и применения мер ответственности Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — С. 98..

      Индивидуальная программа комплексной реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, представляет собой форму ведения документации, которая содержит: подробные записи о семье и ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, которые реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики и ориентированы на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные об изменениях, происходящих в семье (аналитическая справка).

      В 2012 г. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска утверждена типовая форма индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, которая была разработана специалистами ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска».

      Для создания в городе эффективной системы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий в феврале 2012 г. заключено Соглашение межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск». Это соглашение носит бессрочный характер, в него своевременно вносятся изменения, и оно действует по настоящее время.

      Предметом данного соглашения является совместная деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по выявлению и устранению причин и условий, которые способствуют антиобщественному поведению детей и подростков и преодолению негативных явлений в детской среде посредством реализации организационных мероприятий.

      Это соглашение определяет обязательства для каждого представителя системы профилактики, в приложении соглашения представлены порядки действий органов и учреждений системы профилактики. Оно реализуется в двух направлениях:

      — выявление и устранение причин и условий, которые способствуют безнадзорности детей и подростков, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;

      — оказание своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.

      Индивидуальную реабилитационную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляют все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со следующими принципам:

      — индивидуального подхода, который реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи;

      — законности, которая предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации;

      — комплексности, которая предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей;

      — взаимодействия, которое определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур;

      — ответственности, которая предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

      При организации индивидуальной профилактической работы необходимо действовать в следующем порядке:

      1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска незамедлительно организует разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитации семьи, находящихся в социально опасном положении. Для этого:

      — создает рабочую группу из специалистов органов и учреждений системы профилактики по предложениям субъектов системы профилактики, которая разрабатывает и реализует индивидуальную программу реабилитации семьи;

      — определяет координатора рабочей группы (им выступает специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска);

      — председатель рабочей группы утверждает индивидуальную программу реабилитации семьи, представленную координатором рабочей группы;

      — контролирует реализацию индивидуальной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении;

      — направляет постановления в органы и учреждения системы профилактики, а также в другие органы и учреждения, которые осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью разработки индивидуальных программ реабилитации семей;

      — осуществляет анализ эффективности реализации индивидуальной профилактической работы и по его результатам разрабатывает меры, которые направлены на повышение эффективности профилактической работы.

      2. Органы и учреждения системы профилактики:

      — в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальной программы реабилитации семьи:

      а) определяют кандидатуры специалистов в состав рабочей группы;

      б) вносят предложения по учреждениям, на базе которых будут проводиться реабилитационные мероприятия;

      в) оказывают содействие координатору и рабочей группе в выполнении мероприятий программы;

      г) планируют и организуют проведение мероприятий, анализируют их эффективность и результативность;

      д) обеспечивают методическое сопровождение индивидуальной программы реабилитации семьи;

      — в лице специалистов рабочей группы:

      а) разрабатывают программу индивидуальной программы реабилитации семьи;

      б) исполняют реабилитационные мероприятия в сроки, установленные программой;

      в) сообщают о результатах выполнения мероприятий программы координатору (аналитические справки);

      г) вносят предложения по актуализации индивидуальной программы реабилитации семьи с целью определения оптимальных подходов в работе с семьей;

      — через координатора рабочей группы специалисты:

      а) организуют разработку индивидуальной программы реабилитации семьи и предоставляют на утверждение;

      б) организуют взаимодействие между специалистами группы при осуществлении индивидуальной программы реабилитации семьи;

      в) обобщают результаты реализации индивидуальной программы реабилитации семьи в отношении семьи, анализируют динамику изменений в положении семьи и заносят эту информацию в карту сопровождения семьи (учетная карта);

      г) представляют информацию о результатах реализации индивидуальной программы реабилитации семьи в отношении семьи, о динамике изменений в положении семьи в соответствии с установленными сроками контроля реализации индивидуальной программы реабилитации семьи;

      д) направляют ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска о снятии с учета, либо продлении срока индивидуальной программы реабилитации семьи, внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации семьи.

      Организация индивидуальной реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, делится на следующие направления деятельности:

      1. Мониторинг семьи, находящейся в социально опасном положении.

      Задачи реабилитационной работы:

      — обследовать жилищно-бытовые условия;

      — изучить образ жизни семьи;

      — изучить прошлое семьи;

      — изучить особенности личности членов семьи;

      — выяснить общие проблемы семьи;

      — выяснить особенности семейного воспитания;

      — выявить положение детей в системе внутрисемейных взаимоотношений;

      — изучить близкое окружение семьи;

      — изучить цели, ожидания семьи.

      Ожидаемый результат: определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении; анализ полученных сведений; определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

      2. Организация работы с семьей.

      2.1. Психологическая реабилитация.

      — сопроводить психолого-педагогически семью в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях);

      — провести консультации специалистов: психолога, педагогов, медицинского работника, а также педагогические лектории;

      — пропагандировать здоровый образ жизни.

      Ожидаемый результат: создание положительного микроклимата в семье; овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

      2.2. Социальная реабилитация.

      — организовать помощь в трудоустройстве;

      — организовать правовую защиту;

      — оказать материальную помощь;

      — вовлечь семью в воспитательный процесс.

      Ожидаемый результат: включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу; налаживание нравственных традиций семейного воспитания; восстановление положительных контактов семьи с окружением; решение бытовых проблем в семье; повышение статуса семьи до социального. Итог — изменение уклада жизни.

      3. Анализ коррекционной работы.

      Задача реабилитационной работы — провести аналитическую работу.

      Ожидаемый результат: Обобщение опыта; разработка методических рекомендаций.

      В целях организации контроля по месту жительства и оказанию помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска совместно с представителями ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», Управления образования г.Волгодонска, инспекторами ОДН ОП-1, 2 Межмуниципального управления МВД России «Волгодонское» еженедельно проводятся рейды по месту жительства неблагополучных семей. В ходе осуществления рейдов составляются акты обследования жилищных условий, проводятся профилактические беседы с родителями о надлежащем содержании и воспитании несовершеннолетних детей, консультации по организации досуга несовершеннолетним, оказанию адресной помощи, обращению к семейному психологу и юристу ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», в Волгодонской филиал ГБУ Ростовской области «Наркологический диспансер» с целью прохождения лечения от алкоголизма, в ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения города Волгодонска» по вопросам трудоустройства.

      Ежеквартально на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска рассматривается вопрос по реализации индивидуальных комплексных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. Заслушиваются руководители органов и учреждений системы профилактики.

      С целью организации эффективной работы по устранению причин и условий социального неблагополучия семей с детьми ежегодно в городе проводятся оперативно профилактические мероприятия, такие как: «Подросток», «Забота», «Семья», «Здоровье». Итоги о проведении оперативно-профилактических мероприятий заслушиваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска.

      Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии и проведение профилактической работы — главный момент в профилактике семейного неблагополучия. Поэтому проблема раннего выявления семейного неблагополучия актуальна и значима в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних и является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Чем раньше начнется профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.

      Эффективность работы в системе профилактики, как положительный результат деятельности всех органов и учреждений системы профилактики и заинтересованных ведомств, будет достигнута только при высоком уровне межведомственного взаимодействия и активной позиции каждого субъекта системы профилактики. Для этого необходимо:

      — продолжить работу по раннему выявлению всех форм семейного неблагополучия как важного аспекта деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

      — усилить работу по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и употреблению несовершеннолетними психоактивных веществ;

      — осуществлять надлежащее взаимодействие в проведении профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с Соглашением о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск».

      В целях обеспечения эффективной социальной политики в области профилактики и предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации принципа защиты детства и семьи, в городе Волгодонске организована новая форма работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в органах системы профилактики, называемая «институт наставничества» Постановление Администрации города Волгодонска от 02.07.2014 г. № 2186 «Об утверждении Положения об организации работы наставников с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования «Город Волгодонск». // опубликовано на официальном сайте Администрации города Волгодонска www.volgodonskgorod.ru, 04.07.2014. .

      «Институт наставничества» — волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков «групп риска». Метод наставничества представляет собой способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подростка.

      «Институт наставничества» как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:

      — это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

      — это механизм, благодаря которому люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

      — это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

      — это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, позволящие человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

      Наставничество подразумевает взаимоотношения наставника и «подшефного». Система наставничества — это процесс взаимодействия наставника со своим «подшефным», который нацелен на формирование внутренних морально-нравственных установок у подростка.

      — личностный поход к подростку, который реализуется в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

      — системность, представляющая собой необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

      — оптимистическая гипотеза — вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

      — объективность подхода к подростку, заключающийся в узнавании многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработке непредвзятых рекомендаций, учете возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

      — коммуникативность, выражающаяся в способности к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школ, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными органами власти и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

      — неразглашение информации о ребенке и его семье;

      — уважение достоинства и культуры всех народов;

      — оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

      — превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

      — стимулирование чувства ответственности.

      Социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предусматривает закрепление наставника из числа значимых лиц — представителей Администрации города Волгодонска, депутатов Волгодонской городской Думы, учреждений и органов системы профилактики. На сегодняшний день всего в городе на профилактическом учете в органах системы профилактики состоит 105 несовершеннолетних, за каждым из них закреплены наставники.

      Каждый наставник, исходя из особенностей личности несовершеннолетнего и опираясь на свой жизненный опыт, выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы, организует досуговую деятельность, оказывает несовершеннолетнему правовую и психологическую помощь. Вся работа наставника построена таким образом, чтобы помочь подростку найти дальнейшую жизненную перспективу, оказать необходимую поддержку в период социальной адаптации и восстановления социально-личностного статуса.

      Шефы-наставники — это искренние люди, не безразличные к судьбам детей.

      Можно выделить следующие показателями оценки эффективности работы наставников:

      — снижение количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах системы профилактики;

      — отсутствие совершения «подшефными» несовершеннолетними правонарушений общественного порядка;

      — наличие положительной динамики успеваемости несовершеннолетних и посещения учебных занятий;

      — отсутствие конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками;

      — вовлечение «подшефных» несовершеннолетних в деятельность молодежных общественных объединений.

      Результаты работы наставников свидетельствуют о социальной значимости и эффективности «института наставничества» в профилактике правонарушений в подростковой среде, следовательно, необходимо активнее развивать «институт наставничества» в городе Волгодонске, а также увеличить число людей, готовых работать с трудными подростками на добровольной основе.

      studbooks.net

      Смотрите так же:

      • Наказание за утерю пропуска Что делать, если вы потеряли электронный пропуск? К нам часто обращаются с вопросом, что делать при потере электронного пропуска в МФТИ. Публикуем инструкцию по его восстановлению. […]
      • Приказ минтранса о платных дорогах Назначение на должность заместителя гендиректора Росатома - директора Дирекции Северного морского пути Заместителем генерального директора - директором Дирекции Северного морского пути […]
      • Программа по переселению соотечественников рф Программа по переселению соотечественников рф Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, постоянно или временно […]
      • Осаго в нарьян маре Страховой полис ОСАГО в г. Нарьян-Мар Страховой полис ОСАГО в Нарьян-Маре позволит избежать ответственности по возмещению ущерба при аварии, ДТП или ином инциденте, связанном с […]
      • Заявление об отказе на питание в школе образец Начисление алиментов после 18 лет – условия, порядок взыскания, размер выплат Платят ли алименты после 18 лет? Ст. 120 СК РФ закрепляет основания прекращения исполнения обязанностей по […]
      • Займы от частных лиц под расписку в ставрополе Займы в Ставрополе от частных лиц под расписку Прошу заемщиков рассмотреть мое предложение. Работаю на прямую, по договору, без посредников, серьезно, легально, без предоплат! - Без […]