Социальные категории по законам хаммурапи

Правовое положение социальных групп по Законам Хаммурапи

В качестве первой особенности правового положения социальных групп по Законам Хаммурапи можно назвать то противопоставление между двумя общественными группами, о котором говорит сам царь Хаммурапи в эпилоге своего кодекса: » Чер­ноголовыми, которых даровал мне и господство над которыми поручил мне Mapдук, я не пренебрегал, о них я радел и искал их благосостояния». По отно­шению к восточному деспоту «черноголовые» — это его подданные, покор­ные слуги, зависимые от своего верховного владыки. Здесь человек не вос­принимается полностью свободной и в правовом плане независимой дееспособ­ной личностью, т.е. гражданином. Однако среди вавилонских «черноголовых» можно вы­делить три сословия, обособленных друг от друг по объему их прав и обязанностей. Субъектом права, т.е. полноправной личностью, признавался только свободный человек, который мог быть либо свободным общинником – авилумом, либо царским служащим – мушкенумом. В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, не находящаяся под патриархальной властью отца семейства или мужа, либо являющяяся храмовой жрицей-энтум.

Определенный интерес представляет проблема, свя­занная с объяснением деления свободного населения на два сословия – авилум и мушкенум. Согласно этнической теории, мушкенум – это, крренное, покоренное семитами шумерийское население Вавилона, а авилум – это привилегированные рабовладельцы Севера, относившиеся к завоевателям. По другому предположению, авилум – это лица, владеющие зем­лей в общине, безотносительно к их социальному или служебному положе­нию, а мушкенум – это все разорившиеся и потерявшие связь с общиной свободные или освободившиеся из долгового рабства вольноотпущенники, либо пришельцы (по типу греческих метеков, индийских варваров-млеччхов и др.), которые немедленно поглащались царским или храмовым хозяйством, попадая в неполноправное, подневольное состояние и условно владея учас­тком государственной земли за службу. Дословный перевод этих двух терминов помогает выявить различия между двумя сословиями: «авилум» — это «сын персоны», «сын мужа» или просто «человек», а «мушкенум» — это «падающий ниц», или «бьющий челом», при совершении перед царем проскинесиса – древневосточного обряда преклонения царю с просьбой о при­нятии на службу (по типу средневекового оммажа при заключении вассаль­ного договора).

На социальной лестнице мушкенум стоял несколько особняком от авилум. Так, Законы Хаммурапи несколько «дешевле» оценивали их честь, жизнь и личную неприкосновен­ность, а также движимое имущество, составляющее их личную собственность. Однако следует отметить ту энергичную защиту, которые предусматривали Законы Хаммурапи для земльного владения мушкенума и приложенного к нему инвентаря и другого имущества. В статьях 8, 15 и 16 говорится о краже у мушкенума имущества, об укрывательстве его раба, при­чем здесь законодатель упоминает об этом наряду с охраной имущества дворца и храмов. За такую кражу следует возмещение в 10-кратном размере, в то время как кража имущества у авилум влечет за собой просто возврат украденного. В отношении рабов мушкенумов, как и в отношении рабов дворца, установлено, что в случае брака этих рабов со свободными дети от этого брака считаются свободными, т.е. эта категория рабов пользовалась привилегией вступать в брак со свобод­ными. Категория «царских людей», к которой принадлежали военачальники (декум – нечто вроде фельфебеля, лубуттум – один из офицерских чинов), служащие царской администрации, купцы и ростовщики (тамкары), никакой соци­альной приниженности не испытывали. Они мало чем отличались от авилум, ибо оставаясь членами своих общин, наряду со служебными наделами владели также участками общинной земли. При этом они могли достаточно свободно распоряжаться пожалованной от царя землей и не требовали от него ниче­го, кроме защиты имущества и гарантии сохранности их гражданского участка.

В самом низу социальной лестницы стояли рабы (вардум), причем различа­лись собственно вардум, купленные тамкарами в соседних сранах, военопленные люди или лица, рожданные от рабыни, и долговые рабы – нибутум, временно попавшие в долго­вую кабалу вавилоняне (например, сын или жена должника), терявшие свою личную и хозяйственную самостоятельность, как правило, на 3-хлетний срок. В целом, и прямое, и долговое рабство носило здесь патриархальный (домашний) харак­тер. В Законаях Хаммурапи можно выде- лить четыре группы статей, говорящих в пользу существования патриархального рабства: 1) статьи о вознаграждении хозяину за убийство или увечье его рабу, 2) статьи о наказании укрывателей беглых рабов и награде за их поимку, 3) статьи о залоге и продаже рабов, 4) статьи о правоотношениях, связанных с браками рабов и ра­бынь со свободными. Важно отметить, что рабы сохраняли остатки правоспособности. Так, статьи 205 и 232 Законов Хаммурапи говорят о таком наказании рабу, как отрезание уха за оскорбление свободного человека или за оспаривание своего рабского состояния. В обоих случаях это наказание назначается судом, вместо непосредственной расправы над рабом со стороны его хозяина. Кроме того, в Вавилоне хозяин мог предоставить рабу определенное имущество (землю, скот, инвентарь), которым раб пользовался пожизненно, а после смерти – вдова при условии, что она была свободной, имела право на половину такого имущества для воспитания детей, тогда как вторая половина отходила хозяину умершего раба (аналог римского пекулия).

Вавилоне допускалось отпущение рабов на волю, сопровождавшееся особой церемонией очищения лба, т.е. удаления знака рабского состоя­ния. Удаление этого знака без согласия хозяина влекло суровые наказания (ст. 226 и 227). Освобождение раба могло также осуществляться перед судом либо в результате заключения контракта между господином и его рабом (при условии выкупа, усыновления раба, предоставления господину пожизненного содержания). В Законах Хаммурапи отмечаются четыре случая, когда обращенные в рабство люди могли добится свободы другим путем: 1) освобождение проданных в рабство или отданных в залог кредитору лиц по истечении трех лет кабалы; 2) освобождение рабыни, родив­шей детей своему господину, после его смерти; 3) освобождение детей от брака свободной и раба; 4) выкуп с последующим освобождением вавилонян, проданных ранее за границу.

mydocx.ru

NationsHistory

История наций и народов

Социальные отношения

В этой главе будет дан обзор взаимоотношений членов вавилонской общины, отношения между супругами, а также судопроизводство в древнем Вавилоне.

Субъектом права в рассматриваемый период является, как правило, свободный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным общинником ( главой патриархальной семьи — АВИЛУМ, » человек » ), либо царским служащим ( МУШКЕНУМ » падающий ниц «, т. е. » бивший челом «, имеется ввиду — царю с просьбой о принятии на службу. Авилум — собственник определенной части общинной земли, мушкенум — держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы.

Свободные люди были привилегированнее и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения ( око за око, зуб за зуб ). П. 200 » Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб «.

Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т. е. между свободой и раб-ством внутри мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают » дешевле «, чем авилума ( п. 201 ).

«Если он ( т.е. авилум ) выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра «.

Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя ( п. 8 ).

«Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, — он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить «.

Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями ( например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной — п. 176 ). Следует заметить, что царские служащие высших ( а иногда и средних ) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели ( или, во всяком, в принципе случае могли владеть ) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной ( разорившиеся, изгои, беглецы ), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками грушей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто «бедняк». С таким значением оно попало позже и в арабский ( мискин ) язык.

Москва – центр объединения русских земель. Борьба за первенство
Постепенно на Руси выделяются самые крупные и сильные княжества – Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское великое княжество со столицей Владимир-на-Клязьме. Ярлык хана Золотой Орды на это княжение давал его обладателю власть над всей Русью. Она распространялась на все княжества се .

Социалистическое Отечество в опасности
Воспользовавшись отказом Троцкого подписать мирный договор, германское командование вероломно нарушило условия перемирия и 18 февраля двинуло свои войска в наступление. Развалившаяся старая русская армия не смогла оказать врагу сопротивления. Немецкие войска продвигались в глубь нашей страны. С большим трудом Ленину удалось сломить соп .

Железный век
Вплоть до железного века в каждой семье древнего человека существовал матриархат, потому что женщина играла важнейшую роль в домашнем хозяйстве. В ее обязанности входило изготовление посуды, изготовление впрок пищевых продуктов, топлива и много другого. Люди всегда жили вместе, то есть одной общиной, потому что все ее члены были связан .

www.nationshistory.ru

Правовое положение основных групп населения по ЗХ;

Вопрос 3. Правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи».

Они найдены в 1901 г французскими археологами в Сузах. На черном базальтовом столбе было высечено изображение ц. Хаммурапи, стоящего перед богом солнца – Шамашем, который вручал ему эти законодательные положения. Некоторые фрагменты текста ЗХ, высеченного на стеле, оказались выскоблены, но они были восстановлены по нашедшим ранее вариантам правовых норм, которые излагались на глиняных табличках. Оригинальный текст ЗХ был сплошным (не имел разбивки на ст), ученые выделили в нем 3 части: Пролог, Основная часть (282 ст), Эпилог.

В Прологе к своим З Х дает оценку себе как властителю, «царь справедливости», предупреждает о наказаниях за неисполнение или изменение его З.

— яркая казуистичность (фрагментарность)

— ассоциативное построение правового материала (в зависимости от того, какое слово приобрело ключевое значение)

— огромное влияние религии

— нет отраслей права

ЗХ стали не только своеобразным итогом развития предшествующих правовых памятников (Законы Ур-Намму 21 в. до. н.э., законов Липид-Иштара, З царя Эшнуны 20 в), но и оказали большое влияние на дальнейшее развитие в Древнем Востоке.

социальная структура по ЗХ отличается отсутствием четких социально классовых границ. Для Древнего Востока характерно существование переходных социальных категории, что связано с господством общины и всевластием государства. Правоспособность социальных групп и слоев определялась их принадлежностью к общине и отношением к государственной службе.

· авилум («человек») – свободный общинник, владевший наряду со служебными наделами участками общинной земли, обладал имущественными правами, мог рассчитывать на поддержку общины. Государство было заинтересовано в сохранении этого слоя, т.к. были основными налогоплательщиками = максимальная правовая защита (жизнь дороже, ограничения долгового рабства – 3 года, если погибал сын должника – казнили сына ростовщика)

В ЗХ правовой статус авилума не совпадает с сыном авилума, о зависимом положении и огран деесп-ти кот свид-ет ст 7, квалифицирующая как преступление (воровство), влекшее смертную казнь, получение вещи покупателем «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сын авилума приравнивался к рабу по отношению к главе семьи – господину, распорядителю не только им-ва с правом дарения, выделения приданого, раздела, лишения наследства и т.д., но и свободы своих детей и жены, если она в брачном договоре не оговаривала отсутствие такого права у мужа.

Правовое положение сына авилума значительно повышалось с прохождение воинской службы.

· мушкенум («падающий ниц») – неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший на услужение в царское хозяйство. Это промежуточный слой между полноправными и рабами. Он владел неотчуждаемым земельным наделом из царско-храмового фонда на условиях выплаты доли урожая в казну. Поэтому землевладение мушкенума охранялось наряду с царско-храмовой собственностью. Личность оценивалась ниже, чем авилума (не сохранил связь с общиной). Мушкенумами были либо изгнанные из общины, либо покоренное шумерское население.

· Редум и баирум – профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок. Государство заинтересовано в обеспечении прав и определении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Стремление создать боеспособную армию. Особая охрана имущества, изъято из гражданского оборота, не могло быть потеряно даже при захвате воина в плен, не могло быть передано за долги или подарено жене или дочери. Их надел мог быть передан по наследству только, если наследник в состоянии нести воинскую службу своего отца.

· Тамкар – государственный торговый агент и сборщик податей, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений. Обязаны отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок. Торговля носила в основном межгосударственный характер, % ограничены, тамкары сдержаны в правах, чтобы не разорялась основная масса населения. Обязанность – выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом.

· Рабы. Патриархальное рабство. С одной стороны – младшие члены семьи, с другой — имущество хозяина (ответственность за кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, вознаграждение при поимке). Закон особо выделяет категорию дворцовых рабов и рабов мушкенумов. Кража и укрытие таких рабов каралась смертной казнью, могли заключать браки со свободным женщинами и дети от таких браков считались свободными. После смерти такого раба его вдова имела право на свое приданое и половину нажитого имущества, другая половина передавалась хозяину раба. Уравнивание правового статуса дворцовых рабов и рабов мушкенумов объяснялось тем, что они рассматривались как царская (государственная) собственность и потому подлежали особой правовой защите

· Жрецы – жреческие функции продавались, не было замкнутой касты жрецов, в основном женщины.

studopedia.su

2. Правовое положение населения

Всё население Вавилонии делилось на свободных и рабов (несвободных). Основное отличие рабов от свободных заключалось в том, что рабы являлись исключительно объектом, а свободные субъектом права. Рабы не признавались людьми и субъектами права. Раб был полной собственностью своего господина, вещью, которой он неограниченно, по своему желанию владел, пользовался и распоряжался.

Рабы, будучи людьми, юридически считались движимым имуществом, наряду со скотиной (в отличие от животных «четвероногих», рабы были «двуногими»), табуреткой: их продавали, передавали по наследству, обменивали на другое имущество, дарили, закладывали и клеймили как скот. Труд коня, запряжённого в соху, и идущего за сохой раба с точки зрения права представлял одинаково проявление пользования вещью со стороны господина.

Законы Хаммурапи закрепляли сословное неравенство. Сословия — это большие замкнутые социальные группы, обладающие закрепленными в обычном праве или законе правами, привилегиями (исключительными правами, созданными только для данного сословия) и обязанностями, передаваемыми по наследству. Сословия различались по правовому статусу.

Авилум и мушкенум

Все свободные делились на два сословия: авилум и мушкенум. Авúлум (в переводе «человек») — это полноправные свободные члены общины. Они обладали личными правами, то есть закон защищал их жизнь, здоровье, честь. Авилумы также обладали имущественными правами, то есть они обладали частной семейной собственностью на землю на правах членства в какой — либо общине — городской или сельской. Право частной семейной собственности на землю, которая являлась основным источником существования в аграрном обществе, принадлежало полноправному свободному из-за принадлежности его к общине.

Сословие авилум было неоднородно и включало в себя высшую дворцовую знать (это высшие должностные лица государства, советники, министры монарха), храмовую знать (это жрецы), общинную знать (это наиболее богатые и влиятельные лица в провинциях, городах и сельских общинах, занимающиеся умственным трудом) и рядовых общинников (это крестьяне-земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы, занимающиеся физическим трудом).

Мушкéнум (в переводе «падающий ниц») — это неполноправные свободные не члены общины. Они обладали личными правами, то есть закон защищал их жизнь, здоровье, честь, но в меньшей степени, чем жизнь, здоровье, честь полноправных авилумов. Мушкенум обладали также определёнными имущественными правами, то есть они имели право частной семейной собственности на движимые вещи, дом, но были лишены права частной семейной собственности на землю в общине. Они получали за службу или работу от государства в условное владение землю, которой не могли распоряжаться и могли быть произвольно её лишены. Царь мог в любое время без вины мушкенума отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. Эта земля, которая передавалась в условное владение и пользование мушкенумам, оставалась государственной собственностью. Покупка земли в общине превращала мушкенума в авилума. Сословие мушкенум делилось на рабочий и административный персонал государственных и частных хозяйств. Рабочий персонал был занят физическим трудом. Это были крестьяне-земледельцы, ремесленники, слуги. Административный персонал был занят управленческим трудом. Это были управляющие, писцы.

Жизнь, честь, личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивали ниже, чем авилума. Мушкенум нёс более суровое наказание за одно и тоже преступление.

Например, если авилум выбьет глаз авилуму, то ему следует выбить глаз (ст. 196). Если авилум выбьет глаз мушкенуму, то он откупается выкупом (штрафом) в пользу потерпевшего мушкенума (ст. 198).

Юридический статус рабов

Рабы (вáрдум) были бесправными объектами права, собственностью своих хозяев, основным видом движимого имущества, их часто продавали, дарили, обменивали на другое имущество (ст. 278-282). Покупатель мог перепродать раба, кому хотел. По отношению к хозяину у рабов были только одни обязанности, но никаких прав. Раб находился в полной власти своего хозяина и целиком зависел от его каприза. Раб как объект права не мог иметь собственного имущества, заключать договоры, приобретать и отчуждать имущество, вступать в брак, защищать интересы в суде, то есть предъявлять иск и быть ответчиком, выступать свидетелем в суде.

Законы Хаммурапи не запрещали господину убить своего раба. Убийство раба его господином не наказывалось, то есть господа могли убивать своих рабов, ибо тем самым они лишь причиняли ущерб своему имуществу. У хозяина существовало право отыскивать бежавшего раба. За укрывательство беглого раба устанавливалась смертная казнь (ст. 16). По этой статье укрывательство может быть как из сострадания, так и из корыстных целей, когда укрыватель, помалкивая о своей находке, надеется заполучить себе бесплатно чужого раба.

Если человек задержал чужого раба и уведомил господина, то получал награду от господина 2 сúкля серебра (ст. 17). Если цирюльник сбреет с головы раба клеймо без ведома и разрешения хозяина, то ему отрубают кисть руки (ст. 226). Точное значение клейма неизвестно. Это была специальная отметка, оставленная на выбритой голове цирюльником, который одновременно являлся и профессиональным клеймовщиком рабов.

Законы Хаммурапи не ограждали жизнь и здоровье рабов от чужого произвола. Любой ущерб, причинённый рабу, рассматривался как ущерб, причинённый его господину, и возмещение выплачивалось ему, а не рабу. Повреждение здоровья или лишение жизни чужого раба считались только повреждением или уничтожением имущества его господина. Убийство чужого раба влекло за собой лишь уплату его цены хозяину, то есть третье лицо возвращало хозяину причиненный материальный ущерб (ст. 116). За умышленное убийство свободного человека полагалась смертная казнь. Если бы закон защищал жизнь раба, то его убийца подвергался бы смертной казни.

Если кто-либо повредит глаз раба человека, то он должен заплатить половину его покупной цены хозяину (ст. 199). В другой статье почти теми же словами говорилось о быке: «Если человек наймет быка и повредит ему глаз, то он должен отдать хозяину быка серебром половину его покупной цены» (ст. 242). Раб стоил от 16 до 25 сиклей серебра, то есть в среднем 20 сиклей (треть мины). Для сравнения 1 мина равнялась 57 сиклям, 1 сикль = около 8, 4 г. серебра; 1 мина = 505 г.. Это была стоимость поля с финиковыми пальмами площадью около 350 кв. м.; 1 кур (150 л.) ячменя стоил 1 сикль серебра.

Неоднозначное толкование вызывают статьи 175-176 Законов Хаммурапи. Одни авторы, опираясь на эти статьи, отмечают, что раб дворца или мушкенума мог обладать частичной правоспособностью. По их мнению, Законы Хаммурапи разрешали браки между рабами. Дочь свободного человека сохраняла свободу и в браке с рабом (ст. 175). По мнению других авторов, в этих статьях говорится о сожительстве дочери свободного человека с рабом и здесь нет признаков брака, так как:

1. Брак должен заключаться брачным договором (ст. 128). Раб не может вступать в брак без согласия господина, а дети по ст. 175 не могут быть обращены в рабство, получают свободу. Следовательно, господин терял бесплатных работников. Жених, вступая в брак, должен был внести в семью невесты свадебный подарок, выкупную плату, а раб был лишён имущества. Переводчик неверно истолковал слова «мужчина» и «женщина» как «муж» и «жена».

2. Дочь свободного человека не переходит под власть мужа, а остается под властью отца.

Согласно ст. 175 дочь свободного человека сохраняла свободу и в сожительстве с рабом. В браке она должна получить правовой статус мужа, а она — «дочь свободного человека» и находится не под властью мужа — раба (жена должна быть под властью мужа), а под властью отца. Женщина не называется «женой вардума», то есть не находится под властью мужчины, как это происходило в случае с женами авилумов и женами мушкенумов.

3. Дети получают правовой статус матери, а не отца и находятся под её властью.

По ст. 175 дети от сожительства свободной женщины и дворцового раба или раба мушкенума рождались свободными. Дети, рождённые в браке, получают правовой статус отца и находятся под его властью. Дети, рождённые вне брака, получают правовой статус матери и находятся под её властью. В статьях 175-176 дети названы «детьми дочери свободного человека» и они не могут быть обращены в рабство ни при каких условиях. Следовательно, они не являются «приплодом» раба, а дети от рабыни рассматривались как «приплод», приравнивались к приплоду скота, и считались собственность господина. Господин этого раба, сожительствующего со свободной женщиной, не должен предъявлять к детям дочери свободного человека требования об обращении их в рабство.

4. Законные дети наследуют имущество отца, а незаконные (внебрачные) дети наследуют имущество матери.

Согласно ст. 176 Законов Хаммурапи раб дворца и мушкенума, сожительствующий с дочерью свободного человека, живет в доме и ведёт самостоятельное хозяйство, и приобретает имущество на господина. После смерти раба господин забирает половину имущества, так как оно было дано рабу в качестве пекулия. Если бы оно было собственностью раба, то это имущество должно было полностью перейти по наследству к детям, а этого не происходит. Другая половина является собственностью свободной женщины, это имущество наследуется «детьми дочери человека».

Раб получал право на имущество — пекýлий (от лат. pecus (пéкус) -скот), так как это было выгодно хозяину: во-первых, раб будет охотнее и лучше работать, рассчитывая набрать себе денег на выкуп, а во-вторых, то, что он приобретает для себя, всё равно останется в качестве выкупа в хозяйских руках. Пекулий мог быть выделен рабу хозяином как дар или награда за верную службу. В других случаях рабы сами копили своё такое имущество с разрешения хозяев. Собственником пекулия был хозяин раба. Всё, чем владели рабы, было собственностью их хозяев. После смерти раба пекулий переходил к господину. Пекулий раба мог доходить иногда до такой суммы, что он получал возможность приобретать собственных рабов, которые помогали ему выполнять его обязанности. Однако даже самый богатый раб не мог по своему желанию выкупиться на свободу. Право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало лишь одному хозяину, который только по своей воле мог дать свободу рабу. Более того, хозяин мог продать своего богатого раба любому лицу, даже разлучив с семьей.

Выдающийся русский правовед и философ Иван Александрович Ильин (1882-1954) отмечал, что раб как человек вообще не может быть объектом права: «признать человека совсем неправоспособным значит окончательно снять с него все правовые позволения, воспрещения и повеления и оставить его жизнь и его действия вне подчинения правовым нормам; а между тем положение рабов во многих отношениях регулировалось правовыми нормами. Так, возникновение и окончание рабского состояния подлежало действию правовых норм; с разрешения господина рабы могли самостоятельно вести хозяйство и даже имели своих рабов; они отпускались господами на оброк и с дозволения его могли заключать торговые сделки и даже писать завещания; они могли скопить богатство и выкупить себя на волю. Самое подчинение господину налагало на рабов правовую обязанность повиновения, но не лишало их совсем правоспособности; правда, правовое состояние раба состояло иногда почти целиком из обязанностей и запретностей, но был и элемент полномочий, который с течением времени все расширялся и упрочивался. Раб не был полноправным, свободным и равным гражданином, он состоял в особой зависимости от господина, но это не лишало его всякой правоспособности. Он оставался субъектом права, потому что правовые нормы и императивы устанавливали для него обязанности, запретности и полномочия». В любом случае последовательно, полно провести норму о рабе как объекте права оказывается невозможным.

Хозяин мог сожительствовать со своими рабынями, без всякого брака, и прижить детей. Это факт типичный, встречающийся в жизни каждого народа, знающего рабство. Возникает вопрос, какова была судьба этих рабынь и их детей, после смерти отца, если дети не были усыновлены им при жизни? Статья 171 давала ответ на этот вопрос: дети рабыни, не узаконенные (усыновлённые) отцом, как внебрачные дети и вообще объекты права не участвуют в наследстве с детьми жены, но рабыня и ее дети получают свободу после смерти господина.

По законам Хаммурапи дети хозяина и рабыни во всех случаях рождались рабами, но потом получали свободу. Согласно статьям 170 и 171 хозяин мог узаконить (усыновить) своих детей от рабыни. После его смерти не узаконенные им при жизни дети и сама рабыня получали свободу.

Источники рабства — это такие случаи, когда свободное лицо могло быть обращено в рабство. Институт рабства, общий для большинства народов древности, обусловлен законами войны, когда победители получают полную свободу распоряжения побеждёнными. Враги, побеждённые силой оружия, превращались в рабов победителя и составляли часть военной добычи. Первым источником рабства обычно являлась война, сопровождаемая похищением людей. По представлениям древних народов, военнопленного рабом делало то обстоятельство, что победитель, сохраняя побеждённому жизнь, тем самым оставлял за собой право распоряжаться ею по своему усмотрению. Их продавали на публичных торгах и передавали покупателям. Институт рабства имеет своё объяснение в широко распространённом тогда убеждении в неравенстве людей. Так, выдающийся древнегреческий философ Аристотель признавал, что существуют не только люди, но и целые народы, которые по самой своей природе по всему душевному складу предназначены к рабству и должны быть рабами.

Затем к этому источнику присоединяются другие источники, и, прежде всего естественный прирост рабов, рождение от родителей — рабов. При дальнейшем усложнении жизни должник, не имеющий возможности уплатить свой долг, становится рабом кредитора. По Законам Хаммурапи долговое рабство для полноправных свободных (авилумов) не допускалось. Кроме того, обычное право или закон за некоторые тяжкие преступления наказывает обращением в рабство. Наконец, широкая отцовская власть даёт возможность продавать своих детей и жену в рабство. Таким образом, рабство могло возникнуть разными путями:

1. Помимо воли лица: обращение в рабство военнопленных; похищение свободных людей, особенно детей, с целью использования их в качестве рабов или продажи как рабов третьему лицу; обращение в рабство как наказание за преступление (например, ст. 127: если авилум выдвинет порочащее обвинение против жрицы или жены авилума и не докажет обвинения, то обращается в рабство); рождение рабов рабынями, дети от рабыни рассматривались как приплод и приравнивались к приплоду скота.

2. По воле поступающих: продажа отцом семейства детей, жены и самого себя в рабство в затруднительных обстоятельствах, в случае крайней нужды, в голодные неурожайные годы, в периоды массового разорения в результате войны, стихийного бедствия, безвластии, при имущественной несостоятельно (при невозможности уплатить долг).

При натуральном хозяйстве рабы были немногочисленны и занимали в хозяйстве положение, одинаковое с подвластными членами семьи, детьми. Они использовались на работах в доме, для обработки земель и для ухаживания за домашними животными, из которых состояло имущество земледельца.

«Раб, которого солдат в качестве военной добычи приводил к себе домой, в свой старый крестьянский двор, сразу оказывался равным среди равных: ел ту же самую пищу, что и все, и за тем же самым столом, спал вместе со всеми в той же хижине и на такой же соломе; вместе с хозяином уходил в поле и трудился наравне с ним. Хозяин мог оказаться злым на работу и не давать на ней спуску, но он сам работал, не щадя сил и не жалея себя; он мог прикрикнуть на раба, но также кричал он и на сына, и в его требовательности не было ничего обидного или унизительного. В простой рабочей среде не было глупых прихотей и злого самодурства, когда какой-нибудь сенатор требовал, чтобы раб не смел раскрыть рта, пока его не спросят, и наказывал раба за то, что он чихнул или кашлянул в присутствии гостей».

С увеличением числа рабов происходило их обесценение и возникла необходимость определить их правовое положение, которое неизбежно должно было быть гораздо более низким, чем положение свободных лиц. Однако там, где число рабов не достигало таких больших размеров, как в древнем Риме, обесценение их не могло быть значительным, и значение рабочей силы в хозяйстве не богатых людей гарантировало рабам некоторую защиту.

studfiles.net

uristinfo.net

§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»

Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных груп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники — это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами. В состав господствующего класса-сословия входила верхушка знати: царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах — старосты, члены совета старейшин, в городах — начальники кварталов. Авилум, по ЗХ, «сын мужа» — это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.
К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы. Последние — это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум — свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст.ст. 200, 201, 211). Если же ави- лум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного — (ст.ст. 209, 210). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.
Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью, преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст.ст. 15, 16).
Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст.ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.
Самое приниженное положение занимали рабы (вардум). По ЗХ, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие — рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175).
Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина. Господин, отдавая в услужение своего раба по найму, мог требовать часть платы и давать ее невольнику. Имелась в виду заитересованность раба в результатах его труда. Рабов разрешалось отпускать на волю. Во времена шумеров раб мог оспаривать свое рабское состояние через суд. Но проигрыш в таком деле грозил ему наказанием. В судебном порядке раб мог протестовать против своей продажи или дарения другому лицу. В ЗХ такого указания уже не было. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале. Выкупленного из плена или приобретенного на рынке подданного надлежало освободить. Если родственники не имели средств для выкупа такого пленного сородича, им должны были помочь выкупить его община или храм. Имеются данные, что до Хаммурапи неоплатные должники попадали в долговую кабалу пожизненно. ЗХ ограничили ее срок до 3 лет (ст. 117). Глава семейства в обеспечение займа мог отдать в кабалу жену, сына, дочь. Но если от побоев и жестокого обращения сын погибал, то следовало казнить сына ростовщика, если же в такой кабале погибал раб должника, кредитор платил штраф — треть мины серебра. В обоих случаях кредитор терял все, что дал взаймы (ст. 116).
Следовательно, ЗХ охранял жизнь должника, в том числе и раба, от жестокого об
ращения со стороны ростовщика. В то же время ЗХ запрещал рабам выступать в суде в качестве свидетелей, тем самым ограничивалась возможность искать себе защиты в суде от произвола и истязаний рабовладельца.
Рабов отдавали в обеспечение уплаты долга, для отработки процентов займа. В таких условиях ростовщик, кредитор выжимал из них все, что мог. Обычно после такой «отработки» раб превращался за короткий срок в калеку, инвалида. Положение дворцовых рабов было несколько лучше, чем частновладельческих.
Рабов разрешалось держать в оковах. Если их везли для продажи на рынок или другое место, хозяин должен был надеть на них кандалы, шейную колодку и проверить наличие «рабского знака» — на тыльной стороне ладони выжигалось имя хозяина. Такие меры предпринимались для предотвращения бегства от рабовладельца. Если цирюльник снял рабский знак у чужого раба, ему отрубали кисть рук (ст. 226). Лицо, уговорившее цирюльника на такую операцию и выдавшее раба за своего невольника, каралось еще более жестоко — его вешали перед воротами. Цирюльник мог оправдаться, поклявшись, что его обманули (ст. 227). Разрешение на снятие рабского знака невольник получал лишь после его отпуска на волю. Смертная казнь грозила и тем, кто воровал рабов, кто их скрывал в своем доме и не вел на клич глашатая (ст.ст. 15, 16). Поимка, задержание невольников, возвращение их хозяину вознаграждались (ст. 17). В целом же положение рабов, по сравнению с эпохой шумеров, ухудшилось.
Основную массу тяглового населения составляли общинники- земледельцы, которых эксплуатировало деспотическое государство. Хаммурапи не произвел коренных перемен в организации управления сельских общин, которые по-прежнему самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка и т.д. Эти общины сохранили свои реликтовые органы: народные собрания (сходку всех полноправных граждан), совет старейшин — глав самых уважаемых и почтенных фамилий (семейно-родственных объединений).
Жители кварталов также созывали свои сходки. Решение этих органов выполняли старейшины общины, поселений, которые имели судебные и полицейские полномочия. Если грабитель не был найден, то община, поселение в лице старейшины должны были возместить потерпевшему его пропажу. Если же он погиб, компенсация вручалась его родственникам (ст.ст. 23, 24). Такой обычай существовал еще при первобытно-общинном строе.
Общинные власти могли взыскивать штраф с лиц, виновных в небрежном уходе за каналами, в результате чего заливало поле соседей и погибал урожай (ст.ст. 63, 54-56); с пастуха — за потраву посева (ст.ст. 57, 58), за порубку садового дерева. Закон наказывал тех, кто не возделывал выделенный ему участок поля, привел в запустение свой сад, не выполнил взятых обязательств по временной аренде земли и т.д. (ст.ст. 59-65). Закон практически запретил ростовщикам покупку поля воинов, их сада, жилого дома (ст.ст. 36-39). Ростовщик мог требовать у должника оплату долга суммой вырученного от продажи урожая или движимого имущества, но не забирать его дом, сад (ст. 66).
Выкуп воина из плена предполагал участие местного храма, поселения общины и даже дворца, но в этом случае поле, сад и дом воина не могли обращаться на оплату такого выкупа (ст. 32).

uristinfo.net

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]