Виды административных наказаний предупреждение административный штраф

Рекомендации ВС РФ по делам об административных правонарушениях

В целях обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 24.03.2005 № 5 разъяснил судам некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении дел, связанных с применением Кодекса РФ об административных правонарушениях. Думается, что эти разъяснения будут интересны и иным специалистам, сталкивающимся по роду своей деятельности с применением КоАП РФ.

О применении законодательства об административных правонарушениях

К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов РФ, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ.

В случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса РФ или Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами РФ. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым части 3 статьи 3.5 КоАП РФ.

В случае, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

О недостатках протоколов об административном правонарушении

В порядке подготовки дела к рассмотрению устанавливается, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

О проверке полномочий должностного лица, составившего протокол

Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.

В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Об извещении участвующих в деле лиц о месте и времени судебного рассмотрения

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п..

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

О допущении к участию в деле защитника

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ.

Юрисконсульт в торговле

Часть 1 — Часть 2 — Часть 3

www.advokatessa.ru

Какие бывают виды административных наказаний?

Административным наказанием называют меру юридической ответственности, которая обычно назначается лицу за то, что оно совершило нарушение правопорядка. То есть, нарушитель в обязательном порядке должен понести определенные последствия, строгость которых зависит от вида самого нарушения. Оно применяется с воспитательной целью, но при этом соблюдая законы и прививая человеку чувство уважения к окружающим его людям и правопорядку. Помимо этого, административное наказание используют и для того, чтобы предупредить правонарушения в будущем.

Кроме того, согласно Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП), предупреждение совершения новых нарушений, как самим нарушителем, так и остальными лицами является главной задачей наказания.

Интересно, что именно КоАП РФ стал первым нормативным актом, в котором административно-карательные санкции называются именно наказаниями. Ранее, во всех документах, они назывались административными взысканиями.

Виды административных наказаний имеет право устанавливать только КоАП РФ. На настоящий момент, в нем приведены девять типов административных наказаний: от сравнительно легких до более тяжелых.

Административные наказания:

Предупреждение

Предупреждением называется мера, которая заключается в официальном порицании того лица, которое совершило правонарушение. Его считают самым мягким, легким наказанием. Предупреждение выносят в том случае, если нарушение правопорядка было совершено человеком в первый раз и при этом не было никакой опасности для жизни и здоровья остальных людей и животных, памятникам и угрозы имуществу. Бывает общим и специальным. Оно всегда выносится нарушителю в письменном виде.

Административный штраф

Этот вид административного наказания заключается во взыскании денежных средств. Размер штрафа не должен быть выше, чем 25 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на граждан, 50 МРОТ на должностных и 1000 МРОТ на юридических лиц.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Данный вид наказания для нарушителя означает изъятие предмета нарушения и передача ему той суммы, которую государство выручило от реализации предмета (исключая расходы на саму реализацию). Обычно изъятие осуществляют за нарушение правил продажи, хранения, учета, ношения оружия. Не стоит путать с изъятием документов и личных вещей, выявленных при досмотре или задержании. Может быть назначен непосредственно в судебном порядке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Это является запретом на использование права собственности на какой-либо имущественный предмет. Согласно Конституции РФ может назначиться исключительно судьей. Может выноситься также и как дополнительное наказание.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Лишением права называется запрет на занятие видом деятельности на какой-то определенный период времени. Действует по отношению к праву на охоту и управление транспортными средствами. Данное наказание можно применить лишь к лицам, не утратившим и не лишенным своего специального права, но регулярно нарушавшим порядок пользования таким правом.

Административный арест

Суть данного наказания заключается в изоляции нарушителя от общества. Заключить под административный арест могут за мелкое хулиганство, неподчинение распоряжениям сотрудников полиции, организацию митингов и др. Продолжительность ареста составляет обычно не более 15 суток, но есть и исключения. Нужно помнить, что арест нельзя применить к беременным женщинам, лицам, которые не достигли 18 лет, инвалидам I и II групп, а также женщинам, у которых имеются дети до 14 лет. Арест может назначаться непосредственно судьей.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства

Выдворение назначается только судьей или, в отдельно взятых случаях, сотрудниками пограничных органов и только в отношении иностранцев и лиц, вообще не имеющим гражданства. В дополнение к этому наказанию, в качестве дополнительного может использоваться также и административный штраф.

Дисквалификация

Дисквалификация — это, попросту говоря, запрет лицу занимать руководящие должности, состоять в совете директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением юридическим лицом. Временной период дисквалификации, в зависимости от нарушения, составляет от полугода до трех лет. Данный вид наказания может назначиться лицу только самим судьей и без использования дополнительных видов наказаний.

Административное приостановление деятельности

К этому виду наказания относится приостановление на конкретное время деятельности тех лиц, которые задействованы в предпринимательстве. Применяется в тех случаях, если возникла угроза здоровью или жизни людей, заражения, радиационных аварий, правонарушений, связанных с применением наркотиков и др. Приостановление деятельности лицу может назначить только судья на срок не больше девяноста суток .

xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» (с изменениями и дополнениями)

Закон Приморского края
от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ
«Об административных правонарушениях в Приморском крае»

С изменениями и дополнениями от:

9 августа 2007 г., 15 февраля, 13 мая, 25 сентября, 3, 22 декабря 2008 г., 6 февраля, 10 марта, 6, 28 июля, 4 декабря 2009 г., 25 октября 2010 г., 27 апреля, 12 августа 2011 г., 7 июня, 8 октября, 20 декабря 2012 г., 14 марта, 8 августа, 30 декабря 2013 г., 5 марта, 3 июня, 5 августа, 29 сентября, 7 ноября 2014 г., 30 апреля, 3 июня, 28 июля, 2, 22 декабря 2015 г., 3 марта, 21 июля, 1 декабря 2016 г., 30 января, 6 апреля, 5 июня, 30 октября 2017 г., 4 мая 2018 г.

Принят Законодательным Собранием Приморского края 21 февраля 2007 года

См. также Закон Приморского края от 29 сентября 2014 г. N 467-КЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Приморского края»

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом Приморского края устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края, муниципальными нормативными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.

Настоящий Закон вкупе с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являет собой законодательство об административных правонарушениях, действующее на территории края. Он устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных нормативными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях. Утверждается принцип рассмотрения дел различными уполномоченными на то органами.

Устанавливается 2 вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф, которые, оговорено в документе, не могут быть назначены одновременно за одно административное правонарушение.

Определены и систематизированы в зависимости от направленности сами нарушения, разбиты на 10 типов. Установлены меры наказаний для граждан, должностных и юридических лиц. В числе затрагивающих интересы основной массы обывателей — такие нарушения, как посягательство на права граждан (на порядок организации и проведения публичных слушаний) и здоровье населения, а также на общественный порядок и общественную безопасность. В этой связи освещаются вопросы поведения на воде, правомерности применения пиротехники, прописываются меры ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения массовых мероприятий, воспрепятствование законной деятельности дружинника. А также за приставание к гражданам в общественных местах с целью гадания или привлечения к участию в азартных играх (и произведение этих действий), попрошайничества, купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, религиозной агитации, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 20 МРОТ. За нарушение тишины и покоя в ночное время (с 22 до 7 часов по местному времени) грозит наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 25 до 50; на юридических лиц — от 400 до 800 МРОТ.

Устанавливаются меры ответственности за нарушение экологии, в том числе за уничтожение занесенных в Красную книгу видов животных или растений — штраф на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 1000. Прописана ответственность за нарушение норм содержания животных.

Утверждены суммы штрафов и за правонарушения в области градостроительства. Так, нарушение нормативов градостроительного проектирования карается штрафом: для граждан — в размере от 10 до 20 МРОТ, для должностных лиц — от 25 до 40 МРОТ, для юридических лиц — от 500 до 800 МРОТ. Нарушение красных линий юридическим лицам может обойтись дороже — установленный для них штраф варьируется от 500 до 1000 МРОТ.

Что касается вопросов благоустройства, то, например, мойка транспортного средства в неустановленном месте может стоить владельцу авто 1 — 3 МРОТ, если это простой гражданин, должностному лицу придется выложить от 10 до 20 МРОТ, юридическому — от 20 до 30. Но можно отделаться и предупреждением. Нарушение сроков уборки и вывоза снега влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических — от 800 до 1000. За нарушение установленных требований по уборке и содержанию объектов дорожной инфраструктуры штраф на должностных лиц налагается такой же, на юридических — чуть меньше: от 500 до 1000. Прописаны также размеры штрафов за непринятие мер по очистке крыш от снега и льда, отсутствие объектов для сбора мусора, нарушение сроков его вывоза, правил содержания и эксплуатации систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, непринятие мер по очистке ливневой канализации и водоотводящих сооружений, их ненадлежащее содержание, за ряд иных нарушений в этой области.

Регламентированы и меры ответственности за иные нарушения в различных областях жизнедеятельности: на транспорте, в предпринимательстве. Так, за торговлю и оказание услуг в неустановленных местах предполагается наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 15 до 20, на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ. Нарушение порядка лицензирования алкогольной продукции карается штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ — для должностных лиц, юридические лица платят за проступок от 400 до 500 МРОТ.

Определяется 3 вида нарушений в области бюджетных отношений: нарушение срока возврата средств бюджета, полученных на возвратной основе, а также сроков перечисления платы за пользование средствами бюджета, нецелевое использование средств. Последнее правонарушение грозит должностным лицам штрафом в размере от 40 до 50 МРОТ, юридическим — от 400 до 500.

Устанавливается размер штрафных санкций и за посягательство на институты государственной власти: невыполнение законных требований представителей органов исполнительной и законодательной власти, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов, незаконные действия по отношению к символам края, муниципального образования, незаконное изготовление, использование наград, знаков почетных званий Приморского края и атрибутов к ним.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу: Закон Приморского края от 11 октября 2004 г. N 142-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае»; Закон Приморского края от 5 декабря 2005 г. N 309-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае»; Закон Приморского края от 5 декабря 2005 г. N 310-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае»; Закон Приморского края от 13 июня 2006 г. N 367-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае».

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением некоторых статей. Во-первых, это статья 3.10, регламентирующая меры ответственности за нарушение порядка обеспечения информацией о чрезвычайной ситуации, она вступает в силу одновременно с нормативным правовым актом губернатора, устанавливающим порядок обеспечения информацией о чрезвычайной ситуации. Во-вторых, статья 4.4, устанавливающая санкции за нарушение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, которая вступает в силу одновременно с законом Приморского края, устанавливающим порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В-третьих, статья 9.3, где прописаны размеры штрафов за нарушение правил в сфере организации розничных рынков, она вступает в силу одновременно с нормативным правовым актом, устанавливающим правила организации розничных рынков.

Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае»

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением статей 3.10, 4.4 и 9.3 настоящего Закона

Статья 4.4 вступает в силу одновременно с законом Приморского края, устанавливающим порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд

Статья 9.3 вступает в силу одновременно с нормативным правовым актом, устанавливающим правила организации розничных рынков

Текст Закона опубликован в газете «Приморская газета» от 13 марта 2007 г. N 17 (79), в «Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края» от 6 марта 2007 г. N 10

Решением Приморского краевого суда от 1 февраля 2017 г. по делу N 3а-35/17 со дня вступления в законную силу указанного решения суда статья 7.23 настоящего Закона признана не действующей в части, устанавливающей административную ответственность за размещение контейнеров в неустановленных местах и (или) без соответствующих разрешений

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 56-Г08-20 решение Приморского краевого суда от 28 августа 2008 года о признании недействующей статьи 9.5 настоящего Закона оставлено без изменения, кассационная жалоба Законодательного Собрания — без удовлетворения

Решением Приморского краевого суда от 28 августа 2008 г. N 3-87/08 статья 9.5 настоящего Закона Приморского края признана недействующей со дня вступления в законную силу решения суда

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Приморского края от 4 мая 2018 г. N 279-КЗ

Изменения вступают в силу с 17 мая 2018 г.

Закон Приморского края от 30 октября 2017 г. N 184-КЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Закон Приморского края от 5 июня 2017 г. N 136-КЗ

Закон Приморского края от 6 апреля 2017 г. N 106-КЗ

Закон Приморского края от 30 января 2017 г. N 70-КЗ

Закон Приморского края от 1 декабря 2016 г. N 40-КЗ

Закон Приморского края от 21 июля 2016 г. N 860-КЗ

Закон Приморского края от 3 марта 2016 г. N 772-КЗ

Закон Приморского края от 22 декабря 2015 г. N 750-КЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Приморского края от 2 декабря 2015 г. N 727-КЗ

Закон Приморского края от 28 июля 2015 г. N 650-КЗ

Закон Приморского края от 3 июня 2015 г. N 634-КЗ

Закон Приморского края от 30 апреля 2015 г. N 608-КЗ

Закон Приморского края от 7 ноября 2014 г. N 486-КЗ

Закон Приморского края от 29 сентября 2014 г. N 466-КЗ

Закон Приморского края от 5 августа 2014 г. N 462-КЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования

Закон Приморского края от 5 августа 2014 г. N 452-КЗ

Закон Приморского края от 3 июня 2014 г. N 427-КЗ

Закон Приморского края от 5 марта 2014 г. N 388-КЗ

Закон Приморского края от 30 декабря 2013 г. N 345-КЗ

Закон Приморского края от 8 августа 2013 г. N 233-КЗ

Закон Приморского края от 14 марта 2013 г. N 172-КЗ

Закон Приморского края от 20 декабря 2012 г. N 162-КЗ

Закон Приморского края от 20 декабря 2012 г. N 145-КЗ

Закон Приморского края от 8 октября 2012 г. N 104-КЗ

Закон Приморского края от 7 июня 2012 г. N 52-КЗ

Закон Приморского края от 12 августа 2011 г. N 802-КЗ

Закон Приморского края от 27 апреля 2011 г. N 754-КЗ

Закон Приморского края от 25 октября 2010 г. N 685-КЗ

Закон Приморского края от 4 декабря 2009 г. N 537-КЗ

Закон Приморского края от 28 июля 2009 г. N 487-КЗ

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий»

Закон Приморского края от 6 июля 2009 г. N 465-КЗ

Закон Приморского края от 10 марта 2009 г. N 394-КЗ

Закон Приморского края от 6 февраля 2009 г. N 374-КЗ

Закон Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 371-КЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением пункта 27, абзаца восьмого подпункта «а» пункта 30 статьи 1, которые вступают в силу с 1 января 2009 г.

Закон Приморского края от 3 декабря 2008 г. N 351-КЗ

Закон Приморского края от 25 сентября 2008 г. N 306-КЗ

Закон Приморского края от 13 мая 2008 г. N 259-КЗ

Закон Приморского края от 15 февраля 2008 г. N 200-КЗ

Закон Приморского края от 9 августа 2007 г. N 120-КЗ

Закон Приморского края от 9 августа 2007 г. N 119-КЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Административная деятельность полиции

Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях

Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления — центральная в производстве стадия. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления. Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 24.1 КоАП РФ. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административно-материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела (ст. 28.7 КоАП РФ) является составленный уполномоченным должностным лицом и надлежащим образом оформленный протокол о правонарушении или постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Подготовка к рассмотрению дела. Правила подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении содержатся в ст. 29.1 КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела выясняются следующие вопросы:

  • относится ли к компетенции судьи, органа, должностного лица рассмотрение данного дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы.
  • Если поступившее дело не относится к компетенции данного судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, то оно направляется по принадлежности или возвращается в тот орган, откуда поступило.

    К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела о правонарушении, относятся следующие:

  • судья, член коллегиального органа, должностное лицо являются родственниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя;
  • судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.
  • При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны согласно ст. 29.3 КоАП РФ заявить о самоотводе, подав соответствующее заявление председателю суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

    В свою очередь лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

    Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым могут быть вынесены следующие определения (ст. 29.4):

    1. о назначении времени и месте рассмотрения дела;
    2. о вызове участников производства и других лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
    3. об отложении рассмотрения дела;
    4. о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые их представили с нарушением предъявляемых к ним требований (неправильное составление протокола и оформление материалов, неполнота последних и др.), без устранения которых не может быть рассмотрено дело;
    5. о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а также в случае, если вынесено определение об отводе судьи, органа, должностного лица.
    6. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

      В случае если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин тех или иных участников производства и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

      По общему правилу (ст. 29.5) КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства этого лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о невыполнении соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором или объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство. Дело о правонарушении, влекущее лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

      Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом протокола о правонарушении и других материалов дела. В случае поступления заявлений от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на месяц, о чем выносится мотивированное определение.

      Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

      Непосредственное рассмотрение дела. Это очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.

      Хотя непосредственным предметом правоприменения в этом производстве служит отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляются нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действенность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

      Главная цель рассмотрения дела по существу: установление фактических обстоятельств совершения правонарушения; объективная правовая оценка его; применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.

      Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентируется ст. 29.7—29.13 КоАП РФ. Слушание дела начинается с объявления того, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. После этого устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

      Участникам производства разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Также может быть вынесено определение о передаче дела по подведомственности в соответствии со ст. 29.5, если таковая нарушена.

      Если нет препятствий для рассмотрения дела о правонарушении, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и иные материалы дела.

      Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При необходимости могут производиться и иные процессуальные действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

      При рассмотрении дела большой объем занимает аналитическая работа, оценка деяния, квалификация содеянного. Анализируя ситуацию, судья, орган, должностное лицо определяют характер совершенного деяния, степень вины лица, в отношении которого ведется производство, оценивают все доказательства, внимательно разбираются в существе дела. Объективная истина по делу должна базироваться на представленных материалах, а также на данных, которые получены в ходе слушания дела.

      В процессе рассмотрения материалов дела важно установить, имело ли место правонарушение и правильно ли оно квалифицировано, виновно ли лицо, которое подлежит ответственности, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли смягчающие обстоятельства или отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению, и другие факторы, влияющие на вынесение объективного и справедливого постановления.

      При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол. В протоколе указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывает председательствующий в заседании коллегиального органа и секретарь этого органа.

      Вынесение постановления. По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление. В нем дается окончательная правовая оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, определяются вид и мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения может быть принят один из двух вариантов постановления по делу:

    7. о назначении административного наказания;
    8. о прекращении производства по делу.
    9. Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5); освобождения привлекаемого лица от административной ответственности и объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

      Постановление по делу представляет собой административный акт, имеющий обязательную силу как для правонарушителя, так и для физических, должностных и юридических лиц, которые должны его исполнять. Постановление должно быть оформлено надлежащим образом. В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в нем должны содержаться следующие сведения: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица; наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела: сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

      В постановлении разрешаются и другие вопросы. Если при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение судьей одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест или в отношении которых не применена или не может быть применена конфискация или возмездное изъятие. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при отсутствии сведений о владельце — передаются в собственность государства в установленном порядке. Вещи, изъятые из оборота, передаются в соответствующие организации или уничтожаются. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела и в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

      Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления. Копия постановления по делу в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, и копия постановления о назначении наказания направляются в соответствующую организацию.

      Кроме постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение . Оно выносится в случаях передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

      В определении указываются: должность, фамилия и инициалы судьи, должностного лица, наименование состава коллегиального органа, вынесших определение; дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; содержание заявления, ходатайства; обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

      Определение по делу, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Определение подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

      Кроме рассмотренных актов (постановления, определения) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление об устранении указанных причин и условий . Организации и должностные лица, в адрес которых направлено представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения (ст. 29.13) и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, инициировавшим представление.

      Назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении. Если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ (ст. 28.6 КоАП РФ).

      Должностные лица ОВД вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф . При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административное наказание в виде штрафа в размере до 2000 руб.

      В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

      Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

      Стадия административного расследования. Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ).

      Административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в следующих областях: (1) антимонопольного законодательства; (2) патентного законодательства; (3) законодательства о естественных монополиях; (4) законодательства о рекламе: (5) законодательства об акционерных обществах; (6) о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах; (7) законодательства о выборах и референдумах; (8) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (9) законодательства о противодействии коррупции: (10) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (11) законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах; (12) законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; (13) миграционного законодательства; (14) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; (15) защиты прав потребителей; (16) охраны здоровья граждан; (17) авторского права и смежных прав; (18) товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров; (19) области налогов и сборов; (20) санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (21) таможенного дела; (22) экспортного контроля; (23) государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); (24) регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; (25) охраны окружающей среды; (26) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; (27) пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте; (28) несостоятельности (банкротства); (29) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

      Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления — немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

      Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

      Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

    10. решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
    11. решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
    12. решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

    Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

    Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

    В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

    Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

    Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

    isfic.info

    Смотрите так же:

    • Восстановление срока включения в реестр кредиторов Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) […]
    • Отчетность адвокатов Эксперты компании "Гарант" разъяснили, как происходит налогообложение адвокатской деятельности В рассмотренном примере у адвоката, работающего в коллегии адвокатов, возникли вопросы: […]
    • Где оформляют пенсию в москве Как оформить страховую пенсию по старости ​ к предъявлению для​с 2002 г. по​неизменным​взять справку о заработной​ между собой. Как​ своего рождения будущий​ в I пол.​ до 1 января​ или […]
    • Коэффициент заработной платы для начисления пенсии Коэффициент заработной платы для начисления пенсии Коэффициент среднемесячной зарплаты КСЗ – важнейший параметр, определяющий размер пенсии, точнее размер той ее части, которая заработана […]
    • Закон о национально культурной автономии Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ"О национально-культурной […]
    • Что входи в трудовой и страховой стаж ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 августа 2014 С 1 января 2015 года в России […]