Приватизация квартиры с участием несовершеннолетнего ребенка

Оглавление:

Какие документы обязательно нужны или могут понадобиться для продажи квартиры в 2018 году?

Продажа квартиры – для большинства граждан мероприятие ответственное и очень важное. Обычно ей предшествует определенная подготовка как морального, так и материального плана.

В нынешних условиях важно продумать каждый шаг предстоящей сделки, тщательно изучить все возможные тонкости и нюансы, выяснить, что для этого нужно предпринять.

И начать подготовку нужно с подготовки определенного пакета документов.

Причем правильно оформленная и полностью собранная документация, необходимая для продажи – едва ли не важнейший этап в сделке и залог ее успеха. А для того, чтобы в процессе продажи не возникло каких-либо трудностей, этим вопросом нужно заняться заблаговременно.

Так что же нужно собственнику, чтобы успешно продать квартиру в 2018 году?

Кто может быть продавцом квартиры?

Для начала нужно разобраться, кто же может выступать в качестве продавца жилого помещения. Право на заключение сделки по продаже жилплощади имеет только ее фактический собственник.

То есть лицо, указанное в документах на квартиру (например, в свидетельстве о праве собственности, в договоре, заключенном при ее приобретении, в документе, свидетельствующем о дарении, в свидетельстве о регистрации права на жилое помещение).

Бывает так, что непосредственный владелец квартиры собственнолично не может выступить в роли продавца или не имеет возможности присутствовать во время совершения сделки. Тогда от его имени может действовать доверенное лицо.

Но возможно это только при наличии доверенности, которую должен выдать сам собственник. Еще одно непременное условие – она должна быть обязательно заверена нотариально.

Часто при продаже квартиры возникает вопрос: а как быть, если собственником является несовершеннолетний гражданин. В этом случае если ребенку еще нет 14 лет, то все сделки за него осуществляются его родителями, опекунами или иными законными представителями.

Если подростку от 14 до 18 лет, то он имеет право сам действовать от своего лица, но только с согласия своих законных представителей.

Основной пакет документов

Существует определенный перечень документов, без которых сделку по продаже квартиры заключить невозможно или она попросту будет считаться недействительной.

Поэтому, прежде чем предпринимать какие-то действия в этом направлении необходимо узнать, что же это за документы и заранее их подготовить.

Перечень необходимых для продажи квартиры документов выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь это документ, удостоверяющий личность собственника, если он сам является участником сделки. Если квартира продается по доверенности, то паспорт доверенного лица. Если собственником является несовершеннолетнее лицо до 14 лет, то ему необходимо предоставить свидетельство о рождении, старше 14 лет – свидетельство о рождении и паспорт.
  2. Если продаваемая квартира является совместно нажитым имуществом во время брачных отношений, то при ее продаже необходимо предоставить свидетельство о браке и письменное разрешение второго из супругов, заверенное у нотариуса.
  3. Документы, являющиеся подтверждением права собственности на жилплощадь и свидетельство о регистрации такого права. Это может быть договор купли-продажи, договор дарения и прочие свидетельства отчуждения недвижимого имущества.
  4. Техпаспорт жилого помещения. Его давность не должна превышать 5 лет. Если документ выдавался ранее этого срока, то необходимо в службе БТИ заказать новый.
  5. Выписка из домовой книги, полученная не ранее, чем за месяц до совершения сделки.
  6. Если квартира является собственностью несовершеннолетнего, то к общему пакету документов необходимо приложить разрешение, полученное в органах опеки и попечительства. Оно служит подтверждением того, что продажа имущества ни в коей степени не нарушает права ребенка.
  7. Если сделка осуществляется уполномоченным на то лицом, то необходима нотариально заверенная доверенность и удостоверение личности продавца.
  8. Три оригинальных экземпляра договора купли-продажи. По одному экземпляру получают стороны сделки, и один остается в регистрационном органе.
  9. Если продается квартира, полученная в дар или в качестве наследства, то необходимо получить в налоговой инспекции справку, подтверждающую отсутствие долгов по налоговым взносам.
  10. Документы, подтверждающие чистоту сделки

    Убедиться в чистоте сделки по продаже квартиры можно ознакомившись всего с двумя основными документами:

  11. расширенной выпиской из ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество);
  12. выпиской из домовой книги.
  13. Первый документ позволяет проследить всю историю квартиры, а именно все совершаемые с ее участием сделки.

    Во втором отражены все лица, проживающие в данный момент или зарегистрированные когда-либо на данной жилплощади. Из него же можно узнать, не наложен ли на квартиру какой-либо арест, ограничение или обременение.

    Именно эти документы могут наиболее полно показать всю «чистоту» жилого помещения. Ведь основные трудности и подозрения в нечестности обычно вызывает история жилого помещения и проживание в нем третьих лиц.

    Если за последние несколько лет квартира неоднократно перепродавалась – это не может не вызвать сомнения в правомерности всех предыдущих сделок.

    Но при совершении сделки не только на эти документы нужно обращать внимание. Тщательному изучению подлежит каждый документ.

    Дополнительные документы

    Для успешной продажи квартиры может потребоваться ряд дополнительных документов:

    1. Если фактическим владельцем и продавцом является пожилой человек – не лишней будет справка о том, что он на момент совершения сделки полностью дееспособен. Получить ее можно в психоневрологическом диспансере по месту жительства.
    2. Если сделка совершается с участием несовершеннолетнего, то обязательна справка из органов опеки и попечительства. Она является подтверждением того, что права ребенка при этом не нарушаются.
    3. В том случае, если квартира продается гражданином, состоящим в браке, то необходимо предоставить письменное согласие второго супруга на продажу жилого помещения. Этот документ понадобится и в том случае, если брак между супругами был расторгнут. Непременным условием является заверение разрешительного документа нотариальным органом в установленном порядке. К согласию прилагается свидетельство о заключении брака или о его расторжении.
    4. Свидетельство о смерти, если супруг владельца квартиры скончался.
    5. Если при покупке квартиры использовался материнский капитал, то нужно получить справку о том, что при продаже права несовершеннолетнего не нарушаются.
    6. Справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг.
    7. Предыдущий договор купли-продажи. Служит еще одним доказательством чистоты совершаемой сделки.
    8. Документы для госрегистрации перехода права собственности

    9. Паспорт или иное удостоверение личности нового владельца.
    10. Документ, подтверждающий возникновение права на недвижимое имущество (договор купли-продажи).
    11. Заявление покупателя о гос. регистрации прав на жилое помещение и совершение сделок с его участием. Составляется по установленному образцу.
    12. Кадастровый паспорт объекта регистрации права собственности (если не предоставлялся ранее).
    13. Документ, подтверждающий право на недвижимость продавца, если оно не подтверждено регистрацией в ЕГРП.
    14. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины за регистрационные действия.
    15. Продажа квартиры – процедура не обыденная и не рядовая. Чтобы не попасть в руки мошенников и не потерять как недвижимое имущество, так и денежные средства настоятельно рекомендуется не заниматься самодеятельностью, а обращаться к профессионалам.

      Видео: Какие документы на квартиру потребуются для ее продажи?

      В видеосюжете риэлтор объясняет, какой пакет документов от собственника потребуется при продаже квартиры.

      Рассказывается, какие требования к данным документам предъявляются на практике, как их правильно оформить и получить в случае их отсутсвия.

      terrafaq.ru

      Чем опасна временная регистрация для собственника жилья. Как обезопасить себя от проблем законно?

      Временная регистрация – мера не только полезная, но в некоторых случаях необходимая по закону. Однако иногда случается, что польза от неё есть только для жильца – а владельцу квартиры потом достаются проблемы. Поэтому попробуем разобраться, какие подводные камни есть у такой регистрации – и как их можно избежать хозяину жилья.

      ○ Что такое временная регистрация.

      Прежде всего, определимся с тем, что такое временная регистрация. Это – одна из разновидностей регистрационного учёта. При её использовании гражданин регистрируется не там, где он проживает постоянно (и где, с точки зрения всех официальных органов и находится его место жительства), а там, где пребывает достаточно продолжительное время. Временная регистрация предусмотрена ст. 5 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

      В отличие от постоянной регистрации временная не обязательна, и иметь её закон требует только в следующих случаях:

    16. Пребывание в другом регионе РФ.
    17. Продолжительность такого пребывания составляет от 90 дней и выше (ч. 14 ст. 5 указанного закона).
    18. Кроме того, временная «прописка» ограничена сроком: она заканчивается в тот день, который изначально был определён при регистрации миграционной организацией. Хотя её можно и продлевать, но бессрочной она не является.

      ○ Может ли лицо, временно зарегистрированное, претендовать на квартиру?

      А теперь сразу же обнаруживаем главный подводный камень: получив временную регистрацию, жилец в течение срока её действия вправе проживать в квартире. Если с его стороны нет никаких нарушений договора найма или иного соглашения, по которому он вселялся, выгнать его хозяин жилплощади не имеет права.

      Однако право пользования – это единственное, на что может претендовать зарегистрированный. Никаких оснований приобретать долю в праве на квартиру либо оснований постоянно проживать в ней он не получает. После того, как истёк срок действия регистрации, временный обитатель должен либо получить согласие собственника на продление – либо покинуть помещение по первому же требованию в установленные сроки.

      ○ Трудности с выселением временно зарегистрированного.

      Однако не редки случаи, когда жилец, получивший временную регистрацию в жилье, не желает оттуда добровольно съехать. Что делать в этом случае?

      Самый надёжный алгоритм действий для владельца квартиры будет таким:

    19. Прежде всего, необходимо в письменной форме направить жильцу требование, в котором будет чётко сформулирована необходимость покинуть жилое помещение. В том случае, если дело дойдёт до суда, это требование станет одним из доказательств того, что владелец квартиры свои обязанности исполнил в полном объёме. Срок на исполнение требования нужно давать не менее 7 дней.
    20. Если ответа не последовало, и утративший регистрацию жилец не желает съезжать, необходимо обратиться к участковому, на территории которого находится квартира. Участковый не имеет полномочий самостоятельно выгонять кого-то из квартиры – но проведенная им беседа часто оказывается действенной, а собранные материалы опять-таки станут доказательством в суде.
    21. Если даже и после этого жильцы отказываются покидать помещение, тогда уже необходимо обращаться в суд и признавать жильца утратившим право проживания в квартире. В случае, если суд удовлетворит такое заявление, выселение уже можно проводить принудительно с участием сотрудников правоохранительных органов – судебных приставов и полиции.
    22. Но есть вещи, которые собственнику категорически делать нельзя:

    23. Угрожать жильцу расправой, если он не покинет квартиру. Это может рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 119 УК РФ.
    24. Самовольно выкидывать его вещи, когда его нет дома. Это – однозначное деяние, предусмотренное ст. 330 УК РФ, а именно самоуправство. Неважно, что жилец находится в квартире незаконно – хозяин квартиры всё равно будет не прав.
    25. ○ Временная регистрация беженцев.

      Отдельно стоит поговорить о том, какие подводные камни есть у регистрации беженцев и других иностранцев или апатридов (лиц, гражданства вообще не имеющих). Дело в том, что не гражданин России обязан встать на миграционный учёт – а лицо, сдающее ему жильё, должно сообщить об этом в миграционные органы (ранее – в ФМС, сейчас – в соответствующее управление МВД). И если владелец квартиры не уведомил, что принимает беженцев, гастарбайтеров или других иностранцев у себя – его ждёт ответственность, предусмотренная:

    26. Ст. 18.9 КоАП РФ – если просто миграционные органы не были поставлены в известность.
    27. Ст. 322.1 УК РФ – в случае, если владелец квартиры сам организовал незаконный въезд и пребывание в России иностранца.
    28. И если административное наказание относительно мягко (всего лишь штрафы, пусть даже и довольно существенные), то виновному в организации незаконной миграции стоит опасаться лишения свободы до пяти, а в тяжёлых случаях – до семи лет.

      ○ Когда согласие собственника на временную регистрацию не требуется.

      Владельцу жилья, в котором зарегистрированы временные жильцы, надо помнить: бывают ситуации, когда его воля не требуется, и в квартире будет прописан кто-то ещё помимо тех лиц, с кем он заключал договор. Такое возможно, когда в квартире регистрируется несовершеннолетний. Увы, но для детей временных жильцов согласия владельца квартиры не требуется – достаточно подтверждённого документами родства. В этом случае не действуют даже правила, касающиеся норм жилплощади на человека.

      Во всех остальных случаях согласие обязательно. Даже если лицо, получившее временную регистрацию, имеет мужа или жену – собственник обязан лично подтвердить, что он не против прописки.

      ○ Расходы за коммунальные услуги.

      Отдельно стоит поговорить о той плате, которую должен вносить временно зарегистрированный человек за пользование коммунальными услугами. Порядок оплаты по состоянию на 2017 год регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ №354 от 6.05.2011 г.). Согласно п. 42 Правил, в том случае, если в квартире не установлены счётчики, оплата за коммунальные взимается согласно количеству людей, проживающих в помещении. Таким образом, наличие временно зарегистрированного жильца приводит к тому, что плата за квартиру повышается – и это необходимо учитывать, предоставляя жилплощадь под временную регистрацию.

      В том же случае, если на коммуникациях установлены счётчики, количество жильцов учитывать не надо: оплата за коммунальные будет начисляться по действующим тарифам с учётом норм, действующих в конкретном регионе – но исключительно по показаниям счётчика, без учёта лиц, зарегистрированных в помещении.

      ○ Можно ли продать квартиру, если есть временно зарегистрированное лицо?

      Проблемы могут возникнуть и в том случае, если владелец жилья решит им распорядиться и продать. Какие проблемы могут возникнуть в этом случае?

      Необходимо помнить про следующее:

    29. Временная регистрация не делает жильца совладельцем жилья – поэтому продавать можно, не ставя его в известность и не спрашивая его согласия.
    30. Однако если жилец проживает на основании договора найма, то согласно ст. ст. 558 и 675 ГК РФ, перемена собственника жилья не приведёт к расторжению договора. В этом случае жилец сохранит право проживания до конца действия соглашения. И покупатель квартиры не сможет его выселить раньше времени, если условия договора не нарушены.
    31. Что же необходимо предпринять в этом случае продавцу и покупателю?

      Для продавца наилучший вариант – это просто подождать, пока окончится срок регистрации. Она снимется автоматически, и квартиру можно будет продать без проблем. Но если нет времени ждать, то можно предпринять следующие меры:

      • Договориться с жильцом о том, что он сменит место проживание и снимется с регистрации.
      • Аннулировать регистрацию через суд, если есть для этого основания.
      • В свою очередь покупателю необходимо:

      • Убедиться, что в квартире не зарегистрирован никто из временно проживающих. Для этого необходимо потребовать от продавца ещё до сделки предоставить свежий оригинал справки из местного ГУВМ МВД РФ (к которой сейчас перешли функции ФМС РФ). Дело в том, что эта информация не может рассматриваться
      • Если такие жильцы есть – можно либо аннулировать регистрацию, действуя уже как собственник (то есть после оформления покупки), либо расторгнуть договор о продаже квартиры через суд. В последнем случае стороны возвращаются в изначальное положение: продавцу возвращается квартира, а покупателю – деньги.

        ○ Мелкие недостатки.

        Дополнительно временная регистрация может причинить собственнику жилья и некоторые мелкие неприятности:

      • Если временно зарегистрированный человек оформил на себя кредит, но не платит по нему, представители банка, микрофинансовой организации или же коллекторы будут искать его именно по тому адресу, который он указал. Соответственно могут быть звонки на домашний телефон или даже визиты представителей этих организаций.
      • Если жильца разыскивают за совершение административного проступка или даже преступления – придётся иметь дело с полицией, сотрудники которой непременно посетят квартиру. Кроме того, по почте могут приходить квитанции о штрафах за нарушение ПДД, если у жильца есть машина.
      • Если человек уклоняется от призыва в вооружённые силы – повестки могут приходить именно по адресу временной регистрации. Более того, работники военкомата даже могут обвинить владельца квартиры в том, что он помогает призывнику скрываться от повестки. Серьёзных проблем это не вызовет, но нервы хозяину потреплят.
      • Если квартирант злоупотребляет алкоголем или принимает наркотики, дебоширит, нарушает покой соседей и т. д. С одной стороны, всё это – однозначный повод расторгнуть договор и выписать такого жильца. С другой – придётся обращаться в суд. Кроме того, если, к примеру, временно зарегистрированный залил квартиру этажом ниже – отвечать, согласно ст. 210 ГК РФ и ст. 67 ЖК РФ, придётся владельцу, если в договоре с жильцом не указано иное.
      • ○ Как избежать неприятностей с временно зарегистрированным.

        Стопроцентного способа избежать проблем с человеком, которого собственник временно регистрирует у себя, не существует, однако есть некоторые методы, позволяющие себя обезопасить:

      • Оформлять регистрацию надо на как можно меньший срок. В этом случае даже если жилец окажется «проблемным» , он довольно быстро потеряет право на проживание. Заполнение заявления в МФЦ или ГУВМ МВД лучше проконтролировать лично, не ограничиваясь дачей согласия.
      • Тщательно составлять договор найма помещения или бесплатного пользования им (если жильца пустили жить безвозмездно). В договоре надо как минимум отразить ответственность за порчу жилья или за причинение вреда имуществу соседям. Кроме того, там надо указать, в каком порядке и кто оплачивает коммунальные услуги и иные расходы на жильё.
      • Последнее по порядку, но не по значимости – внимательно отнестись к выбору временного жильца. Разрешать проживание и регистрировать стоит только тех, кому собственник лично доверяет.
      • ○ Советы юриста:

        ✔ Временно зарегистрированное лицо не платит коммунальные услуги.

        Прежде всего, необходимо отметить, что обязанность оплачивать коммунальные и другие услуги, связанные с проживанием, согласно ст. 153 ЖК РФ, ложатся в первую очередь на:

      • Нанимателя по договору соцнайма.
      • Арендатора жилья (в случае, если договор заключила организация).
      • Собственника.
      • Таким образом, если временно зарегистрированный не платит – то отвечать по долгам будет собственник. Более того, обязанность по оплате у временного жильца возникает лишь в том случае, если он заключил соответствующий договор с собственником или основным нанимателем.

        Но что делать, если договор заключён, в нём прописана обязанность платить коммунальные – а жилец нарушает это условие? В этом случае алгоритм действий будет таков:

      • Собственник гасит долг по коммунальным платежам.
      • Сумма выплаченного долга взыскивается с временного жильца.
      • Можно обойтись без погашения – но в этом случае есть риск, что организации, поставляющие электроэнергию, тепло, воду и т. д. сами обратятся в суд и начнут взыскивать долг уже с собственника. Вдобавок наличие оплаченных квитанций в суде будет дополнительным доказательством.

        ✔ Как распределить оплату за коммунальные услуги?

        В том случае, если необходимо, чтобы временно зарегистрированный в жилье человек сам платил по коммунальным, необходимо составить договор. В просторечии его часто называют договором аренды, но на самом деле это будет договор найма жилья.

        В документе необходимо указать следующее:

        1. Срок действия – именно на это время и даётся временная регистрация.
        2. Возможность и условия продления.
        3. Размер платы за наём. При желании можно договор сделать и бесплатным.
        4. Кто конкретно имеет право проживать – только одно лицо, или же и члены его семьи. Надо помнить: детей до 14 лет жилец может прописать и без согласия владельца квартиры. Но вот жену, мужа или, скажем, взрослого брата или сестру – уже нет.
        5. Порядок оплаты коммунальных услуг. Именно здесь указывается, кто, собственник или жилец, будет производить коммунальные платежи.

        Что же касается оплаты, то распределение может быть любым. Владелец может взять всю коммунальную оплату на себя – в этом случае его расходы могут быть компенсированы за счёт платежей по договору найма. Либо может быть указано, что жилец платит сам за себя – такой вариант больше подходит для тех случаев, когда владелец квартиры в ней сам не проживает, а лишь сдаёт её жильцу.

        Законодательство не регламентирует порядок оплаты. Всё зависит от условий, на которых договорились собственник и временный жилец.

        Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

        www.topurist.ru

        Приватизация квартиры с участием несовершеннолетнего ребенка

        ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        от 18 мая 2009 года N 423

        Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан

        (с изменениями на 30 декабря 2017 года)

        ____________________________________________________________________
        Документ с изменениями, внесенными:
        постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 559 (Российская газета, N 174, 06.08.2010);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474 (Российская газета, N 112, 18.05.2012);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 391 (Российская газета, N 99, 04.05.2012) (вступило в силу с 1 сентября 2012 года) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118 (Российская газета, N 35, 19.02.2013);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 558 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2013);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2014);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2015 года N 960 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.09.2015, N 0001201509180020);
        постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.01.2018, N 0001201801090003).
        ____________________________________________________________________

        1. Утвердить прилагаемые:

        Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

        Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

        Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

        Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

        Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

        Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

        форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

        2. Признать утратившими силу:

        Председатель Правительства
        Российской Федерации
        В.Путин

        Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

        1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

        2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

        Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

        3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118.

        4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются:

        фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном;

        сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном;

        сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;

        сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

        сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

        Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        К заявлению прилагаются следующие документы:

        краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном;

        справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

        заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

        копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

        письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

        копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Документы, указанные в абзаце десятом настоящего пункта, действительны в течение года со дня выдачи, документы, указанные в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, действительны в течение 6 месяцев со дня выдачи.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 17 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716.

        4_1. Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение, заявление и документ, предусмотренный абзацем тринадцатым пункта 4 настоящих Правил.
        (Пункт дополнительно включен с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118; в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2015 года N 960; в редакции, введенной в действие с 17 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716.

        5. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

        В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

        Орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами четвертым — шестым пункта 4 настоящих Правил.

        Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

        В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанных в абзацах двенадцатом и четырнадцатом пункта 4 настоящих Правил, орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 17 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716.

        6_1. Ответы на запросы органа опеки и попечительства о подтверждении сведений, предусмотренных абзацами четвертым и шестым пункта 4 настоящих Правил, направляются уполномоченным органом в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

        Форма и порядок представления ответа на запрос органа опеки и попечительства о подтверждении сведений, предусмотренных абзацем пятым пункта 4 настоящих Правил, а также форма соответствующего запроса органа опеки и попечительства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Ответ о подтверждении указанных сведений направляется в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

        В случае если сведения, указанные гражданами в заявлении в соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 4 настоящих Правил, были подтверждены более года назад, орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) повторно запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение таких сведений.
        (Пункт дополнительно включен с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474; в редакции, введенной в действие с 17 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716.

        7. У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.

        8. В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 17 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716.

        При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474.

        Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).
        (Абзац дополнительно включен с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474)

        Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

        Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

        Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118.

        Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

        9. Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 17 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716.

        На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423.

        Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

        Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

        Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118.

        10. Орган опеки и попечительства на основании заключения о возможности гражданина быть опекуном в течение 3 дней со дня его подписания вносит сведения о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

        После внесения сведений о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами, орган опеки и попечительства представляет гражданину информацию о ребенке (детях), нуждающемся в установлении над ним опеки или попечительства, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
        (Абзац дополнительно включен с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118)

        10_1. Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

        а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

        б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
        (Пункт 10_1 дополнительно включен с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118)

        10_2. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

        а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

        б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

        в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
        (Пункт 10_2 дополнительно включен с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118)

        11. Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

        12. При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе орган опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности гражданина быть опекуном и журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

        13. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, снимается с учета:

        а) по его заявлению;

        б) при получении органом опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации назначению гражданина опекуном;

        в) по истечении 2-летнего срока со дня постановки гражданина на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном.

        14. Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе:

        а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

        б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

        в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью;

        г) обеспечить информирование гражданина, выразившего желание стать опекуном, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказать содействие в подготовке таких документов.
        (Подпункт дополнительно включен с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93)

        15. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и порядком организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 391; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        16. Сведения об обращении в орган опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

        17. Формы журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами, заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном, свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) и акта обследования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 391; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118.

        Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

        2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

        а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

        б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

        3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

        4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474.

        Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
        (Абзац дополнительно включен с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474)

        Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
        (Абзац дополнительно включен с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474)

        Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

        5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

        Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

        6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

        При выявлении по результатам обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ним, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего гражданина.

        Орган опеки и попечительства, получивший указанную информацию, вносит в установленном порядке сведения о несовершеннолетнем гражданине в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего гражданина до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство либо в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        7. Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или усыновить ребенка, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423.

        Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или усыновить ребенка, с просьбой о назначении его опекуном (попечителем) либо с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем и иные документы, предусмотренные пунктом 4 указанных Правил или пунктом 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», а также акт обследования условий жизни гражданина передаются организацией в орган опеки и попечительства для принятия решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) или о выдаче заключения о возможности быть усыновителем либо об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) или в выдаче заключения о невозможности быть усыновителем в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных документов в организацию гражданином.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        8. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного

        постановлением Правительства
        Российской Федерации
        от 18 мая 2009 года N 423

        1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

        2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

        Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

        3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

        В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

        В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

        4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

        Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье

        УТВЕРЖДЕНЫ
        постановлением Правительства
        Российской Федерации
        от 18 мая 2009 года N 423

        1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

        2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

        Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423, и с учетом положений статьи 153_1 Семейного кодекса Российской Федерации.

        3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

        Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

        4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

        5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

        6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

        7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

        8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

        Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

        9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

        Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

        Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

        Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

        10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

        11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423.

        Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей

        1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

        2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

        3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

        4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

        а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

        б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

        в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

        4_1. При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот:

        а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;

        б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.
        (Пункт 4_1 дополнительно включен с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93)

        5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

        6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

        Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

        7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

        В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.
        (Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93)

        8. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — акт проверки условий жизни подопечного) по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:

        а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;

        б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

        10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

        а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

        б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;

        в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

        11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

        Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
        (Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.

        12. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

        13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

        а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;

        б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);

        в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.
        (Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        14. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

        Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных

        (с изменениями на 10 февраля 2014 года)

        1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения личных дел несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные).

        2. Орган опеки и попечительства на каждого подопечного формирует личное дело, в котором хранятся:

        а) свидетельство о рождении, а при его отсутствии заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для подопечных старше 14 лет);

        б) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо о направлении несовершеннолетнего гражданина в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот);

        в) документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими несовершеннолетних:

        решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

        свидетельство о смерти родителей (единственного родителя);

        документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

        заявление родителей (единственного родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;

        справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

        копия решения суда о назначении родителям наказания в виде лишения свободы;

        г) медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

        д) справка о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи подопечного из родильного дома, родильного отделения медицинской организации);

        е) документы об образовании (для подопечных школьного возраста).

        3. В личное дело также включаются следующие документы (при их наличии):

        а) выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи;

        б) правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера);

        в) договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих подопечному на праве собственности;

        г) опись имущества подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

        д) акты проверок условий жизни подопечного;

        е) договоры об открытии на имя подопечного счетов в кредитных организациях;

        ж) документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;

        з) полис обязательного медицинского страхования;

        и) решение суда о взыскании алиментов, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, пенсионная книжка подопечного, получающего пенсию, удостоверение об инвалидности;

        к) справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, индивидуальная программа его реабилитации;

        л) предварительное разрешение органа опеки и попечительства о распоряжении доходами подопечного;

        м) документы, подтверждающие расходование денежных средств на нужды подопечного, и отчет об использовании денежных средств;

        н) договоры (купли-продажи, доверительного управления имуществом, поручения, иные договоры), заключенные в интересах подопечного;

        о) свидетельства о праве на наследство;

        п) справка с места работы (учебы) подопечного;

        р) справка об ознакомлении гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном), с медицинским диагнозом подопечного;

        с) согласие (заявление) подопечного, достигшего 10 лет, с назначением опекуна или попечителя (далее — опекун);

        т) ежегодные отчеты опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом (далее — отчет опекуна) с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов), утвержденные руководителем органа опеки и попечительства;

        у) иные документы.

        4. В отчете опекуна указываются:

        а) место хранения имущества подопечного, переданного на хранение;

        б) место нахождения имущества подопечного, не переданного в порядке, предусмотренном статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации, в доверительное управление, и сведения о его состоянии;

        в) сведения об отчуждении имущества подопечного, совершенном с согласия органа опеки и попечительства;

        г) сведения о приобретении имущества, в том числе взамен отчужденного;

        д) сведения о доходах, полученных подопечным за год, с указанием суммы дохода, даты получения и источника;

        е) сведения о расходах на нужды подопечного, произведенных за счет полученных доходов (за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды);
        (Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        ж) сведения о расходах, произведенных с согласия органа опеки и попечительства за счет имущества подопечного.

        5. После утверждения отчета опекуна орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного вещи, пришедшие в негодность, и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного на основании акта, составленного органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего 14 лет, по его желанию. При составлении акта могут присутствовать иные заинтересованные лица. Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в его составлении. Один экземпляр акта передается опекуну или попечителю, другой экземпляр акта хранится в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 93.

        6. Копии документов, представленные гражданином, который органом опеки и попечительства поставлен на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, после назначения его опекуном хранятся в личном деле подопечного.
        (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 118.

        7. В личное дело подопечного включаются подлинники документов, повторно выданные документы (дубликаты), копии документов, в том числе в случае, установленном законом, — нотариально заверенные копии документов.

        8. В случае поступления информации, относящейся к подопечному и влекущей необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в личном деле подопечного, соответствующие документы приобщаются к личному делу и изменения производятся в течение дня, следующего за днем поступления указанной информации.

        9. Ведение личных дел подопечных, переданных под опеку или попечительство, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства.

        10. На каждого подопечного, передаваемого под опеку или попечительство, орган опеки и попечительства или организация для детей-сирот передают опекунам из личного дела подопечного документы (при их наличии), указанные в подпунктах «а», «в»-«е» пункта 2 и подпунктах «б»-«г», «е» -«л» и «п» пункта 3 настоящих Правил.

        Документы передаются лично опекуну под роспись о получении в течение 3 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

        При прекращении опеки или попечительства опекун передает указанные документы в орган опеки и попечительства.

        11. При смене подопечным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства подопечного направляет его личное дело в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от опекуна в орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного не позднее дня, следующего за днем получения личного дела подопечного, обязан поставить подопечного на учет в установленном порядке.

        12. При помещении подопечного в организацию для детей-сирот орган опеки и попечительства:

        а) составляет опись документов, хранящихся в личном деле подопечного, и акт передачи личного дела подопечного, подписанный руководителем органа опеки и попечительства и руководителем организации для детей-сирот;

        б) передает документы, хранящиеся в личном деле подопечного, по описи должностному лицу организации для детей-сирот;

        в) хранит акт о направлении подопечного в организацию для детей-сирот, а также акт передачи личного дела и опись документов.

        13. Ведение личных дел подопечных, помещенных в организацию для детей-сирот, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом организации для детей-сирот.

        14. При переводе подопечного в другую организацию для детей-сирот его личное дело передается руководителю указанной организации под роспись о получении.

        15. При передаче подопечного из организации для детей-сирот под опеку или попечительство его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного.

        16. По завершении пребывания подопечного в организации для детей-сирот его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного.

        17. Орган опеки и попечительства или организация для детей-сирот обеспечивают конфиденциальность при хранении личных дел подопечных.

        18. По завершении пребывания подопечного в организации для детей-сирот, а также при прекращении опеки или попечительства подопечному выдаются:

        б) полис обязательного медицинского страхования;

        в) медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного (при наличии), а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

        г) документ об образовании;

        д) документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;

        е) документы, подтверждающие право подопечного на имущество и денежные средства, право собственности и (или) право пользования жилыми помещениями;

        ж) справка о пребывании подопечного в организации для детей-сирот (в случае завершения пребывания подопечного в организации для детей-сирот);

        з) пенсионное удостоверение (при наличии);

        и) пенсионная книжка (при наличии);

        к) удостоверение об инвалидности (при наличии);

        л) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

        19. По достижении подопечным 18 лет его личное дело передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 559.

        Форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом

        УТВЕРЖДЕНА
        постановлением Правительства
        Российской Федерации
        от 18 мая 2009 года N 423
        (В редакции, введенной в действие с 21 февраля 2014 года
        постановлением Правительства Российской Федерации
        от 10 февраля 2014 года N 93. —
        См. предыдущую редакцию)

        Форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом

        docs.cntd.ru

        Смотрите так же:

        • Приказ 185 гибдд 10 причин остановки Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении […]
        • Заявление на прием от совместителя Что такое совместительство согласно ТК РФ? Приказ и заявление на прием на работу по совместительству, образцы документов и правила их написания Работа по совместительству становится всё […]
        • Ходатайство по пропуску срока Заявление о применении срока исковой давности Если в суд поступит заявление о применении срока исковой давности, вероятнее всего в удовлетворении исковых требований будет отказано. […]
        • Образец пример отзыв на исковое заявление Заявление об исправлении недостатков иска Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при […]
        • Образец справки в пенсионный фонд для пенсии Достойная старость в России: какую пенсию для россиян, стаж которых более 35 лет, подготовило государство? Чтобы получить право на выплату пенсии в России необходимо иметь 15 лет стажа. […]
        • Параметры реестра используемые Реестр или Настройки? В некоторых случаях изменение ключевых значений конфигурации программы, хранящихся в настройках операционной системы, является единственным способом, позволяющим […]