Трактиры в романе преступление и наказание

Урок литературы по роману «Преступление и наказание». «В Петербурге Достоевского» (10-й класс общеобразовательной школы)

Разделы: Литература

Тема урока: В Петербурге Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» (10-й класс общеобразовательной школы).

Цели урока:

  • Обучающие
    • познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    • помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;
    • подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
  • Развивающие
    • формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    • формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    • развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
    • Воспитательные
      • воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.
      • Тип урока: Урок формирования новых знаний.

        Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

        Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

        Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; план работы по теме урока; иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

        Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.

        Эпиграф:

        И царицей Авдотьей заклятый,
        Достоевский и бесноватый,
        Город в свой уходил туман.

        Анна Ахматова. Поэма без героя

        I. Организационный момент

        II. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой

        – Слово о писателе.
        – Традиции и новаторство Достоевского в изображении города.
        – Образ города как места действия (очерково-бытовые, топонимические петербургские реалии).
        – Тесная слитность города и судеб героев. Город как соучастник преступления.

        III. Вступительное слово подготовленного учащегося

        Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, горькие ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание» и что воплотилось на его страницах. Это был человек, положивший жизнь на поиски путей, не много не мало, к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до антигуманной проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения.
        Мы будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском как о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма и «наполеонизма», о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека».

        IV. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-5; часть II, гл. 6,7; часть III, гл. 4; часть IV, гл. 4; часть V, гл. 4-5; часть VI, гл. 6,7).

        – Отправляемся вместе с главным героем произведения – студентом-разночинцем Родионом Раскольниковым – по «срединным» улицам Петербурга XIX-го века, «каморочкам» трактирам, распивочным.

        Контрольные вопросы:

        – Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара).

        – Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота, что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать. Раскольников: «Грязно, пакостно, гадко, гадко!»).

        – Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

        – Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана. круглого стола. туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».
        Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).

        – Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестницаузкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)

        – Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат» вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

        – Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

        – Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.
        Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).

        – А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

        – Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).

        – Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

        – Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

        – Как вы понимаете слова Мармеладова: «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»? (К горю людей здесь относятся не просто равнодушно, а с усмешкой и злорадством. В доме Мармеладовых беда, а мы видим, как протягиваются «наглые смеющиеся головы», слышим «пронзительный визг» хозяйки дома, которая хочет выгнать Катерину Ивановну прочь

        Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем):

        – Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию. Как и в произведениях Гоголя и Некрасова, в действии принимают участие не только люди, но и стихия города, выступающая у Достоевского как враждебная человеку сила.

        – Устойчивый мотив тесноты, толкучки, вони, грязи, духоты, «как в комнатах без форточек», чего-то неправильного, безобразного. Скученности, тесноте и духоте жизни людей в большом городе противостоит духовное одиночество человека в толпе, в мире себе подобных.

        – Человек задыхается и на улицах Петербурга, и в уличной толпе, и в «битком набитом» трактире, и в своей «каморке». Все несет печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

        – Люди относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием. Объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям других. Общество, в котором живут герои романа, устроено так, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

        – Изображение Сенной площади и прилегающей к ней «канавы» с многочисленными распивочными, рюмочными, кабаками и другими подобными «заведениями» позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не только какими-то случайными трагическими ситуациями, индивидуальными качествами личности, но и законами социального устройства общества.

        V. Заключительное слово учителя

        – Вслед за Н.В. Гоголем – автором петербургских повестей, и Н.А. Некрасовым – поэтом-репортером большого города – Ф.М. Достоевский концентрирует внимание на социально-психологических противоречиях и контрастах Петербурга, выражая сочувствие его «бедным людям» – чиновнику, студенту-разночинцу, всем честным, одаренным натурам, глубоко страдающим от нищеты и трагического «неблагообразия» окружающей их действительности. Но Достоевского в большей степени, чем Гоголя и Некрасова, интересуют сложные с психологической точки зрения характеры, герои внутренне неуравновешенные, недоумевающие и страстно ищущие выхода. Это характеры людей с душой «петербургского мечтателя», душа капризная, неустойчивая, лишенная внутреннего равновесия, душа «маленького человека» большого города, возвышенная романтика которой может соседствовать в его мечтах с самой грубой прозой – мстительностью, властолюбием, непомерной гордостью, презрением и безжалостностью к другим.
        Сгущение красок помогает Ф.М. Достоевскому держать читателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не подаешься ли ты соблазнам «жизни в свою утробу»? Нет ли в тебе самом жестокости? Жива ли в тебе человеческая душа? Не теряет ли она способности болеть за горе, за оскорбления и унижения людей, живущих рядом с тобой на этой грешной, но стремящейся к счастью земле?»

        VI. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

        VII.Домашнее задание: перечитать рабочие главы романа к теме «Путь Раскольникова к преступлению»: часть I, гл. 2, 3, 4, 5, 6; часть III, гл. 5.

        Литература:

        1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.
        2. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.
        3. Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.
        4. Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.
        5. История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990
        6. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.
        7. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.

        Приложение 3. Портреты писателя Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова и С. Харламова.

        Приложение 4. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» художника Д.А. Шмаринова.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»

        Во всем мире знают и читают психологическо-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание», который был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник».

        Замысел романа созревал у писателя в течение многих лет, однако его главная идея об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях сформировалась в 1863 году. К написанию произведения Достоевский приступил через 2 года.

        Стоит отметить, что по прошествии свыше 150 лет, роман всё так же популярен. Более того, он привлекает все новых и новых читателей со всего света. И едут в Петербург, где долгое время жил и творил Фёдор Михайлович, в город, куда писатель погрузил своих героев, описывая вместе с тем реальные улицы, переулки, площади, мосты и набережные, а также здания и заведения тогдашней столицы.

        Сегодня многим читателям, как российским, так и зарубежным, хочется прогуляться по тем самым местам, где проживали персонажи Достоевского, где разворачивались главные события романа. Если интересно, то ничего не сможет помешать и вам отправиться в очень захватывающее путешествие по местам романа «Преступление и наказание». Начинается экскурсия с Дома старухи-процентщицы, а дальше маршрут следует согласно указанной синей линии на карте.

        Дом старухи-процентщицы

        У исследователей романа «Преступление и наказание» нет единого мнения касательно адреса дома старухи-процентщицы. Существуют 3 версии, по одной из них — Алёна Ивановна жила на набережной канала Грибоедова, по второй — старуха обитала в доме на левом углу Садовой и Никольского рынка, по третьей — жилище процентщицы находилось недалеко от Гороховой улицы. Но первая версия оказалась убедительнее 2-х остальных. Дом старухи-процентщицы — это бывший Дом Ивана Вальха, жилое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу: набережная канала Грибоедова, 104/25.

        «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он (Раскольников) к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в — ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.».

        Раскольников не раз измерял шагами маршрут от своего дома к месту проживания старухи-процентщицы, которую Достоевский описывал как «крошечную, сухую старушонку, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосую». Её квартира располагалась во 2-ом узком дворе. Отсюда до дома, где жил Раскольников, по его подсчётам было всего 730 шагов.

        Сюда главный герой в 1-ый раз отправился делать «пробу», во 2-ой — на «само дело», и в 3-ий — после убийства, когда «неотразимое и неизъяснимое желание повлекло его» к «тому дому». Писатель детально описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит «канаву» (Екатерининский канал), разделявшую 2 полицейские части.

        Дом старухи-процентщицы еще примечателен тем, что в нем 2 года (в 1816 – 1818 гг.) проживал Александр Сергеевич Грибоедов. Согласно свидетельству современников писателя, в этом доме были написаны первые сцены комедии «Горе от ума».

        Трактир «Хрустальный дворец» — угол Садовой и Большой Подъяческой, 33

        «Он вышел в другую улицу: «Ба! «Хрустальный дворец»!» Работая над романом, в черновиках Достоевский пишет: «На углу Садовой и Вознесенского я набрел на одну гостиницу, и так как я знал, что в ней есть газеты, то и зашел туда, чтобы прочесть в газете, под рубрикой ежедневных событий, о том, что там написано об убийстве старухи».

        Получается, «Хрустальный дворец», описанный в романе, это гостиница «Пале-де-Кристаль». Трактир писатель помещает в угловой дом Вонлярской, выходивший на Большую Садовую улицу и Вознесенский проспект, в дом, в котором находилась гостиница Миллера «Пале-де-Кристаль». Здесь Раскольников и выслушал исповедь Свидригайлова. Теперь это дом № 45/56, известный как “Дом со шпилем”, который находится на углу улицы Садовой и Вознесенского.

        Юсуповский сад

        Прямо перед совершением преступления, когда Раскольников направлялся к Дому старухи-процентщицы, «. Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только все ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. «.

        В 1863 году по указу императора Александр II Юсуповский сад открыли для публичных посещений. Тогда в каждой из его частей установили по фонтану. Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей столицы и окрестных районов Санкт-Петербурга.

        Вознесенский мост

        Вокруг Вознесенского моста через Екатерининский канал разворачиваются многие события «Преступления и наказания». На нём Раскольников предавался размышлениям, с этого же моста на его глазах мещанка Афросиньюшка бросилась в Екатерининский канал. У Вознесенского моста в романе описывается безумная сцена, когда Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих маленьких детей петь и танцевать ради подаяния.

        «Канава», как называет Достоевский Екатерининский канал, наряду с переулками, улицами и площадями, является одним из главных мест действия романа. Это слово упоминается в романе свыше 2-х десятков раз — и каждый раз в весьма важном контексте. «Канава» встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую контору, куда он идет сознаваться в преступлении. На «канаву» выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой.

        Дом Сони Мармеладовой

        Недалеко от дома старухи-процентщицы на набережной канала Грибоедова, 73 в квартире на последнем, 3-м этаже обитала Соня Мармеладова. Сегодня дом трудно узнать. Дело в том, что во время написания романа он был трехэтажным, при советской власти он подвергся реконструкции: надстроили ещё этаж и главный фасад оформили в стиле «сталинского» классицизма.

        «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».

        Дом Родиона Раскольникова

        Действие романа начинается с того, что Раскольников выходит из своей каморки, которая расположена в С — м переулке, и направляется к К — му мосту. Почти что через 40 лет после выхода романа вдова Фёдора Михайловича Достоевского — Анна Григорьевна расшифровала некоторые сокращения и, в соответствии с ее версией, действие начинается в Столярном переулке.

        Существует мнение некоторых исследователей топографии романа, согласно которому под С — м переулком писатель подразумевал, возможно, Спасский переулок. Но оно не нашло подтверждение. И литературоведы взяли за основу версию вдовы Достоевского о том, что каморка Родиона Романовича находилась в Столярном переулке в доходном доме Шиля, поскольку местожительство главного героя тесно связано с адресами самого писателя. В 1847-1849 гг. в этом доме (бывшей гостинице «Париж») Федор Достоевский снимал комнату.

        Дом Раскольникова находится на улице Гражданской, 19 (Столярный переулок, 5). Квартира с его комнатушкой расположена на последнем этаже. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Так же, как и в романе, на чердак ведут 13 ступенек. В 1999 году на стене дома установили горельеф «Дом Раскольникова». Однако для посещения дом закрыт.

        Дом Бакалеева

        Отрывок из книги:

        • С часу на час. Приискал им на первый случай квартиру.
        • Где? — слабо выговорил Раскольников.
        • Весьма недалеко отсюда, дом Бакалеева.
        • Это на Вознесенском, — перебил Разумихин, — там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит; бывал.
        • Да, нумера-с.
        • Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!
        • Дом Бакалеева можно найти по адресу: Вознесенскй пр., 22. Он находится на углу Большой Мещанской улицы, это бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова.

          20 июля, в день, когда Раскольников сознался в убийстве, он приходил прощаться с матерью и сестрой. «Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

          Раскольников попал под дождь, 20 июля по старому стилю — Ильин день, когда все верят, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице. Тогда грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Поэтому, по замыслу писателя, вечером того дня Раскольников сознался в преступлении.

          Столярный переулок, 14

          Столярный переулок находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходит от Казанской улицы до набережной Канала Грибоедова. Он примечателен в аспекте нашей темы тем, что в по адресу: Столярный переулок, 5 находится литературный памятник, как уже было сказано выше, Дом Раскольникова.

          Также по адресу Столярный переулок, 14, в одной из квартир доходного дома Алонкина с 1864 по 1867 гг. проживал сам Фёдор Михайлович. Здесь писатель и написал свой роман «Преступление и наказание».

          Неподалёку в доходном доме Зверкова № 18 с 1829 по 1831 гг. жил писатель Николай Васильевич Гоголь, который в своей повести «Записки сумасшедшего» упоминает «Дом Зверкова у Кокушкина моста».

          Кокушкин мост

          «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».

          Итак, как уже стало понятно, главный герой нашел себе пристанище в Столярном переулке, а направлялся он в один из дней в начале июля к Кокушкину мосту. Это мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.

          Здание бывшей Казанской полицейской части

          На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Его вызвали по поводу жалобы хозяйки, которой он задолжал за квартиру. Вечером у Раскольникова начался бред, который длился 4 дня. Полицейская контора находилась по адресу — набережная Екатерининского (Грибоедова) канала, 99. Сюда, в итоге, 20 июля с повинной явился главный герой романа.

          «Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович (поручик) раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил свое показание».

          За Львиным мостом через Екатерининский канал находится здание бывшей Казанской полицейской части. В конце XIX века сюда перевели Санкт-Петербургскую сыскную уголовную полицию. В этом здании до революции размещался 3-й полицейский участок Казанской части. Здесь в полицейской конторе «Порфирий Петрович допрашивал Раскольникова» по поводу убийства старухи-процентщицы.

          Конный переулок — переулок Гривцова

          Конным переулком раньше называли сегодняшний переулок Гривцова. Это то место, где «мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром…» и разговорились со знакомой Лизаветой Ивановной. Здесь Раскольников узнает о том, что на следующий день старуха-процентщица будет одна дома. Переулок Гривцова находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходит от набережной реки Мойки до Сенной площади.

          Сенная площадь

          Родион Раскольников часто бывал на Сенной площади. Отправляясь на убийство, он проходил мимо Юсуповского сада. «Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся». Достоевский отлично знал этот район, поэтому маршрут главного героя автор воспроизвёл очень точно и скрупулёзно.

          «Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».

          На Сенной площади Раскольников замышляет убийство процентщицы — Алёны Ивановны, и на Сенную площадь он возвращается спустя несколько дней после убийства. На Сенной площади тогда стояла церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, или как храм в народе называли Спас-на-Сенной. С 1923 года — собор. Увы, в 1961 году в разгар очередной антирелигиозной кампании был взорван вместе с соседним доходным домом. Именно возле Спаса-на-Сенной Родиона Раскольникова постигло осознание ужаса своего преступления.

          Вечером 20 июля Раскольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, и сразу же отправляется в полицейскую контору, где сознается в убийстве. «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. «.

          peterburg.center

          Съезжий дом Спасской части

          «Видишь, Родя, тут без тебя целая история произошла. Когда ты таким мошенническим образом удрал от меня и квартиры не сказал, меня вдруг такое зло взяло, что я положил тебя разыскать и казнить. В тот же день и приступил. Уж я ходил, ходил, расспрашивал, расспрашивал! Эту-то, теперешнюю квартиру я забыл; впрочем, я ее никогда и не помнил, потому что не знал. Рассердился да и пошел, была не была, на другой день в адресный стол, и представь себе: в две минуты тебя мне разыскали. Ты там записан.»

          Здесь Разумихин узнал адрес Раскольникова. Канцелярия, паспортное отделение, арестантские камеры находились зздесь.

          Конный переулок (сейчас – переулок Гривцова):

          Это то место, где «мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром…» и разговорились со знакомой, которой оказалась Лизавета Ивановна. Здесь-то Раскольников и узнал, что завтра старуха- процентщица окажется дома одна.

          Переулок Гривцова — переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной реки Мойки до Сенной площади.С 1772 года называлась Конный переулок, дано по конным площадкам на Сенной площади (место торговли лошадьми).

          «Проходя мимо Юсупова сада он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.»

          Весной 1863 года, император Александр Второй распорядился открыть часть Юсуповского сада для публичных посещений. Для этого южная и северная части парка были чётко разделены. В южной располагались два пруда с островами, которые соединили между собой цепными мостами, а с берегом – деревянным. Полностью сад открыли для широкой публики в 1863 году. Тогда же в каждой части установили по фонтану. Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей окрестных районов города.

          «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. «

          На площади стоял уже несуществующий Спас-на-Сенной, тут и настигло Раскольникова осознание своего преступления.

          Сенная площадь — площадь в центре Санкт-Петербурга, расположенная на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы. Название площадь получила в конце XVIII века из-за того, что на этом месте продавалось сено. Районы, примыкавшие к Сенной площади, традиционно были населены городской беднотой. Так, например, здания на участке между современными Московским проспектом, улицей Ефимова и набережной реки Фонтанки назывались Вяземской лаврой и были одними из самых страшных трущоб в городе. Быт и нравы обитателей района вокруг Сенной были неоднократно описаны писателями, например Ф. М. Достоевским и В. В. Крестовским. До середины XIX века на Сенной площади лица, уличённые в грабежах, воровстве и мошенничестве, подвергались публичным телесным наказаниям («торговым казням») — описано Н. А. Некрасовым.

          sites.google.com

          Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

          Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

          Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех противооечий русской жизни в целом. История преступления Родиона Роскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.

          Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти.

          Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе , безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

          В романе изображены центр торговли тогдашнего Петербурга — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя внимания и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя. Раскольников — один из этой толпы.

          В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

          В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли.

          Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок. Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

          Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.

          В романе «Униженные и оскорбленные» Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим «туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями», «грязные дома», «сверкающие от сырости плиты тротуаров», «угрюмых, сердитых и промокших прохожих», «всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью купол петербургского неба».

          Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием «Петербург Дот стоевского».

          www.yaklass.ru

          Смотрите так же:

          • Правила соревнования самбо Правила самбо Основные правила соревнований по самбо В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и […]
          • Пособие демо Выплаты Пенсионного фонда России (ПФР) Пенсионный фонд Российской Федерации — это крупнейшая организация, которая оказывает государственные социально значимые услуги гражданам. Он основан […]
          • Пособия на детей в 2018 спб Детские пособия в Санкт-Петербурге в 2018 году Санкт-Петербург является обособленным субъектом федерации. На жителей мегаполиса не распространяются областные социальные программы. […]
          • Что такое слова названия признаков правило Слова, обозначающие названия признаков предметов Цели урока: Образовательные: повторить материал о словах названиях предметов и названиях действий предметов, научить правильно ставить […]
          • Как заполнить декларацию на транспортный налог за 2014 год пример Декларация по транспортному налогу: образец заполнения Декларация по транспортному налогу заполняется организациями-налогоплательщиками в собственности, которых находится транспортное […]
          • Фонд социального страхования пособия Фонд социального страхования Государственные финансы и финансовая политика государства Бюджетная система и ее основные принципы Типы бюджетных систем Уровни бюджетной […]